"Сайлоны были созданы человеком. Они развивались. Они восстали. Они выглядят и ведут себя как люди. Существует множество копий. И у них есть план..."
Если так подумать, научную фантастику полюбил с раннего детства. Сначала это была советская фантастика - в основном просмотренная по телевизору, все эти "Отроки во Вселенной", "Москва-Кассиопея", "Гостья из будущего", мультики типа "Тайна третьей планеты", "Хозяева Геоны". Потом на рубеже 90х, когда в страну хлынула западная фантастика, пристрастился к твердой научной фантастике - Хайнлайн, Бредбери, Азимов, Кларк, Саймак.
Читал много, ряд авторов - по несколько раз. Попутно в 1991 году после поездки в Брест, пристрастился к вселенной Джорджа Лукаса, в 10-ти летнем возрасте просмотр "Звездных войн" произвел неизгладимое впечатление. Само собой, чтением книг дело не ограничилось - в 1995 году появился первый компьютер в доме и постепенно начали расширятся возможности по просмотру самой разнообразной кино-фантастики. Смотрел почти все, до чего руки доходили - от настоящих шедевров до полного шлака. По настоящему качественного научно-фантастического кино на самом деле не так много, как могло бы показаться. Со временем этот момент я для себя уяснил и уже не размениваюсь на очевидно кино-поделки собранные неряшливыми сценаристами на коленке за пару сотен баксов.
У кино-фантастики я бы выделил два основных направления, сходных с литературным делением - это научная фантастика [science fiction или сокращенно Sci-Fi] и фэнтези. Как и в литературе, мои предпочтения были отданы Sci-Fi (преимущественно американской), к отечественной фантастике у меня было как правило ровно-взвешенное отношение (самой приличной книгой из прочитанного показалась "Многорукий бог далайна". Фэнтези недолюбливал - уж слишком много штампов и клише встречалось из книги в книгу. Особенно это понимаешь после прочтения "Властелина Колец" и пары-тройки основных фэнтези-эпопей.
Когда появился в доступ сеть, возникла возможность просматривать в свободном режиме различные фантастические сериалы, которые по ТВ либо не показывали, либо смотреть в силу их продолжительности было малореально. Так, в домашних условиях были в свое время осмотрены - "Звездные врата" (15 сезонов), "Вавилон-5" (5 сезонов), "Фарскейп" (4 сезона) и многие другие. Из гигантов такого рода не осилил лишь "Звездный Путь", где кол-во сезонов уверенно подбирается к 30, меня хватило лишь на парочку.
Само собой, смотрел всякое - вплоть до всякой дряни. Но кое-что оставило по настоящему неизгладимые впечатления.
Звездный крейсер "Галактика".
Году так в 2004 или 2005, на глаза в сетевом видео-каталоге попался фильм с завлекающим названием "Битва галактик". Первая мысль была, что это очередные "пиу-пиу-пиу в космосе", где все потуги придать серьезность происходящему тонут в несерьезности окружения и действий персонажей. Лишь несколько позже выяснилось, что это всего лишь пилотный эпизод нового сериала, который по сути являлся ремейком одноименного сериала снятого на рубеже 80х годов на волне триумфального успеха "Звездных войн". Само собой, не обошлось и без лажи переводчиков, фильм назывался "Battlestar Galactica", то есть "Звездный крейсер Галактика", а уж никак не "Битва Галактик". Сам сериал среди его поклонников обычно сокращают до аббревиатуры BSG.
Просмотр пилота оказался в некоторой степени "культурным шоком". Сериал с первых минут разительно отличался от разухабистой и развеселой сериальной веселухи - скорее наоборот, BSG с самого начала демонстрирует нарочитую серьезность (отнюдь не наигранную) и жесткость, граничащую с жестокостью. Причем авторы очень удачно выразили жестокость сериала не через натуралистичность, а через этические и моральные проблемы стоящие перед человеком современного западного общества.
