Благодаря тому, что летом 1944 года все управления и отделы центрального аппарата НКВД СССР написали отчёты о проделанной работе за годы войны, мы знаем, каков был вклад в победу бериевских «шарашек».
Из отчета ОТБ (Кокурин А.И. Организация и деятельность 4 спецотдела НКВД-МВД СССР / Телескоп: Научный альманах. Специльный выпуск: Историко-архивное восстановление имен и достижений Отечества. - Самара: Изд-во «НТЦ», 2008. - 192 с. - ISBN 978-5-98229-188-2 с.58-66): За период с 1939 по 1944 гг. 4-м спецотделом по заданиям Правительства и Народного комиссара внутренних дел тов. Берия Л.П. выполнены и сданы следующие работы:
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (самолёт «100»). Руководитель проекта Петляков В.М.
На вооружение в ряды ВВС СССР самолет Пе-2 поступил уже в 1941 году и провел на фронте весь период Второй мировой войны. Пикирующий бомбардировщик применялся для точечных ударов по базам, транспортным узлам и наземной технике противника в условиях сильной облачности, он использовался для крушения вражеских автоколонн. Подробнее на: http://avia.pro/blog/pe-2
Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 (самолёт «103У»). Руководитель проекта Туполев А.Н.
Учитывая специфику летно-технических характеристик, технологические особенности производства, соотношение боевых потерь, самолет Ту-2 стал наиболее эффективным и успешным советским фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны. В общей сложности за время серийного производства (1942-1952 гг.) заводами советской промышленности выпущено 2649 самолетов Ту-2 (всех модификаций). Подробнее на: http://avia.pro/blog/tu-2
Дальний высотный бомбардировщик (самолёт «102»). Руководитель проекта Мясищев В.М.
На государственных испытаниях самолёт достиг скорости полёта 565 км/ч и высоты 11 500 м, однако дальность полёта оказалась равной 2230 км, что было значительно ниже запроектированной, и самолёт в серию не пошёл. При этом следует заметить, что высотная скоростная авиация в значительной мере в дальнейшем основывалась на идеях и принципах, заложенных в конструкции этого самолёта. В 1942 году один из самолётов совершил перелёт в Москву. За создание ДВБ-102 В. М Мясищев получил благодарность и был удостоен Государственной премии. Подробнее на: http://www.famhist.ru/famhist/tupol_n/00020d43.htm
Мощные авиационные моторы типа МБ-100. Руководитель проекта Добротворский А.М.
Этот Х-образный 24-цилиндровый двигатель мощностью 2200 л.с., состоявший из четырех блоков от М-105, в 1939-1940 гг. спроектировала группа инженеров-заключенных во главе с А.М. Добротворским. Они работали в Особом техническом бюро НКВД, которое располагалось в камерах Бутырской тюрьмы в Москве. Хотя МБ-100 уступал по своим характеристикам М-130, он предусматривал использование большой доли деталей от серийного М-105, а главное, его "проталкивал" лично могущественный Л.П. Берия. Заключенных перевезли в Казань. Но начавшаяся война, во время которой все силы направили на наращивание выпуска М-105, помешала доводке МБ-100. Опытные образцы были построены и даже летали на бомбардировщике Ер-2. Подробнее на: http://engine.aviaport.ru/issues/40/page22.html
Авиационный реактивный двигатель РД-1. Руководитель проекта Глушко В.П.
В начале 1943 г. КБ-2 В.П. Глушко в основном завершило работу по созданию авиационного ЖРД РД-1 с тягой 300 кгс и удельным расходом топлива 90 кг/мин. Двигатель выполнялся по однокамерной схеме с насосной подачей в камеру сгорания топливных компонентов - азотной кислоты и керосина. Основное назначение двигателя РД-1 - кратковременное увеличение скоростных и высотных данных, а также улучшение взлетных характеристик боевых самолетов с поршневыми двигателями. Предусматривалась возможность объединения двигателей РД-1 в многокамерную «связку» с тягой до 1200 кгс. Подробнее на: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2012/03/Ognennue_krilya2.pdf
Броневая башня БУР-10. Руководитель проекта Лодкин С.И.
