Виллем Мореел, господин Оостклейхема, был фигурой весьма влиятельной. Он дважды был бургомистром Брюгге (1478 и 1483), судебным приставом (1488) и казначеем города (1489). Не удивительно, что он заказал тогдашнему ведущему художнику Брюгге двойной портрет - себя и жены Барбары, а несколько позже алтарь для церкви св. Иакова, где Мореел и был похоронен. Так до нас дошли еще три работы Мемлинга. Портреты сегодня находятся в Брюсселе, триптих - в Брюгге.
Виллем Мореел, Барбара ван Вландерберх (ван Хертсвелде)
Герб Виллема Морееля и Барбары ван Вландерберх из их Псалтыря (Гаага MMW 10 F 13)
Триптих семьи Мореел является достаточно типичным фламандским триптихом периода. На центральной панели изображены святые, которым посвящен алтарь, на правой панели - сам Виллем, за которым его сыновья, на левой - Барбара с дочерьми. Каждого из заказчиков сопровождает святой покровитель - св. Вильгельм и св. Варвара. На внешней строне - гризай (техника живописи имитирующая скульптуру).
Большую часть святых мы можем узнать по их аттрибутам. Так, святая Варвара изображается обычно с башней, в которую ее заточил ее отец-язычник; св. Иоанн-Креститель узнается по жесту, показывающему на ягненка ("Се Агнец Божий"), а чудо св. Георгий о Змие позволяет легко идентифицировать и его. То, что на левой панели именно святой Вильгельм, а не какой-то другой святой-военный вычисляется по имени Морееля и по существованию подобных святых (Вильгельма Геллонского, Вильгельма Великого). Изображением этих же святых - свв. Вилгельма и Варвары открывается и уже упоминавшийся Псалтырь Мореел-ван Вландерберх, находящийся сегодня в Гааге.
Более интересен выбор святых для центральной панели триптиха. Самая левая фигура - св. Мавр (Maurus, Moor). Его присутствие, скорее всего, отсылает к фамилии Мореел - в гербе Виллема Морееля (см. выше) были три мавританские головы. Самая левая фигура - св. Эгидий (Жиль). Согласно легенде, защитищая оленя, которого преследовали королевские охотники, он подставил свою руку. Присутствие святого Эгидия вместе с оленем может быть оцылкой к фамилии Барбары: ван Хартсвелде, указывающей на оленьи поля. В центре - св. Христофор, переносящий на плечах Младенца. Св. Христофор защищал от одной из самых серьезных опасностей - внезапной смерти, лишавшей человека последнего причастия.
Дополнение 9 февраля 2005. Выяснилось, что отцом Барбары был брюжский торговец Ян ван Херсвелт, проживавший в Клейн Гентхоф. Ему принадлежал любопытный манускрипт (
Ms. Oxford, Bodleian Library, Can. misc. 278), в котором были обнаружены датированные 18 августа 1468 отметки о путешествии из Брюгге в Венецию, затем в Рим и обратно.
Дополнение 12 октября 2005. По данным Полы Нутталл ("От Фландрии до Флоренции") Мореел был прихожанином чрезвычайно престижной церкви св. Иакова. В этой церкви молились герцоги бургундские во время пребывания в Брюгге, а среди прихожан были Джованни ди Николао Арнольфини и Джованни ди Арриго Арнольфини, Томмазо Портинари и Жан Грос.