В какой то мере, если окидывать сериал в целом, он включает в себя краткий перечень основных мифов современной западной цивилизации и показывает возможные варианты отношения человека к этим мифам, когда человек поставлен в критическую ситуацию. Чего тут только нет - и споры вокруг абортов, и необходимость фальсификаций на выборых, и убийства во имя высшего блага, суды линча над предателями, пытки заключенных, военные решения связанные с гибелью больших масс людей, торговля людьми и так далее и тому подобное. Причем сделано это не для галочки, все серьезные моральные проблемы идеально вписаны в мир сериала и неразрывно связаны с сюжетом. Вот и выходит, что за внешними эффектами и взрывами, скрывается сильная драма с отнюдь не тривиальными вопросами человеческого бытия, когда действительно задумываешься, а как бы сам поступил в сходной ситуации. Моменты морального выбора, в том числе между большим и меньшим злом, когда порой приходится жертвовать людьми, в том числе и близкими, безусловно одна из сильнейших сторон сериала. В этом плане BSG на голову превосходит всех конкурентов в жанре. Многим эта глубина не особо нравится, многие считают, что в этом отношении сериал получился уж сильно заумным - "мол наворотили такого, что без пол-литра не разберешься, вот если бы было больше корабликов и пиу-пиу-пиу". Но как говорится, о вкусах не спорят.
Огонь зенитных батарей
Вкратце о сюжете. "Давным-давно в одной далекой-далекой галактике"...Ах нет, это не отсюда, но так похоже. Итак некое абстрактное время, некая абстрактная вселенная. Существовали 12 человеческих колоний, связанных по названиям с греческой мифологией, они исповедовали многобожие, верили в Афину, Артемиду и других богов. В какой то мере они были язычниками.
Существовал и антагонистичный вариант единобожия. Такая себе аллюзия на приход христианства в античный мир. Сама цивилизация очень напоминает нашу, окружение не сильно отличается от того, что мы видим вокруг нас - машины, сотовые телефоны, оружие, одежда - все это узнаваемо. Разница в отдельных деталях. Это кстати хорошо показывает, что сериал собирается брать зрителя отнюдь не мельтешением невообразимых костюмов и "лазерных бластеров". Многие кстати этот момент сильно ругают "мол недостаточно фантастично". Как по мне, это наоборот предает глубину происходящему на экране.
Эволюция искусственного интеллекта - "Каприка №6"
И жили бы колонисты не тужили, но сильна в человеке нотка творца. И создали люди сайлонов - машины, с искусственным интеллектом. Далее все по классиками. Они развивались, они восстали...И никакие "Три закона робототехники" не помогли, да видимо их и не было. Первые сайлоны были весьма карикатурными антропоморфными роботами. Разгорелась первая война, которая закончилась вничью. Люди остались жить на колониях без своих металлических творений, которые покинули колонии и ушли в глубокий космос. И не было слышно о них 40 лет. Пока дети человечества не решили вернуться домой. Вернутся, чтобы уничтожить своих родителей. Логика сайлонов проста - "лишь уничтожив своих родителей, ребенок вступает в свои права".
С этого собственно и начинается сериал - с уничтожения человечества.В тщательно спланированной атаке на колонии, сайлоны добиваются полного успеха - города и поселения уничтожаются массированными ядерными ударами, колониальный флот выводится из строя путем разрушения компьютерных сетей - беззащитные крейсера и более мелкие корабля погибают не в силах оказать сопротивление. Уже в первые пол-часа фильма ясно дают понять, 99,9999...% человечества уничтожены. И тут на сцену выходит звездный крейсер "Галактика", это старый корабль времен первой войны с сайлонами, на нем установлено нарочито старое оборудование - проводные телефоны, компьютеры с перфолентами, на нем минимум электроники.