130-мм артиллерийская установка Б-2ЛМ - корабельная 130-мм двухорудийная палубно-башенная артиллерийская установка. Разработана и производилась в СССР для установки на лидерах и эскадренных миноносцах. Применялась во Второй мировой войне в качестве орудий главного калибра на кораблях советского флота. Первые установки были смонтированы на лидере «Ташкент». В составе Черноморского флота корабль активно участвовал в боевых действиях Второй мировой войны. Орудия главного калибра «Ташкента» были задействованы для обстрела сухопутных частей противника. 2 июля 1942 г. лидер потоплен в результате атаки с воздуха. Одну установку получил в ходе ремонта эсминец «Сторожевой». Возвращенный в 1943 году в строй Балтийского флота эсминец участвовал в обстреле береговых позиций противника. Подробнее на: http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:130-%D0%BC%D0%BC_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%91-2%D0%9B%D0%9C
Модернизированная 45 мм противотанковая пушка М-42. Руководитель проекта Цирульников М.Ю.
С 1942 по 1945 годы выпущено 10 843 штук. 45-мм противотанковая пушка обр. 1942 года М-42 получена путём модернизации 45-мм пушки образца 1937 года на заводе № 172 в Мотовилихе (г.Пермь). Модернизация заключалась в удлинении ствола, усилении метательного заряда и ряда технологических мер для упрощения серийного производства. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм для лучшей защиты расчёта от винтовочных бронебойных пуль. В результате модернизации дульная скорость снаряда возросла с 760 до 870 м/с. Пушка М-42 предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Она была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 года. Орудия этого калибра в течение всего первого периода Великой Отечественной войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. Во время Сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении советских истребительно-противотанковых полков. Подробнее на: http://gvtm.ru/protivotankovaya_pushka_m-42_soroko
Танковая 45 мм пушка ВТ-42. Руководитель проекта Цирульников М.Ю.
Испытания 45-мм орудия ВТ-42 в башне Т-70М. Лето 1943 г.
В ОКБ-172 на базе М-42 в 42-43-х гг. изготовили опытные образцы 45-миллиметровых танковых пушек ВТ-42 и ВТ-43 имеющих длину ствола 68,6 калибров. Пушки ВТ-42 были предназначены для Т-70. По результатам испытаний пушка ВТ-42 была рекомендована для принятия на вооружение, но, поскольку уже было принято решение о снятии с производства танка Т-70. орудие возвратилось на завод для переработки с целью установки ее в танке Т-80. Подробнее на: http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/tankovaja_mosh_sssr_chast_iii_zolotoi_vek/p3.php
Полковая 76 мм пушка образца 1943 г. ОБ-25. Руководитель проекта Цирульников М.Ю.
152-мм пушка БЛ-7 была спроектирована в ОКБ-172 в начале 1944 г. Первоначальный индекс системы ОБМ-43. БЛ-7 представляла собой наложение измененного ствола Бр-2 на модернизированный лафет МЛ-20. Пушка имела ствол с дульным тормозом активного действия (60 %) и поршневой затвор. Скорострельность, выстр/мин - 5. Снаряд весом 43,5 кг при начальной скорости 880 м/с имел дальность 25 700 м. Завод № 172 закончил опытный образец пушки к ноябрю 1944 г. Полигонные испытания системы были завершены в апреле 1945 г. На вооружение БЛ-7 не поступала. Подробнее на: http://www.xliby.ru/istorija/tainy_russkoi_artillerii_poslednii_dovod_carei_i_komissarov_s_illyustracijami/p8.php
Подводная лодка С-135. Руководитель проекта Кассациер А.С.
