C.R. Jensen. Musical Cultures in Seventeenth-Century Russia. (2009)

Dec 07, 2009 21:13

Наконец-то выпустили, а обещали ещё год назад. И наконец-то держу её в руках.
Claudia R. Jensen. Musical Cultures in Seventeenth-Century Russia. Bloomington: Indiana University Press, 2009 (Russian Music Studies). 359 pp.



Introduction: The New Patriarch
One. The True False Dmitrii and the Death of Music in Muscovy
Two. "Wondrous singers and exceptional voices": Singers and Singing in Muscovy
Three. "Sweet and harmonious singing": Domestic Singers and Domestic Singing
Four. Tavern and Wedding: The Instrumental Traditions at the Muscovite Court
Five. Nikolai Diletskii: Language and Imagery in Muscovire Music Theory
Six. The Muscovite Court Theater.
Epilogue. Reversing our Gaze: A Case Study

Само издательство рекомендует книжку так: 'Claudia R. Jensen presents the first unified study of musical culture in the court and church of Muscovite Russia. Spanning the period from the installation of Patriarch Iov in 1589 to the beginning of Peter the Great's reign in 1694, her book offers detailed accounts of the celebratory musical performances for Russia's first patriarch -- events that were important displays of Russian piety and power. Jensen emphasizes music's varied roles in Muscovite society and the equally varied opinions and influences surrounding it. In an attempt to demystify what has previously been an enigma to Western readers, she paints a clear picture of the dazzling splendor of musical performances and the ways in which 17th-century Muscovites employed music for spiritual enlightenment as well as entertainment'.
Самыми интересными частями книги, IMHO, являются 5-я, 6-я главы и эпилог. В 5-ой главе дается анализ музыкальной теории Дылецкого на уровне, который значительно превосходит всё написанное ранее. То есть, всё, написанное другими авторами. Этот материал разрабатывался самой J. в диссертации (Princeton University, 1985) и отчасти был опубликован в статье в JAMS, Vol. 45, No. 2 (Summer, 1992). У наших авторов ссылок не приходилось видеть. В 6-ой главе особенно интересна главка "Orpheus in Muscovy", где обсуждается проблема пресловутого "балета" Орфей. Финдейзен, опираясь на скупое упоминание у Ройтенфельса о декламирующем и танцующем Орфее, выдвинул долгоживущую идею о балете "Орфей", и подобрал ему даже музыку - Шютца. Сомнительность привлечения такой музыки была очевидна и ранее, но теперь приходится и вовсе отказаться о мысли о полноценном балете. Привлекая малоизвестные шведские архивные данные, J. показала, что на самом деле в масленицу 1672 года царю представили сборную солянку из развлекательных номеров. Были и такие персонажи, как охотник, мавр, Меркурий, Пикельгеринг. Последний особенно понравился Алексею Михайловичу.
В эпилоге рассматривается русская тема на европейской сцене 17-18 веков. любопытно.
Другие разделы для тех, кто в теме, вряд ли покажутся сообщающими новую информацию. Но оценки тоже интересны. В них нет музыковедческого советского/пост-советского (что оно же, только в профиль) дискурса, от которого во многих наших работах воротит. В книге есть ликбезовская тенденция, поскольку тема на западе мало разработана. Но она не определяет всё содержание. По инсайду, J. пришлось книгу сократить процентов на 10, из-за формата. Жаль. Хочется больше, а неопубликованный материал у J. есть.
А с обложкой вышел конфуз. Описание гласит, что это скоморохи из Олеария. Издательский ляп

исследования, 17 век

Previous post Next post
Up