По сути, "Галактика" этакий гибрид авианосца и тяжелого крейсера - тут отражены типично американские подходы связанные с войной на Тихом Океане - большое кол-во мелких кораблей "вайперов" (читай палубных истребителей), несколько более крупных кораблей-разведчиков "рапторов" (помесь вертолета с машинами типа "Праулер"), мощная зенитная артиллерия и ракеты (прямо как на крейсерах ПВО 1944-1945 годов) ну и несколько ядерных боеголовок. Сама история с устаревшим кораблем оказавшемся в центре событий отнюдь не нова - есть такой роман Питера Альбано "Седьмой Авианосец", где можно увидеть много сходных моментов с BSG, основная ветвь сюжета весьма занятна - всплывший из небытия седьмой авианосец японского императорского флота пытается в 60-70х годах нанести повторный удар по Перл-Харбору. Весьма занятные было чтиво. Оригинал можно скачать по ссылке ниже.
bookz.ru/authors/piter-al_bano/albanp01.html Вернемся к сюжету. Узнав о катастрофе постигшей человечество, "Галактика" собирается вокруг себя последние уцелевшие корабли с последними людьми и устремляется прочь от разрушенных колоний, в поисках планеты Земля, с которой несколько тысяч лет назад человечество шагнуло к звездам. Где находится Земля на флоте никто не знает и по сути весь сериал - это движение замкнутого человеческого сообщества численностью около 50тыс человек к неведомой Земле.Они не знают где она, не знают где и как они найдут ее - это основная сюжетная канва фильма. Походу поисков, колонисты преодолевают самые разнообразные жизненные ситуации, по большей части теряя, чем приобретая. В связи с этим, на первый план выходят основные герои, вокруг которых и разворачиваются события фильма.
Главные герои сериала
Главные герои делятся на два типа - это люди и это сайлоны. Если с людьми все понятно (разные люди обуреваемые своими страстями), то у сайлонов несколько сложнее - помимо чисто боевых роботов называемых центурионами, существуют и биологические машины выглядящие как люди и имеющие множество копий.
Сайлонская пехота - центурионы.
Погибая, такой сайлон не умирает, а воскресает в аналогичном теле. Существует 12 моделей сайлонов. Кто они - это одна из основных интриг сериала, которую создатели дотянули почти до самого конца - некоторые сайлоны известны с самого начала, другие неизвестны не только людям, но и самим сайлонам.
Сайлоны верят в своего единого бога и людей считают язычниками. Взаимоотношение героев людей и героев сайлонов с полярными представлениями об этике, нравственности, любви, смерти - так же одна из самых сильных сторон сериала - по сути это два равновозможных взгляда на целый комплекс извечны человеческих вопросов "Кто мы?", "зачем мы здесь?", "для чего мы живем?", "что определяет нас как человека?"
Сайлонский рейдер - наполовину машина, наполовину живое существо.
У людей все происходит с надрывом, все герои имеют массу собственных скелетов в шкафу, и даже самые позитивные герои порой вынуждены совершать неблаговидные поступки, заканчивающие бурной рефлексией по этому поводу. Уж тут авторы сериала оттянулись по полной. Рефлексия персонажей порой бьет через край, проблемы морального выбора заостряются до предела, ситуации или/или порой не знают компромиссов. В виду этого главные персонажи фильма получились чрезвычайно живыми - в них нет и следа типовой ходульности и одномерности персонажей в фильмах такого типа. Это прежде всего люди, и в этом плане BSG с легкостью затыкает за пояс практически все Sci-Fi сериалы, трудно найти более живых персонажей в таком кол-ве.
Вообще, удивительно, как авторам удалось выписать столько цельных и главное разнообразных характеров.
Уильям Адама
Старый солдат, имеющий массу психологических проблем и несколько скелетов в шкафу. Война застает его перед уходом на пенсию и безжалостно корежит его по ходу развития сюжета. Один из символов сериала. Замечательно сыгран Эдвардом Джеймсом Олмосом. Один из наиболее удачных образов старого служаки в научно-фантастическом кино - абсолютно живой персонаж.
