Снова Панофский о Дюрере.
Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров, Старая пинакотека, Мюнхен, около 1503 (
рассмотреть детали).
Центральная панель представляет сцену Рождества, боковые, согласно заслуживающей доверия традиции, братьев Лукаса и Стефана Паумгартнеров в образе свв. Георгия и Евстахия. Подобная композиция характерна для искусства Нидерландов, но не Германии. Если немецкий алтарь изображал святых в полный рост на боковых панелях, то в его центр, как правило, помещалась вырезанная из дерева скульптурная группа; там же где центральая часть алтаря была живописной, боковые панели, как правило, изображали сцены, а не отдельных святых. Ближе всего к композиции алтаря композиция мюнхеского триптиха Дирка Боутса и триптих Портинари Хуго ван дер Гуса; влияние этой традиции заметно и в изображении двух пастухов, один из которых поднялся на ступеньку - мотив встречающийся и у Хуго ван дер Гуса и у Гертгена тот Синт Янса. Тем не менее, есть и существенное различие: в нидерландской живописи святые изображаются на фоне пейзажа, продолжающегося на центральной панели, в то время как Дюрер, помещая Рождество в живописный двор, изображает святых на нейтральном черном фоне.
А теперь танцыкартинки:
Дирк Боутс, "Жемчужина Брабанта", Старая пинакотека, Мюнхен, около 1470 (
рассмотреть детали).
Хуго ван дер Гус, триптих Портинари, Уффици, Флоренция, 1476-1479