Уважение бывает троякое…

Sep 17, 2024 07:24

Можно уважать человека за добродетели ума, характера и внутреннего расположения - но тогда лишь за такие, которые он приобрёл лично, а не подцепил из среды. Можно уважать сами эти добродетели в человеке - но тогда лишь ввиду того, что сам человек тоже почему-либо заслуживает уважения. Наконец, ввиду подобных добродетелей можно относиться к человеку ( Read more... )

psychology, mood

Leave a comment

Comments 3

a_konst September 17 2024, 05:15:55 UTC

Как отделить в человеке то, что он приобрел сам, от того, что подцепил из среды?

Reply

cmt96 September 17 2024, 06:05:33 UTC
Наверное, никак. Более того, часто сохранить добродетель - не меньшая заслуга, чем приобрести её. Например, ясность мировосприятия - она приобретается сама собой, если человек растёт в любящей семье и, что ещё важнее, сам любит своих родителей (не всегда родители дают такую возможность). Но утратить её в нашем мире - легче лёгкого. И всё же как-то можно различить, где человеку достаточно было "плыть по течению", всё само шло в руки (как какие-то имплицитные знания о мире - в образованной семье), а где ему приходилось прилагать усилия и менять себя нарочно (если в семье дура-мать каждый вечер визжала на отца-алкоголика, а тот "для острастки" побивал и её, и ребёнка, то приобрести ясность взгляда всё равно можно, только это уже будет целиком плодом личных усилий, и это будет чувствоваться: она будет очень характерно-личной, нести на себе личные пометы характера - то, как именно вот этот человек смог себя уравновесить).

Reply

cmt96 September 17 2024, 06:27:53 UTC
То есть различить нельзя в общем случае, но различие существует само по себе. Меня в этом размышлении занимает вот какой вывод: получается, что в воображаемом райском обществе, где все люди добродетельны, уважать людей можно было бы только за их поступки, а не за их личные качества. И это - справедливо, как мне кажется. Это вообще мне кажется очень достойной задачей - но только такой, которая много выше моих нынешних сил: вообразить реалистичную утопию, то есть такую, в которой очень даже бывают, с одной стороны, несправедливость, горе и глупость, ведь их избежать нельзя, но зато мир по своему устройству настолько богат смыслом, чтобы всё это преодолевать из себя самого, а не из собственной перестройки. Мир, где верно поставлены некие смысловые компасы: вот отсюда смотри вон туда. Благоустроенный в духовном смысле - христианское общество было попыткой такого идеала, но попыткой провалившейся, ведь и сам идеал выглядел… как-то скучно и фальшиво, может быть. А как - надо?.. И чтобы это не Божье откровение было, а что-то такое, что можно ( ... )

Reply


Leave a comment

Up