В начале 1939 года был утвержден проект 95 подводной лодки с единым двигателем с химпоглотителем известковым (ЕД-ХПИ). Главный конструктор энергоустановки - В.С.Дмитриевский, подводной лодки - А.С.Кассациер. В ноябре 1939 года на заводе № 196 («Судомех») в Ленинграде по этому проекту закладывается подводная лодка, получившая литерно-цифро- вое обозначение «М-401»(заводской № С- 135). Спустили ее на воду за 20 дней до начала войны, впоследствии перевели в Горький, потом в Баку. Испытания проводились в тяжелых условиях военного времени и закончились в 1946 году. В дальнейшем М-401 использовалась для отработки ряда опытных образцов техники новых проектов подводных лодок с единым двигателем. Подробнее на: http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_07/p4.php
Стальной торпедный катер дальнего действия СТКДД. Руководитель проекта Гойнкис П.Г.
19 сентября 1941 г. руководство ВМФ выдало оперативно-техническое задание на торпедный катер дальнего действия. Им занялось ОКБ НКВД завода № 340. Проект получил № 163. Занималась им группа конструкторов под руководством П.Г. Гойнкиса. 15 февраля 1942 г. нарком ВМФ Кузнецов утвердил технический проект № 163. Катер получил название СТК ДД, то есть стальной торпедный катер дальнего действия. Опытный образец катера был заложен в январе 1942 г. на заводе № 340. Нормальное водоизмещение катера составляло 46 т, а полное - 50 т. Вооружение состояло из трех 12,7-мм пулеметов ДШК и четырех 45-см трубчатых торпедных аппаратов с боекомплектом 4 торпеды или 12 малых глубинных бомб. Имелась гидроакустическая станция «Тамир». На катер СТК ДД поставили 3 дизеля М-50 общей мощностью 3000 л.с. (разработки также ОТБ НКВД) и один вспомогательный дизель В-2. Последний получил название вспомогательный, а не двигатель экономического хода потому, что удельный расход топлива у него был близок к М-50. Постройка катера была закончена в декабре 1942 г. С мая по август 1943 г. СТК ДД проходил испытания на Каспии. В ходе испытаний было произведено 35 выходов катера, в том числе и при волнении 5-6 баллов. Произвели 27 стрельб «ходовой торпедой», в том числе и при волнении в 3 балла. Однако полностью испытать катер не удалось. 13 сентября-1943 г. СТК ДД отправили по железной дороге из Баку в Поти й 28 сентября зачислили в состав Черноморского флота. Из-за конструктивных недостатков катер в боевых действиях не участвовал, а в 1946 г. был исключен из состава флота. Подробнее на: http://coollib.net/b/110099/read
Шнек-пресс - новая аппаратура и технология производства нитроглицериновых порохов. Руководители проекта Спориус А.Э. и Бакаев А.С.
В 1926 году впервые в Советском Союзе под руководством А.С. Бакаева были начаты работы по созданию новых порохов баллиститного типа. По заданию А.С. Бакаева для производства таких порохов проектируются и строятся заводы. В 1930 году его арестовывают и осуждают на 10 лет, как «врага народа». В 1934 году он был досрочно освобожден, а в 1937 году следует новый арест с осуждением на 10 лет. Свои дальнейшие работы А.С. Бакаев продолжал, отбывая заключение в Особом военно-техническом бюро ОГПУ (1930-1934), а затем Особом техническом бюро № 6 НКВД (1937-1943) в Москве и Перми. Именно в этот период он наметил пути перехода в производстве пороха от периодически действующих гидравлических прессов к непрерывно действующим шнековым прессам. В Перми на заводе № 98 он успешно внедрил начатые в НИИ-6 работы по созданию новой технологии производства баллиститных порохов. В годы войны по технологии, разработанной А.С. Бакаевым, было построено шесть заводов баллиститных порохов. Эти предприятия выпустили 117 тыс. т порохов, что составило около 30% их общего производства в стране. Выпуск нитроглицериновых порохов к концу войны возрос примерно в 7 раз, 45% произведенных порохов были баллиститными. Одних только зарядов для РСЗО "катюш" было выпущено за время войны 14 млн. комплектов. Технология производства таких порохов описана в книге: Бакаев А.С, Спориус А.Э., Хритинин Ф.М. Новая технология трубчатых нитроглицериновых порохов. Разработка и внедрение шнек-прессов Ш-3 и Ш-4. Освоение новой технологии в валовом производстве на объекте 347-б. Архив НИХТИ. Инв.№ 136. Бакаев А.С., Спориус А.Э., Хритинин Ф.М. и др. Новая технология трубчатых нитроглицериновых порохов. Архив НИХТИ. Инв. № 138. Подробнее на: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36339.php
Универсальные поглотители УП-2 и УП-4 для войсковых противогазов. Руководитель разработки Фишман Я.М.
