Альбрехт Дюрер, "Мадонна с чижом" (1506), Государственные музеи Берлина (
рассмотреть детали). Какой иконографический мотив, на Ваш взгляд, Панофский считает не только наиболее интересным в этой картине, но и абсолютным новшеством в северном искусстве?
Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива
Угадывать можно до вечера 14 августа, ответы скрываю.
Разгадка Большое спасибо всем участникам. Правильный ответ дала
gadyuka:Речь, по всей видимости, идет об изображении дополнительных детских фигур - других святых во младенчестве. В одном из детей безошибочно угадывается Иоанн Креститель, с отождествлением же второго затруднюсь. Речь идет действительно об изображении Мадонны с Младенцем в обществе младенца Иоанна Крестителя. До этого, как пишет Панофский, другие дети, родственники Иисуса, изображались только в "Трех браках св. Анны", т.е., вместе с множеством других взрослых.
Мне понравилась идея о погремушке, вот только шарик в руках у Младенца, кск справедливо заметили
distan и
shkrobius, - не погремушка, а соска: нечто (к примеру, сахар), обернутый в тряпочку (см., к примеру, статью в
Википедии). Мне сложно назвать этот мотив распространенным, но он встречается, к примеру, у богемского мастера Виттенгау в Св. Анне с Мадонной и Младенцем Иисусом, датируемой последней третью четырнадцатого века (более чем за сто лет до Дюрера), и находившейся некогда во Вроцлаве (
рассмотреть детали):
Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива
Путти, конечно, тоже итальянский мотив, однако встречаются они, к примеру, уже у Мемлинга:
Мадонна на троне с двумя ангелами (1490-1491, Уффици, Флоренция;
рассмотреть детали)
Изображение позаимствовано с сайта WGA
"Путти без туловища", т.е., херувимы в роли путти, по мнению Панофского, характерны именно для венецианской школы. Конечно, херувимы, окружающие Мадонну, встречаются уже у Фуке в
Мадонне/Агнессе Сорель из коллекции антверпенского музея изобразительных искусств (1450). Тем не менее, херувимы явно не итальянские. Кто именно из северян впервые стал рисовать хервимов-путти, и был ли это Дюрер, мне выяснить не удалось.
Еще одна любопытная деталь, на которую обратил внимание
ilyush: украшение на шее Мадонны. Надо сказать, что ожерелья встречаются очень часто: у Младенца, у святых и на портретах. Пока мне не удалось найти северных примеров изображения Мадонны с ожерельем (броши были у Лохнера), за исключением
фрески из Словении, датируемой 1430-1440, и Коронации Девы мастера Гроссгмайна из
пражской Национальной галереи. Прошу прощения за качество репродукции, лучшей найти мне не удалось. Информация о том, что у Марии на шее что-то висит почерпнута из описания на
http://www.imareal.oeaw.ac.at/realonline/ Мадонна с закрытой книгой встречается у последователя ван Эйка ("Мадонна у фонтана", Берлин, датировка мне не ясна) и в алебастровой Мадонне из аахенского собора (первая четверть четырнадцатого века):
Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива
Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива
Еще раз спасибо всем участникам! Ваши ответы раскрыты.