Jun 26, 2011 02:49
Пифагорейский список противоположностей помещает женское начало в один ряд с бесконечным, четным, кратным, левым, темным, в конечном счете - с дикостью, тогда как мужское начало ассоциировалось с цивилизацией. данная оппозиция имела место до тех пор, пока существовал полис. в "Хоэфорах" Эсхила говорится
Кто бы измерить мог
Дерзость мужских затей
Кто б указал предел
Дерзостной страсти женской,
Ужасом и проклятьем
Павшей на род людской?
Любовь, если можно любовью назвать,
Безумной похоти женской власть,
Опасней чудовищ, страшнее бури.
(592-600) пер. С.Апта
именно в отместку за кражу огня Гефест по приказу Зевса создал Пандору - землю и в то же время женщину (Пандора изображается у Гесиода как дар богов, несущий погибель "хлебоядным мужам"). Что имеется в виду в этих строках "Трудов", выясняется в "Теогонии": описание ссоры богов и людей в Меконе представляет собой два строго последовательных эпизода - первоначальное жертвоприношение быка и его несправедливый делёж, в результате которого богам достался дым, а людям мясо, что и повлекло за собой изъятие огня Зевсом и похищение его Прометеем; другой - вручение людям двусмысленного дара - женщины, в качестве расплаты за то, что боги смирились с таким положением вещей
цит. по Пьер-Видаль Накэ, "Черный охотник", М., 2001, с. 35, 47
выделено мною - М.Ф.
уовп,
Л,
люди говорят