Антисуворов, часть 3

Jul 24, 2009 04:55

Комкор Ткачев Иван Федорович - начальник гражданского воздушного флота. Казалось бы, флот гражданский, так пусть им и командует гражданский человек. Но нет, гражданским флотом у нас командуют полководцы.

Гражданский флот рассматривался как резерв ВВС и им всегда начиная как раз с Ткачёва командовал генерал ВВС, по меньшей мере до 60-х годов.


До войны ГВФ был в числе гражданских ведомств, принимающих участие в мобилизации. В первые дни войны был передан под подчинение НКО, из него формировался Особый авиаотряд ГВФ, впоследствии переформированных в авиадивизии. Да и после войны как минимум до 6x года им руководилии авиационные генералы.

Вот как ставили задачу его преемнику И.Ф.Ткачёва В.С. Молокову:

"Я пришел в Главное управление ГВФ в конце тридцатых годов, когда все более тревожной становилась международная обстановка. После событий в Испании резко активизировались силы фашизма. Все явственней становилась угроза военного нападения на СССР.

Политбюро ЦК партии и Советское правительство обязали Гражданский воздушный флот расширить сеть воздушных магистралей, коренным образом переоборудовать и улучшить их техническое оснащение, развернуть массовую подготовку кадров летного и технического состава. В этих вопросах Гражданский воздушный флот, как резерв военной авиации, был подчинен непосредственно Наркому обороны К.Е. Ворошилову." (В.С.Молоков. Родное небо.)

И ещё оттуда же:

"30 ноября 1939 года начались военные действия на финской границе, и на следующий же день представитель нашего управления Н. А. Захаров вылетел в Ленинград, чтобы договориться с командованием округа об участии ГВФ в военных операциях.

В кратчайший срок по всей линии фронта, от Ленинграда до Мурманска, было сосредоточено более 1500 наших самолетов - ТБ-3, Ли-2 и У-2. Создали мы и особую авиационную группу ГВФ, обслуживающую войска фронта. В период советско-финской войны летчики гражданской авиации, несмотря на сложные метеорологические условия, днем и ночью совершали полеты. Можно сказать, что они были хозяевами неба."

Потом, кстати, "штатский" В.С.Молоков командовал авиадивизией.

А вот приказ НКО СССР от 9 июля 1941 Об использовании гражданского воздушного флота в военное время. Впоследствии особые авиагруппы были преобразованы в авиадивизии Гражданского воздушного флота.

И после войны ставить авиационных генералов во главе ГВФ не измененилась по меньшей мере до 1964 г., когда на его основе было создано Министерство гражданской авиации.

Бригкомиссар Шапиро Самуил Григорьевич - начальник Особого строительства.

Сведений о бригкомиссаре Шапиро у меня нет. Я нашёл одно (сомнительное) упоминание о бригинженере Шапиро (здесь). Зато хорошо известен Самуил Григорьевич Шапиро, командир 62-й сапёрной бригады, позднее начальник инженерных войск 69-й армии (см.)

Бригкомиссар Фрумин Семен Михайлович был начальником Государственного центрального института физической культуры. Не военного, а гражданского.

Биография Фрумина здесь.

А невинно погибший дивкомиссар Кальпус Борис Александрович был заместителем председателя Комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР. Смертный приговор 29 августа 1938 года. Интересно, если бы его не ликвидировали, то какой бы личный вклад в победу он внес?

Вероятно, было бы лучше с физической подготовкой солдат. Спортивная направленность в довоенном СССР носила военно-прикладной характер. Имя Б.А. Кальпуса связывают со становлением самбо (возможно, из-за этого он и пострадал как японский шпион) и создание ЦСКА. О его деятельности можно судить хотя бы потому, что его помнят - достаточно набрать "Б.А.Кальпус" в гугле.

history

Previous post Next post
Up