Часть 0 - Проблематика
Не будем юлить - украинский металл сегодня в плачевном состоянии, а в хорошем, наверное, никогда и не был. Украина пока не дала миру не то, что национальную Metallic`y или Iron Maiden, но даже не Арию или Аркону. Даже если опустить фактор международного успеха, ни одна металл-команда не имеет даже достаточно серьёзного национального успеха, который позволил бы её членам сосредоточиться исключетельно на работе в группе, что вполне бы тогда позволяло называть такой коллектив "профессиональный."
Я бы с большой натяжкой, разве что, мог бы отметить близость к металлу группы Kozak System, но все свои капли металла они протаскивают на сцену практически тайком в пачке с куда более очевидными неметаллическими элементами.
Можно сказать, что всё это местные особенности. Что, ну просто, не интересуются люди металлом в стране и не ходят на концерты локальных групп, но тут обнажается серьёзное противоречие: люди на концерты ходят - причём это становится предметом бравады участников коллективов и самих ходящих на концерты людей. Вконтактик и тематические форумы ломятся от фотографий и отчётов с явно успешных концертов и фестивалей, мы легко можем увидеть толпы людей, колосящихся под сценой, на которой стоят "ребята из соседнего двора" - не Вакен, конечно, и не фонограммные стадионы начала 90х, но вполне прилично. Туры, гастроли, поездки, концерты - неотъемлемая часть рок-н-ролльной жизни.
Тогда возникает вопрос. Почему? В чём загвоздка?
Про это всё я и хотел бы поговорить, потому что мало кто ещё напишет что-то непопулярное на этот счёт, кроме официальной позиции металлистов "общество тупое и не может понять рок-металл", не опасаясь говномётов, а вашему покорному слуге, вообще не привыкать.
Нет, я не буду переходить на личности. Не буду раскрывать заговоры, вообще, я не считаю, что в этой ситуации есть конкретно "плохие парни", и если кто-то и ведёт себя под давлением обстаятельств вообще некуртуазно, то его можно понять и простить.
Часть 1 - Концертная площадка.
Вот молодой человек посмотрел по интернетам масштабный концерт металл-группы, вроде Iron Maiden, или Helloween, или Rammstein. И понял, что он сможет так же, а, может, и лучше, ведь эта музыка, и в самом деле, не очень сложна.
Куплены инструменты, собрана группа верных друзей и даже есть песни. Надо идти на сцену и показать всем кузькину мать, и...В Украине очень мало помещений, в которых громкая музыка будет хорошо звучать.
Конечно, есть концертные площадки, вроде тех, на которых играют Iron Maiden, но пустят ли туда начинающую группу? - нет, а ни одна "кончающая" группа в Украине не дожила ещё до уровня, чтобы засветы на таких сценах были ситуацией регулярной, а не исключительной.
Мы сразу откинем такие большие площадки как Cтереоплаза, Дворец Украина и т.п. и даже Кристалл Холл и подобные (посмотрим правде в глаза, собирание публики в подобные заведения - это вопрос существенных инвестиций.)
Так что огромные сцены с огнемётами и дымо-машины из ничего не возьмутся, и придётся начинать снизу, или с середине, если начать вопрос сразу с того, чтобы платить за то, чтобы выступать, а не наоборот, как это должно быть при капитализме.
Клубы-пабы с живой музыкой и прочие общепиты с концертным аппаратом - это очень компромисный вариант, где часто "металл" в виду того, что музыканты не пытаються хоть как-то адаптироватьего к условиям помещения, будет звучать как шумовой шквал, травмирующий публику. И даже, если верные друзья, привлечённые, в первую очередь, честностью исполнения на фоне бездарной попсы, и говорят, что было гениально, не верьте. в 99% случаев было плохо, иногда, ужасно. Отчего слово "металл" в глазах адекватного менеджмента заведения становится сигналом к тому, чтобы тотчас выдворить любых представителей группы, предлагающих сотрудничество, или сигналом к тому, что на самоотверженнм энтузиазме таких представителей можно поиметь денег, что происходит в Украине повсеместно.
