Триптих семьи Мореел

Aug 18, 2004 12:51

Виллем Мореел, господин Оостклейхема, был фигурой весьма влиятельной. Он дважды был бургомистром Брюгге (1478 и 1483), судебным приставом (1488) и казначеем города (1489). Не удивительно, что он заказал тогдашнему ведущему художнику Брюгге двойной портрет - себя и жены Барбары, а несколько позже алтарь для церкви св. Иакова, где Мореел и был похоронен. Так до нас дошли еще три работы Мемлинга. Портреты сегодня находятся в Брюсселе, триптих - в Брюгге.

Виллем Мореел, Барбара ван Вландерберх (ван Хертсвелде)



Герб Виллема Морееля и Барбары ван Вландерберх из их Псалтыря (Гаага MMW 10 F 13)


Триптих семьи Мореел является достаточно типичным фламандским триптихом периода. На центральной панели изображены святые, которым посвящен алтарь, на правой панели - сам Виллем, за которым его сыновья, на левой - Барбара с дочерьми. Каждого из заказчиков сопровождает святой покровитель - св. Вильгельм и св. Варвара. На внешней строне - гризай (техника живописи имитирующая скульптуру).









Большую часть святых мы можем узнать по их аттрибутам. Так, святая Варвара изображается обычно с башней, в которую ее заточил ее отец-язычник; св. Иоанн-Креститель узнается по жесту, показывающему на ягненка ("Се Агнец Божий"), а чудо св. Георгий о Змие позволяет легко идентифицировать и его. То, что на левой панели именно святой Вильгельм, а не какой-то другой святой-военный вычисляется по имени Морееля и по существованию подобных святых (Вильгельма Геллонского, Вильгельма Великого). Изображением этих же святых - свв. Вилгельма и Варвары открывается и уже упоминавшийся Псалтырь Мореел-ван Вландерберх, находящийся сегодня в Гааге.



Более интересен выбор святых для центральной панели триптиха. Самая левая фигура - св. Мавр (Maurus, Moor). Его присутствие, скорее всего, отсылает к фамилии Мореел - в гербе Виллема Морееля (см. выше) были три мавританские головы. Самая левая фигура - св. Эгидий (Жиль). Согласно легенде, защитищая оленя, которого преследовали королевские охотники, он подставил свою руку. Присутствие святого Эгидия вместе с оленем может быть оцылкой к фамилии Барбары: ван Хартсвелде, указывающей на оленьи поля. В центре - св. Христофор, переносящий на плечах Младенца. Св. Христофор защищал от одной из самых серьезных опасностей - внезапной смерти, лишавшей человека последнего причастия.

Дополнение 9 февраля 2005. Выяснилось, что отцом Барбары был брюжский торговец Ян ван Херсвелт, проживавший в Клейн Гентхоф. Ему принадлежал любопытный манускрипт (Ms. Oxford, Bodleian Library, Can. misc. 278), в котором были обнаружены датированные 18 августа 1468 отметки о путешествии из Брюгге в Венецию, затем в Рим и обратно.

Дополнение 12 октября 2005. По данным Полы Нутталл ("От Фландрии до Флоренции") Мореел был прихожанином чрезвычайно престижной церкви св. Иакова. В этой церкви молились герцоги бургундские во время пребывания в Брюгге, а среди прихожан были Джованни ди Николао Арнольфини и Джованни ди Арриго Арнольфини, Томмазо Портинари и Жан Грос.

Ян ван Херсвелт, искусство, Томмазо Портинари, Джованни ди Арриго Арнольфини, Ханс Мемлинг, Джованни ди Николао Арнольфини, святые, Жан Грос, Виллем Мореел, пятнадцатый век, Барбара ван Вландерберх (ван Хертсвелде)

Previous post Next post
Up