3 марта 1940 г. Берия обратился в Экономсовет Совнаркома СССР с предложениями об освоении в промышленном производстве разработанных ОТБ НКВД средств вооружения. В его записке в том числе говорилось: Группа под руководством з/к Фишмана (бывший начальник Химуправления НКО) разработала новый образец противогаза, защитная мощность которого в два раза превышает мощность принятого на вооружение противогаза МТ-4. Взято: Чудо-оружие СССР -Тайны советского оружия
Новый метод интенсификации башенного процесса производства серной кислоты. Руководитель проекта Ступников С.Д.
Радиостанция Р-848 предназначена для организации служебной связи в пределах аэродромов. Радиостанция выпускается с диапазонами частот 142 - 154 Мгц и 172 - 174 МГц, имеет три канала связи и позволяет устанавливать симплексную, бесподстроечную и беспоисковую связь на одном из каналов между стационарными и подвижными объектами. Тактико-технические характеристики: - Диапазон частот 142 - 154 мГц и 172 - 174 мГц (и имеет три канала связи). - Чувствительность приемника при соотношении сигнал/шум 5:1, не хуже 1,5 мкв. - Чувствительность микрофонного входа приемопередатчика не более 5 мв. При этом девиация частоты передатчика не менее 7 кГц. В цепи модуляции применен ограничитель величины модуляции. - Потребление радиостанции от источника питания +12 вольт в режимах приема и дежурного приема не более 1,75 а, в режиме передачи не более 6 а. - Выходная мощность передатчика не менее 4 Вт. Взято на: http://oldradioxx.forum2x2.ru/t746-topic
Портативная радиостанция типа «Белка». Руководитель проекта Васильев А.М.
Самые популярные и распространенные радиостанции «Белка» и «Набла» несли бессменную службу в оперативных подразделениях НКВД. Различные варианты радиостанций - чемоданный, десантный, унифицированный были настолько надежны и удобны, что Центральный штаб партизанских отрядов, Разведуправление (РУ) Генштаба, 2 Главное Управление Наркомата электронной промышленности (НКЭП), НИИ ВВС КА, НКВД СССР рекомендуют их для серийного производства на заводах НКЭП. За годы войны было выпущено более 3,5 тысяч переносных агентурных и партизанских радиостанций. Взято на: http://mozohin.ru/article/a-85.html
Прибор ночного боя ПНБ. Руководитель проекта Куксенко П.Н.
Кроме того, специалисты 4-го спецотдела участвовали в строительстве, монтаже и пуске 6 новых заводов. Организовывали на них производство.
Они помогли переоснастить органы НКВД и НКГБ радио и спецаппаратурой, организовав её крупносерийное производство. [Подробнее]За 1942-1943 гг. радиолабораторией изготовлено 4205 радиостанций и 1729 акустических приборов, в том числе 2071 радиостанция типа «Белка» для оперативных групп особого назначения, оперирующих в тылу противника; 606 портативных радиостанций типа «Набла» и «Вектор» для специальных связей; 100 мощных передатчиков типа «Лев», «Волна» и «Пантера»; 74 специальных слежечных приемников типа Л-356 и 133; 34 радиопеленгатора типа СК-3, Л-15 и «Румб». В 1943 г. радиолабораторией создана прёмо-передающая радиостанция «стрела» для вагонов особого назначения. За успешную работу по созданию новых видов вооружения и проявленную при этом добросовестность и преданность делу по ходатайству НКВД СССР 156 заключённых специалистов освобождены со снятием судимости, 23 человека из которых награждены правительственными наградами.
