Комкор Ткачев Иван Федорович - начальник гражданского воздушного флота. Казалось бы, флот гражданский, так пусть им и командует гражданский человек. Но нет, гражданским флотом у нас командуют полководцы.
Гражданский флот рассматривался как резерв ВВС и им всегда начиная как раз с Ткачёва командовал генерал ВВС, по меньшей мере до 60-х годов.
До войны ГВФ был в числе гражданских ведомств, принимающих участие в мобилизации. В первые дни войны был передан под подчинение НКО, из него формировался Особый авиаотряд ГВФ, впоследствии переформированных в авиадивизии. Да и после войны как минимум до 6x года им руководилии авиационные генералы.
Вот как ставили задачу его преемнику И.Ф.Ткачёва В.С. Молокову:
"Я пришел в Главное управление ГВФ в конце тридцатых годов, когда все более тревожной становилась международная обстановка. После событий в Испании резко активизировались силы фашизма. Все явственней становилась угроза военного нападения на СССР.
Политбюро ЦК партии и Советское правительство обязали Гражданский воздушный флот расширить сеть воздушных магистралей, коренным образом переоборудовать и улучшить их техническое оснащение, развернуть массовую подготовку кадров летного и технического состава. В этих вопросах Гражданский воздушный флот, как резерв военной авиации, был подчинен непосредственно Наркому обороны К.Е. Ворошилову." (
В.С.Молоков. Родное небо.)
И ещё оттуда же:
"30 ноября 1939 года начались военные действия на финской границе, и на следующий же день представитель нашего управления Н. А. Захаров вылетел в Ленинград, чтобы договориться с командованием округа об участии ГВФ в военных операциях.
В кратчайший срок по всей линии фронта, от Ленинграда до Мурманска, было сосредоточено более 1500 наших самолетов - ТБ-3, Ли-2 и У-2. Создали мы и особую авиационную группу ГВФ, обслуживающую войска фронта. В период советско-финской войны летчики гражданской авиации, несмотря на сложные метеорологические условия, днем и ночью совершали полеты. Можно сказать, что они были хозяевами неба."
Потом, кстати, "штатский" В.С.Молоков командовал авиадивизией.
А вот приказ НКО СССР от 9 июля 1941
Об использовании гражданского воздушного флота в военное время. Впоследствии особые авиагруппы были преобразованы в
авиадивизии Гражданского воздушного флота. И после войны ставить авиационных генералов во главе ГВФ не измененилась по меньшей мере до 1964 г., когда на его основе было создано Министерство гражданской авиации.
Бригкомиссар Шапиро Самуил Григорьевич - начальник Особого строительства.
Сведений о бригкомиссаре Шапиро у меня нет. Я нашёл одно (сомнительное) упоминание о бригинженере Шапиро (
здесь). Зато хорошо известен Самуил Григорьевич Шапиро, командир 62-й сапёрной бригады, позднее начальник инженерных войск 69-й армии (
см.)
Бригкомиссар Фрумин Семен Михайлович был начальником Государственного центрального института физической культуры. Не военного, а гражданского.
Биография Фрумина
здесь.
А невинно погибший дивкомиссар Кальпус Борис Александрович был заместителем председателя Комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР. Смертный приговор 29 августа 1938 года. Интересно, если бы его не ликвидировали, то какой бы личный вклад в победу он внес?
Вероятно, было бы лучше с физической подготовкой солдат. Спортивная направленность в довоенном СССР носила военно-прикладной характер. Имя Б.А. Кальпуса связывают со становлением самбо (возможно, из-за этого он и пострадал как японский шпион) и создание ЦСКА. О его деятельности можно судить хотя бы потому, что его помнят - достаточно набрать "Б.А.Кальпус" в гугле.