Лора Розлин
Весьма необычный персонаж. До войны, Розлин, министр образования, классический западный архетип политика мелкого масштаба. В связи с гибелью всей властной элиты, по протоколу приоритетного наследования занимая место в четвертом десятке - занимает пост президента колоний - все кто стоял перед ней - погибли. Персонаж походу сериала демонстрирует головокружительные эскапады и предстает совершенно с разных ракурсов, демонстрируя порой такую жестокость, на которую способен далеко не каждый. Образ школьной учительницы санкционирующей политические убийства, фальсификации выборов и выкидывание людей в шлюз, раскрыт более чем. Своего рода, персонаж Мэри Макдоннел, коллекция тех пороков, которые могут иметь политики западного толка. Само собой прицепом идет дилемма, какими правами и свободами можно пожертвовать ради безопасности. Привет Джорджу Бушу и Кондолизе Райс. В какой то мере демонстрирует черты Авраама Линкольна и Уинстона Черчилля. В фантастике, весьма схожа с образом Мейны Гладстон из "Песен Гипериона".
Кара Трейс "Старбак"
Кара Трейс (Кэти Сакхофф) ходячая энциклопедия человеческих пороков - безудержное курение, потребление алкоголя в огромных кол-вах, беспорядочные половые связи, неадекватное поведение - персонаж вышел максимально колючим, со временем огромному кол-ву тараканов в голове у Трейс перестаешь удивляться. Стоит заметить, что в оригинальном сериале "Старбак" была мужчиной, по поводу чего фанаты оригинала очень сильно негодовали. По совместительству Кара Трейс, блестящий пилот истребителя. За всеми пороками и достоинствами, скрывается одна из наиболее интересных сюжетных веток, которая более менее раскроется лишь в последней серии сериала. Но даже после этого, споры вокруг данного персонажа как ни странно продолжаются до сих пор.
Ли Адама "Аполло"
Ли Адама (позывной "Аполло") сын Уильяма Адамы, командир авиагруппы "Галактики". Весьма противоречивый персонаж в исполнении Джеми Бамбера. С одной стороны хороший военный, с другой - приверженец демократических ценностей, значительную часть сериала мучается проблемами этического толка, видя как окружающие легко попирают "свободу и демократию". Попутно мучается отношениями с Карой Трейс. Занятно наблюдать за этическими тупиками, в которые попадает этой герой. Есть в нем что-то от классического интеллигента, чьи иллюзии порой не выдерживают проверку реальностью. Для западной действительности по видимому это типовой образ.
Гай Балтар
В первых сезонах однозначно самый колоритный персонаж среди людей, полубезумный гений, демонстрирующий эгоизм и самовлюбленность в гипертрофированной форме. Примечателен тем, что состоит в странной ментальной связи с образом женщины-сайлона. Тут уж Джейс Келлис оттянулся на славу. Ситуации в которые попадает Балтар по настоящему безумны - и смотрятся не хуже эпизодов из таких действительно хороших фильмов как "Игры разума" и недавний "Остров проклятых". Тонкая игра на грани безумия и реальности - воплощенная в образе роковой красотки, безусловно одна из главных удач сериала. К середине сериала данная ветка немного просела, но первые сезоны - это один из главных локомотивов проекта. Его история пронизана помимо прочего и сильной религиозностью и философизмом. Порой чрезмерным. Помимо прочего, стоит добавить к портрету Балтара один штришок - он причастен к уничтожению рода человеческого.
Сол Тай
Блестящая работа Майкла Хогана. Полковник Тай, классический старпом и в тоже время хронический алкоголик и подкаблучник, от прямой ответственности как правило уклоняется, на его примере очень хорошо показано, что такое бремя принятие решений связанных с человеческими жизнями и каково это продуть отсеки с живыми людьми. В середине сериала несколько теряется, но ближе к концу развернулся во всю мощь.
Элен Тай
Супруга полковника Тая, в исполнении Кейт Вернон. В начале сериала, очень малопонятный персонаж, демонстрирующий разве что причины разложения старпома, раскрывается ближе к концу с весьма неожиданной стороны.
Гелен Тирол
Старшина Тирол в исполнении Аарона Дугласа, главный техник "Галактики", читай механик - в целом, если брать весь сериал, несмотря на внешнюю пресность образа работяги, образ Тирола оказался куда как более глубоким, нежели это могло показаться в начале.
"Каприка №6" и Шэрон Валери "Бумер"/"Афина"
Если говорить о сайлонах, то сериал практически от начала и до конца, тянут Трисия Хелфер и Грейс Парк. