теория конотопа: византийский контекст

Mar 22, 2009 17:50

В продолжение постов
http://coepulonus.livejournal.com/1150.html
http://coepulonus.livejournal.com/857.html

Конотоп затрагивает несколько тем, связанных с византийской традицией - исон (голос, исон III), хирономия, поздневизантийская нотация, исон - «основной тон». Естественно было бы полагать, что он охарактеризует современное состояние науки по некоторым их этих вопросов или хотя бы будет цитировать важнейшие исследования на соответствующие темы. Однако лишь применительно к хирономии он цитирует Е. Тончеву (Хирономическото певческо упражнение на Йоан Кукузел // Йоан Кукузел. Живот, творчество, епоха. София, 1981), Е.Герцмана (Петербургский теоретикон) и К. Пападопуло-Керамевса (Происхождение нотного письма у северных и южных славян по памятникам письменности, преимущественно византийским // Вестник археологии и истории. Спб, 1906, вып.17). Вот все работы на латинице в его списке литературы.



Здесь две статьи о музыкальной традиции монастыря Путна, книга Гарднера о деместве. Лишь статья Тончевой об одном частном вопросе и книга Флороса с изложением невменных нотаций собственно касаются византийского материала. Среди других изданий есть несколько работ Герцмана и ещё одна статья Тончевой на болгарском. Сказать, что это далеко не вся литература по теме, это не сказать ничего. Десятки работ, прямо касающихся поставленных Конотопом проблем, оказались за пределами списка литературы. Видимо, незнанием специальной литературы объясняются многочисленные недостатки соответствующих разделов работы Конотопа.

«ЗНАК Э И ИСОН».

Что такое исон как хоровая (вокальная) партия? Конотоп не даёт определения. В современной греческой традиции исон - основной звук ихоса. Если этот основной тон поётся - появляется партия, называемая ισοκράτημα (от κρατώ - держать). Это и есть то, что мы обычно называем исоном - пение основного тона ихоса. В определённых случаях высота звука может меняться, подчиняясь определённым правилам, выработанным традицией. Неплохое изложение материалов по исону можно найти тут
В трактовке Конотопа «знак Э» обозначает зачастую довольно развитую хоровую партию, то сливающуюся с другими в унисон, то тянущую тот или иной тон. Но это НЕ греческий исон. Это что-то весьма отличное. А проблема о соответствии «знака Э» «основному тону» гласа даже не ставится.
Доказывая древность исона-голоса, Конотоп ссылается на известия русских авторов 19 века. Конечно, эта традиция гораздо более древняя. Все авторы, касающиеся этой темы, сообщают, что впервые об этом упоминает немецкий путешественник Мартин Крузиус (Martin Crusius) в его Turcograeciae libri octo (Basel, 1584):

‘more utriculariorum nostrorum, alius vocem eodem sono tenet, alius, Dra Dra, saltatorium in modum canit’

(цитирую по Kenneth Levy, Christian Troelsgård. Byzantine Chant // Grove Music Online accessed 19 March 2009 - это электронная копия 29-томного издания The Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd ed. London, 2001).
Конотоп зачем-то ссылает на характеристику византийского пения, данную Крижаничем. Может сложиться впечатление, будто он говорит об исоне, хотя это не так. Крижанич действительно упоминает о византийском многоголосии, только в интервал (кварту, квинту и октаву). О многоголосном пении в Византии уже достаточно известно. Найдены нотированные образцы, а также обобщены исторические свидетельства, начиная с Adamis M. An Example of Polyphony in Byzantine Music of the Late Middle Ages. Report of the eleventh International Congress of Musicological Society, Copenhagen, 1971 (Copenhagen, 1972). Если было бы желание сопоставить строчное пение с этой традицией, это было бы возможно.

Конотоп говорит, что пение на фоне выдержанного тона известно также и в церковном пении на Западе «буквально с самаго начала его существования» со ссылкой на труды Евдокимовой и Федотова. Конотоп не цитирует свои источники, не даёт ссылку на страницы. Создаётся ощущение, будто приведённые им исследователи писали работы ровно по тематике исона на Западе, что не так. Они писали о европейском многоголосии и органуме в частности. Действительно, в определённых видах органума встречается органный пункт. Только это не исон. А вот прямое свидетельство о практике, аналогичной исону, Конотопу не известно. Это разновидность полифонии, названная basilica, описанная в трактате 13 века Summa musicae. (Об этом - E. Gerson-Kiwi. Drone and “Dyaphonia basilica” // Yearbook of the International Folk Council, 4 [1972], pp.9-22. Публикация текста трактата и исследование: C.Page. The Summa Musice: A Thirteenth-Century Manual for Singers [Cambridge, 1991]). Хотя вот некоторые исследователи предполагают, что в трактате на самом деле описана византийская практика (D. Touliatos-Miles: The Application of "Chant sur le Livre" to Byzantine Chant: An Examination of Polyphony in Byzantine Chant // Acta Musicae Byzantine, VI (2003), pp. 43-49).

Конотоп начинает с того, что отождествляет «знак Э» и хирономический знак исон, чем необычайно затрудняет себе дальнейшую работу. Ведь если это - один из десятка с лишним хирономических знаков, то при чём тут хоровая партия? Конотопу приходится утверждать, что этот хирономический знак обозначал «основной тон»-исон (видимо, основной тон ихоса, однако сам Конотоп этого не говорит). Далее он утверждает, что этот основной тон пропевался про себя всё время. И спрашивает, если он пропевался про себя - почему бы не пропевать его вслух? Всё это ничем не обоснованные домыслы, смысл которых - любой ценой увязать «знак Э» и исон-партию. Где данные, что хирономический жест обозначал «основной тон»?

Although cheironomy, in a general sense of conducting, is known in both Eastern and Western Christian chant performance, no precise cheironomic system in which particular gestures indicate specific melodic progressions appears to have existed during the Middle Ages or later[…] Although some theoretical treatises contain references to conducting and, occasionally, eye-witness accounts of the practice, such material tends to make the absence of detailed evidence even more obvious

Так пишут о хирономии авторитетные современные исследователи (Edith Gerson-Kiwi, David Hiley. Cheironomy // Grove Music Online. accessed 19 March 2009). по-просту говоря, что такое хирономия в реальности - не известно и даже утверждается, что никакой строгой системы по-видимому не существовало. 
Остаётся совершенно непонятным, почему основной тон (ихоса?) вообще про себя пропевался. Где свидетельства? Это ещё одно допущение, нужное Конотопу, чтобы обосновать его теорию.

«ЗНАК Э» И ХИРОНОМИЯ

Наконец, интерпретация «знака Э» как хирономического знака исон весьма сомнительна. Конотоп реконструирует его как показано на иллюстрации 2, затем как исон определяет жест на ил.8 (см. предыдущий пост). Однако это разные жесты! В одном случае указательный палец ниже группы из трёх, в другом случае - выше.
Далее, чтобы реконструировать нужный жест, Конотоп поворачивает изображение. Но средневековой миниатюре не свойственна импрессионистичность. Все объекты расположены на ней ровно в тех ракурсах, в которых они должны быть видны зрителю. Это уже одно ставит под сомнение всю конструкцию. Наконец, то, как я вижу иллюстрацию у Конотопа и в его источнике (Успенском), никак не совпадает с Конотоповской версией бокового вида. Мне кажется, что большой палец прижат, а указательный согнут вниз по направленю к нему. Это не тот жест, что реконструирует Конотоп. На Э в любом виде не похоже.

Подведу итог разбору византийского контекста. Пение с исоном действительно довольно древнее явление. Вот только гипотеза Конотопа об отождествлении «знака Э» и исона, как она развита в соответствующем разделе, подтверждается лишь рядом догадок, каждая из которых неизвестно на чём основана. А реконструируемая Конотопом хоровая партия - «Э» не связана с исторической традицией исонного пения. Еще раз напомню, что исон - это устная традиция. Никакими знаками он не записывался вплоть до середины 19 века, да и потом весьма редко.

В следующем посте рассмотрю русские доказательства Конотопа.

троестрочие, исон, конотоп

Previous post Next post
Up