загадка

Aug 13, 2008 23:40

Альбрехт Дюрер, "Мадонна с чижом" (1506), Государственные музеи Берлина (рассмотреть детали). Какой иконографический мотив, на Ваш взгляд, Панофский считает не только наиболее интересным в этой картине, но и абсолютным новшеством в северном искусстве?



Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива

Угадывать можно до вечера 14 августа, ответы скрываю.

Разгадка Большое спасибо всем участникам. Правильный ответ дала gadyuka:Речь, по всей видимости, идет об изображении дополнительных детских фигур - других святых во младенчестве. В одном из детей безошибочно угадывается Иоанн Креститель, с отождествлением же второго затруднюсь. Речь идет действительно об изображении Мадонны с Младенцем в обществе младенца Иоанна Крестителя. До этого, как пишет Панофский, другие дети, родственники Иисуса, изображались только в "Трех браках св. Анны", т.е., вместе с множеством других взрослых.

Мне понравилась идея о погремушке, вот только шарик в руках у Младенца, кск справедливо заметили distan и shkrobius, - не погремушка, а соска: нечто (к примеру, сахар), обернутый в тряпочку (см., к примеру, статью в Википедии). Мне сложно назвать этот мотив распространенным, но он встречается, к примеру, у богемского мастера Виттенгау в Св. Анне с Мадонной и Младенцем Иисусом, датируемой последней третью четырнадцатого века (более чем за сто лет до Дюрера), и находившейся некогда во Вроцлаве (рассмотреть детали):


Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива

Путти, конечно, тоже итальянский мотив, однако встречаются они, к примеру, уже у Мемлинга:

Мадонна на троне с двумя ангелами (1490-1491, Уффици, Флоренция; рассмотреть детали)


Изображение позаимствовано с сайта WGA

"Путти без туловища", т.е., херувимы в роли путти, по мнению Панофского, характерны именно для венецианской школы. Конечно, херувимы, окружающие Мадонну, встречаются уже у Фуке в Мадонне/Агнессе Сорель из коллекции антверпенского музея изобразительных искусств (1450). Тем не менее, херувимы явно не итальянские. Кто именно из северян впервые стал рисовать хервимов-путти, и был ли это Дюрер, мне выяснить не удалось.

Еще одна любопытная деталь, на которую обратил внимание ilyush: украшение на шее Мадонны. Надо сказать, что ожерелья встречаются очень часто: у Младенца, у святых и на портретах. Пока мне не удалось найти северных примеров изображения Мадонны с ожерельем (броши были у Лохнера), за исключением фрески из Словении, датируемой 1430-1440, и Коронации Девы мастера Гроссгмайна из пражской Национальной галереи. Прошу прощения за качество репродукции, лучшей найти мне не удалось. Информация о том, что у Марии на шее что-то висит почерпнута из описания на http://www.imareal.oeaw.ac.at/realonline/



Мадонна с закрытой книгой встречается у последователя ван Эйка ("Мадонна у фонтана", Берлин, датировка мне не ясна) и в алебастровой Мадонне из аахенского собора (первая четверть четырнадцатого века):



Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива


Изображение позаимствовано с сайта марбургского фотоархива

Еще раз спасибо всем участникам! Ваши ответы раскрыты.

Альбрехт Дюрер, искусство, мастер Виттенгау, Ханс Мемлинг, четырнадцатый век, загадка, шестнадцатый век, мастер Гроссгмайна, Ян Ван Эйк, святые, пятнадцатый век

Previous post Next post
Up