Есть также реально хорошие для металла клубы, как Бинго, Жара, Бочка, Андеграунд мюзик Холл и новый Роут66, однако менеджмент их очевидно понимает, в насколько уникальном положении находится, и локальная металл-группа (особенно с учётом того, что репутация "металла" ввиду описанных выше событий, которые происходят регулярно и подрывают репутацию стиля, как выдвигатель условий не рассматривается. Как правило, она между дебитом и кредитом получает лишь статус группы, которая играла в таком вот, редком, для украинского ландшафта клубе.
В этих условиях один из музыкантов популярной металл-группы даже сказал, что надо уйти от концепции клубных концертов, и играть только на фестивалях, но группа его всё так же играет в клубах, так что, видно, альтернатив не много.
Меня спрашивали про выходы. Они есть.
Поскольку, так или иначе, всё, на что для постоянной работы может рассчитывать украинский металл-коллектив, - это разного уровня дороговизны общепит со сценой. То музыкантам коллективов надо параллельно с тем, чтобы играть металл адски громко, как для стадиона, осваивать методику игры громкой музыки негромко с сохранением общей динамики. Если кабацкие лабухи называют свой стиль игры "рочок" или "рокешник", понимая, что это не "рок", в общем-то, то металл-группа должна уметь играть, кроме "металла" ещё и "металльчик".
Со временем, когда станет очевидно, что металл может звучать в таких клубах, это поможет группам наладить отношения с менеджментом и те уже не будут вообще идти в отказ при слове "металл", а понимать, что одни группы умеют играть (тихо), а другие - нет.
Естественно, нужно много работы и времени.
Вот, группа Gamma Ray умеет играть одни и теже песни тихо и громко. А группа In Extremo вообще, судя по всему, имеет отдельную программу для работы в кабаке.
Часть - 2 - Повальный демпинг.
Почти все украинские металлисты друг друга демпингуют. Каждая начинающая и продолжающая группа считает, что, вписавшись в как можно больше концертов бесплатно и задёшево, она обретёт преданную аудиторию, которая будет впоследствии выносить её на сцену большую и за деньги, но есть проблема. Ниже нуля планку не опустишь, а нуль на что не умножай.., а у входа на сцену по-прежнему стоит менеджмент заведения, который не видит смысла платить рубль за то, за что вчера ещё не ничего не платил. Даже, наоборот, постоянно ищет "партнёрских скидок". И группа попадает в кольцо сансары по замкнутому нулю.
Ваш покорный слуга сам поддался когда-то этой тенденции и предостерегает от этой ошибки каждого. Если кто-то знаком с моей деятельностью, то я с чистой совестью скажу, что стёр бы из хронотопа вселенной и памяти людей первые два года жизни своей группы, которые мне вспоминают (к счастью, всё реже и реже), когда я организовываю концерты.
Одно время в сети ходил анекдот:
ОБЪЯВЛЕНИЕ: Маленький уютный ресторан в центре города ищет музыканта для игры в нашем заведении в целях рекламы своего творчества и продажи дисков. Работа не ежедневная, только особые мероприятия, в случае положительных отзывов позже возможны вечерние выступления. Муз.стили: джаз, рок, спокойная этника. Вы заинтересованы в продвижении своей деятельности? Тогда обращайтесь как можно скорее.
ОТВЕТ МУЗЫКАНТА: С Новым годом! Я музыкант, у меня есть большой дом и мне требуется владелец ресторана, желающий в целях рекламы своего заведения приходить ко мне домой и готовить ужины для меня и моих друзей. Работа не ежедневная, только особые мероприятия, в случае положительных отзывов возможна вечерняя занятость. Меню: экзотика, деликатесы и национальные блюда. Вы заинтересованы в продвижении своего ресторана? Тогда обращайтесь как можно скорее.
По правде, появись такое объявление на украинском металл-форуме, от желающих не было бы отбоя. И от желающих отбоя нет.
В свете всего этого очень трудно доказать, что именно то, что делаешь ты чего-то стоит, в то время, как тут рядом люди тоже говорят слово "металл" и хотят играть за просто так. Или даже заплатить за то, что сыграет. О чём позже.