После снятия с них судимости им возвращались прежние награды родины, которых они были лишены по суду. Так уже в 1941 году Берия обратился с ходатайствами в Президиум Верховного Совета СССР о возвращении орденов, медалей СССР и грамот ЦИК СССР амнистированным авиаконструкторам. [Эти документы представлены в книге:]Репрессированная техническая интеллигенция. Книга памяти. / сост.: М. М. Альтман, Е. А. Андреева, Л. Е. Антонова, А. В. Баклыгина, Ю. В. Бельчич, Е. С. Богданова, М. Ю. Гусев, М. А. Зайцева, Н. Н. Ершова, Е. А. Калинина, Н. А. Кривцова, И. Л. Макаревич, О. С. Максакова, Г. А. Медведева (отв. сост.), Д. Нодия, Е. В. Пентегова, Ю. В. Поздняков, С. А. Рыжкова, Т. А. Савинова, О. Н. Солдатова (отв. сост.), М. К. Сурнина, Н. А. Ткачева, Т. Н. Фисюк, Л. В. Хузеева, П. В. Чистяков (отв. сост.), Л. А. Шаповалова, С. А. Шевырин, В. Н. Яшанова - Самара : Издательство «НТЦ», 2011. - 297 с. - ISBN 978-5-98229-240-7 Отдельные объекты, разработанные в 4-м спецотделе, были признаны выдающимися, и их авторам была присуждена Сталинская премия. Лауреатами стали Туполев, Петляков, Чаромский. Всё это было внушительным вкладом в Победу, оружие для которой создавалось, как видно из приведенного отчёта, в том числе и в особых конструкторских бюро при 4-м спецотделе НКВД СССР, прозванных в народе «шарашками».
Обеспечение всем необходимым работы творческих коллективов внутри «шарашек»- это безусловная заслуга штатных сотрудников ОТБ. Но кроме этого НКВД СССР в годы войны стало органом, координирующим работу промышленности по освоению и внедрению образцов новых вооружений и новых технологий. Здесь ключевые слова - в годы войны. Когда, казалось бы, неразбериха и хаос должны были затруднять, создавать непреодолимые препятствия для нормальной работы и взаимодействия различных структур народного хозяйства - «всё было под контролем». В том числе и специалисты - научно-технические кадры, «ковавшие» новое оружие Победы.
Начало: Сталинская «шарашка». Попытка разобраться Продолжение Дискуссия о роли «шарашек» Продолжение 2 Разбор аргументов антисталинистов в дискуссии о роли «шарашек» Продолжение 3 Сталинская мобилизационная индустриализация и готовность к ней научно-технической интеллигенции Продолжение 4 «Шарашки» 1930 - 1936 годов. ЦББ-39 ОГПУ им. Менжинского Продолжение 5 «Шарашки» 1930 - 1936 годов. БОН ОО ОГПУ Продолжение 6 Репрессии 30-х годов, по мнению антисталинистов, отбросили российскую науку и технику далеко назад, резко сократили количество специалистов во всех отраслях народного хозяйства, что уменьшило научно-технический потенциал и снизило обороноспособность советского государства Продолжение 7 «Шарашки» 1930 - 1936 годов. Разработка и производство химического оружия в довоеннном СССР Продолжение 8 «Шарашки» 1930 - 1936 годов. НИИОХТ первая «военно-химическая шарага». Ч.1 Продолжение 9 «Шарашки» 1930 - 1936 годов. НИИОХТ Ч.2 з/к Е. И. Шпитальский Продолжение 10. Репрессированные химики Продолжение 11 Сталинские «бериевские шарашки»