Менеджер группы, которая умеет играть всего три песни, может возразить мне, что он вынужден вписываться в концерты-солянки на 10 групп, за участие в котором, даже стыдно что-то требовать. Но суровая действительность такова, что группа должна иметь полтора часа (2 по 45 минут) материала, причём, желательно, чтобы половина всего сета - это был бы тематический кавер-материал. Не то, чтобы я сторонник каверизма, но пока ваши собственные песни не крутятся по радио и тв, судить о них будут по тому, как вы умеете играть чужие.
Есть также следующий фактор. Все люди, от которых может зависить карьера металл-группы, и так уже знают почти каждую группу, о чём свидетельствует мой опыт. И холодно оцениают её потенциал по текущей ситуации. И критерии этой оценки иные, чем принято в общепите со сценой, которому всё равно, лишь бы было людей, которые выпивали бы бар, а тут вступают в игру факторы звучания, универсальности и широты коммерческого потенциала или же идейной базы, которая может быть этим людям близка. И группа, которая ударяется в практику демпинг-металла, чем дольше, тем сильнее себя на этот уровень обрекает.
Этим фактором повального демпинга пользуется менеджмент заведений и широкоформатных рок-фестивалей. Объяснить энтузиастам, что таким поведением они и себе не помогут, и коллегам мешают - невозможно. Все ждут, что их "заметят", ну, в общем, их и "замечают" как безотказных лохов, и стоить группе попытаться хоть как-то из этого вырваться, как её подвергают остракизму последствия которого заранее живописуют как фатальные, но, например, для моего коллектива такой остракизм был практически вторым (а по сути, первым настоящим) рождением.
Причём, для такого демпинг-металла умение группы играть, на фоне публики, которая, благодаря сверхусилиям самой группы, придёт за деньги (которыми лишь в самом лучшем случае с группой поделятся) в заведение, куда не пришла бы в ином случае бесплатно и выпьет бар прокисающего пива - организацию совершенно не интересует.
Не надо думать, что я принципиальный противник системы работы группы "за процент" от входа. Тут всё зависит от добросовестности заведения в привлечении публики и размещении рекламы. Как правило, добросовестные в этом плане заведения с металлом не работают, потому что им не всё равно, какой ад будет происходить на сцене.
Так что, кроме умения хорошо играть с разной громкостью, недостаёт соблюдения элементарной профессиональной этики. Эти моменты очень связаны, так как многие группы осознанно или нет, понимают, что они играют плохо, и понимают, что, как говорила старуха Шапокляк, хорошими делами прославиться нельзя.
И напряжённая внутрицеховая обстановка в лагере воинов металла, в итоге, ничему хорошему не способствует.
Вашего покорного слугу десятки раз поднимали на смех концертные менеджеры, которым сама идея, что украинской металл-группе можно заплатить денег, казалась верхом абсурда. Это обидные ситуации, но в контексте людей, по которым у концертных менеджеров сложилось мнение об украинских металлистах, я хоть и сжимаю кулаки, но могу понять и простить. Сами виноваты.
Часть - 3 - Невнимание к деталям
Каждую из описанных ошибок ваш покорный слуга допустил сам, сам пострадал за неё, короче, если не хотите прослыть таким лохом, как я, слушайте, что бывает, когда металл-группа не думает о последствиях. Далее в форме советов.
- Хронометраж выступления.
Перед выходом на сцену группе имеет смысл иметь 1,5-2 часа отработанного материала, иначе как играть сольник? Конечно, есть смысл для того, чтобы показаться более широкой аудитории исполнять по 3 номера на сборных концертах, чтобы привлечь внимание к сольным концертам, которые должны быть, и снова сказка про белого бычка.
По поводу ранних выпусков меня закидали упрёками о том, что слишком сильно напираю на то, что музыкантам желательно не работать, но далее за меня говорит статистика. Подумайте сами, сколько нужно времени и усилий коллективу, чтобы наработать 2 часа материала, имея лишь 2 двухчасовые репетиции в неделю. То, что зарубежные известные музыканты могут совмещать - лишь свидетельство, что они подходят к вопросу настолько серьёзно и самоотвержено, как многим в наших долготах и не снилось.
Хороший момент тот, что ваш покорный слуга в случае, если вы не собираетесь массированно штурмовать тв и радио авторским материалом, советует половину всего материала делать кавера на тематические группы, по качеству которых аудитория будет делать предварительные выводы о качестве авторского материала. Делать каверы в своём стиле легче, чем авторский материал.
- Альбомы.
Чтобы выпуск альбомов работал на группу, необходимо обратить внимание публики на сам выпуск альбомов, для чего уместно эти альбом[Ы] выпускать, альбом[Ы] - это не то же самое, что и альбом, их должно быть несколько, их стоит выпустить в 2-3 в течение пары лет. Следовательно, идя в студию писать первый альбом, из нескольких, надо иметь материала на второй и знать, что именно будет в третьем. А значит, смотрите предыдущий пункт. Материала должно быть часа на 2. Альбомы, выпускаемые без инвестиций в развитие ажиотажа вокруг них, ничего, кроме напоминания о себе и информационного повода не дадут.
- Детали соответствия стилю
Многие группы делают ошибку, не воспроизводя вместе с музыкой, характерных деталей стиля. Т.е. если музыканты решили играть по Мановару, то, стоя на сцене столбом в джинсах и майке, требовать от публики, чтобы она воспринимала тебя так, будто ты скачешь в меховых трусах бессмысленно. Хочешь Мановара - одевай меховые трусы. Хочешь Iron Maiden - лосины, фен-шуйные джинсы и огромные белые кЭды. Хочешь Rammstein - тащи на сцену огнемёты, дымо-машины и клавишника, которого можно сношать на потеху.
Да, по первой, все будут смеяться. Так уж у нас заведено в стране, что когда кто-то старается там, где остальные - нет, то его принято осмеивать. Надо терпеть. Потому что, так или иначе, образ этих групп связан с тем, КАК они ведут себя на сцене, и дорисовывать это в своём воображении относительно начинающей группы будут только преданные друзья.
На мой взгляд, во многом, относительный успех фолк-металла как стиля на территории бывшего СССР связан с соблюдением наличия атрибутов стиля на сцене: вышиванки, косоворотки, шотландские юбки - люди понимают, что это надо, делают, производят впечатление.
- Мерч. А вот теперь да, стяжательское.
Если группа хочет ещё и классный мерч, она должна его иметь, да, КЛАССНЫЙ мерч, значки кружки, КЛАССНЫЕ майки, также она должна иметь своего человека, который классно умел бы классно его предлагать.
В вопросах продажи мерча ваш покорный слуга, будучи музыкантом, а не торговцем, всегда был неудачником. Но на его глазах американские панки Flatfoot 56 продали его на концерте такое адское количество, что я понял, что американцы что-то уже давно понимают в вопросе, чего не понимаю я и многие мои соотечественники.
Часть - 4 - Наводка блеска
Сейчас я вовсе становлюсь на минное поле. Ок...
В оценке явления людьми, не находящимися изнутри, не последнее место играет то, что музыканты металл-групп, вне музыки работающие на хороших работах, часто околомузыкальных, но прямого отношения к собственному коллективу не имеющих, являющиеся успешными бизнесменами, а кое кто не очень обеспеченный и просто последнюю копейку вкладывают в свой проект как в дорогостоющее хобби часто просто для наведения внешней видимости коммерческого успеха и здорового понта перед подростковой публикой.
И даже, играя перед широкой аудиторией независимо от качества материала, ведь явка - это вопрос рекламы и промо-дискурса, коллектив между дебетом и кредитом может иметь мало, не иметь ничего или же уходить в небольшой (или даже существенный) минус, в прочем, у всех свои развлечения: кто-то в горы ездит, кто-то собирает людей и играет перед ними концерты.
Ваш покорный слуга вообще ничего против таких коллективов, большая часть из которых играет превосходно, не имеет и считает, что музыка - это благороднейшее из хобби, особенно, если приносит пользу человечеству.
Однако стоит понимать, что примеры таких коллективов о состоянии инфраструктуры жанра не говорят ничего.
Часть - 5 - Посредники и легендарная аренда
Как пишут: данная статья полна ненависти, обожания, недоумения, упрёков и т.п. - всего сразу. Принимать её лично не стоит. Отношение автора к посредникам противоречивое не на основании общего отношения к институту концертных посредников, но по печальному опыту работы с некоторыми из них.
Причём, пусть никто из друзей не ищет в описанных плохих примерах себя - плохишей я в друзьях не держу.
Мне кажется, что во всём мире сложился институт посредников, которые в СНГ именуют себя "организаторами", но я упрямо буду называть их по сути "посредниками". Это свободные менеджеры, которые осуществляют посредничество между заведением и музыкантами, и они работают в концертной сфере музыки любых жанров, компенсируя с одной стороны невозможность, неспособность, нежелание или неимение времени группой вести переговоры с заведением самостоятельно, и, с другой, возможно такое же нежелание/неимение и т.п. со стороны заведения.
И не надо видеть тут сарказм, музыкант банально может не знать, к кому обратиться, а тот,к кому надо обратиться не всегда открыт для предложений.
Люди это, в общем, полезные, но в пылу нешуточных страстей и амбиций любительской металл-сцены, провоцирующие ситуацию ложного успеха сцены, практически замораживающую развитие коллективов и гноящую их андеграунде, зато стабильно на их амбициях и энтузиазме приносящую самим посредникам не очень высокий, но реальный доход.
Как я уже говорил, арт-директор любого заведения при слове "металл" теряет интерес к разговору, и нужен серьёзный талант к убеждению, что "всё будет хорошо" - в общем, за это посредники и получают деньги. И часто для металл-группы работа с посредником - это единственный шанс выступить хоть где-то и хоть как-то.
Если у коллектива недостаточно материала для сольного концерта, то он может выступать только совместно с другими коллективами, о чём часто музыканты тоже не могут договориться самостоятельно. Да, умения играть музыку и договариваться могут не совмещаться в одном человеке, особенно на фоне типичной для музыкантов социопатии. Договариваться с группой "Железные яйца" о том, что она вечером в среду выступит с группами "Адский угар" и "Сатанайзер" будет тоже посредник.
Дальше есть два развития событий. Если клуб большой, а аппаратура хорошая, то у групп есть шанс прозвучать адекватно, снять хорошее концертное видео и т.п, чтобы использовать для дальнейших переговоров на лучших условиях. Если маленький - то это ловушка, всё просто будет плохо, даже если три группы и наберут полный зал друзей и родствеников, что покажется успехом, но успех этот будет как на детском утренике в садике: тобой вроде и восторгается несколько десятков платежеспособных человек, а понту тебе никакого.
Дальше в ход вступает простая арифметика. Три или больше групп играют вечером. Вход - 5 евро. Каждая группа приводит по 10 родствеников/друзей по билетам. Если посредник хорошо, то посредством афиш и рекламы в соц. сетях будет ещё человек 10-30, итого на входе у улыбающегося или нет человека с печатью в руках окажется до 300 евро или меньше.
Все рады, все расходятся. Дальше тоже бывает по-разному. Группы могут получить часть этих денег, чего хватит на такси, пиво, и, может, немного сверх того, а, может, и нет. :))))))
Только не надо разговоров, что эти деньги куда-то идут, их же никак через бухгалтерию не провести.
Часто одни группы тоже выступать не могут, потому что имеют ограниченный ресурс одной и той же аудитории, которая в одно место на один и тот же концерт каждую неделю ходить не будет, а просто так в такие клубы люди ходят очень редко.
Я считаю, честно, что всё справедливо. Группа сама должна решать, как ей существовать, и это не худший из вариантов. Часто посредники заставляют группы выкупать билеты и заниматься предпродажей или другие страсти-мордасти, что играть вот так - это ещё ничего. Малая часть групп не имеет иллюзий, и просто, после работы играют в рок-звёзд :))
В чём проблема? Проблема в том, что это никакая не музыкальная карьера не процесс и даже близко не лежит. Люди на этой сцене очарованы концепциями "засветиться", "выстрелить", "заметят" - да, повторяю, вашу готовность прилагать усилия без отдачи заметят и используют по полной.
Вы легко узнаете эти концерты по афишам с непонятными названиями групп порой до десятка, которые не проживут и пары лет и ссылкой на странные, изредка не странные, места.
А что, люди заплатили или сами, или из кармана друзей/родствеников за то, чтобы выступить, отчего бы им и не выступить.
Причём, посредник, увы, не тот человек, который сегодня отправит вас на сцену задрыщенского клуба, а завтра - на мегафестиваль. Посредник, часто, человек, специализирующийся исключительно на задрыщенском клубе и только туда, обычно, он умеет отправлять. Порой, посредник дорывается до более серьёзных концертных площадок, но перетаскивает туда свою клиентуру он редко. Подсаживаясь на эту иглу, музыкант должен понимать, что это может быть ловушка.
Меня могут спросить, отчего же посредники не расширяют масштабы - это же принесло бы больше денег. Отвечаю: больше денег сложнее незаметно пилить.
Посредники, понимая, что с этого можно иметь деньги, часто так поворачивают свои отношения с менеджментом заведения, что решить вопрос с заведением в обход них становится невозможно.
Печально, но я знаю примеры заведений, работающих с коллективами на отличных условиях, а потом здающихся на милость делателей сборных солянок. А что, гонорар ни музыканту, ни и.о. арт-директоров платить не надо, бар съедается - успех. Но лично мне кажется, что это переводит заведение в низшую лигу, что ли. Да и группы, не согласные работать за бесплатно перестают выступать в таких клубах, которых иногда один на весь город. И, как итог, деградация сцены.
И примыкающий к этому вопросу вопрос о возможности группе за деньги арендовать клуб и делать в нём что угодно, и даже слегка заработать на этом.
Отвечаю. В клубе всегда работает бар, который приносит доход клубу. Вы не просто платите клубу деньги за право привести в него своих друзей, но и платите ему за то, что он получает развязанные руки в плане эксклюзивного кейтеринга вашего мероприятия и иметь с этого сверхдоход....что-то в этом не то.
Часть - 6. Недоразумения, связанные с терминологией.
Отдельную ложку масла в пламя круговорота перепетий подлила путанница с определением того, а что же такое, музыка в стиле "металл"
Не очень много людей сейчас при слове "металл" представляют себе мелодичную музыку с певучими голосами, вроде, Оззи Озборна, Айрон Мэйден или Хэллоуин. :))) Когда в конце 90х происходило становление вашего покорного слуги как металлиста, такие стили как дэт/дум или паган/блэк, конечно, были популярны, однако стоящее после дефиса слово "металл" не было заслонено такой приставкой, и, наоборот, приставки не заслоняло.
Особые любители даже вспомнят аудикассеты студии Мооn, где всегда было припечатано что-то, вроде "Unholly Satanic Dirty Doom Death Metal with female vocals, keyboards and occult revelations" - ясное дело, что такую сатану никто не мог спутать с хард-н-хэви. В то время как во второй половине 2000х слово металл стало, скорее, обозначением именно семейства экстремальных музык, мысли о которых и посещают головы концертных менеджеров, несведущих и даже многих сведущих при произнесении при них слова "металл".
Соответственно при организации концерта, в первую очередь, трудно объяснить, что музыка не направленна на выедание мозга у аудитории, не смотря на то, что называется "металл", и то, что АС/ДС и незлая ипостась Метлы, на которое они там все сейчас фапают, это тоже "металл" и если ты играешь "металл", то это может быть не страшно и даже привлекательно.
Часть групп, ввиду этого, даже играя металл, в последние пару лет начисто вытравила слово "металл" из пресс-релизов, чтобы сам разговор об этом не заходил...
А во-вторых, даже если коллективу и поверили, что это "металл" в том же смысле, что Мэйден и АС/ДС, то в маленьком помещении общепита риск катастрофы, всё равно, так велик, что все понимают, что лучше держаться подальше от всяческого "металла", большая часть из которого - это экстремальная музыка, и самые успешные коллективы ЭТОГО жанра в Украине не дают много концертов, как ни крути, и тем более, не дают много концертов в Украине :)))))
Решить этот вопрос между самими менеджерами коллективов не удастся никогда, потому что в силу очень малого количества людей, ходящих на концерты в Украине, представители экстремальных музык будут выделять в пресс-релизах слова, вроде, "викинг", "мелодик" и т.п., чтобы смягчить смысловую атаку слова металл и привлечь часть аудитории, заинтересованной не музыкально, но концептуально. И в то же время, представители неэкстремальных металлов будут продолжать любовно полировать слово "металл", чтобы, глядишь, и заглянул на огонёк какой-нибудь любитель мяса и бластбитов - так, отдохнуть-развеяться.
Окончание на днях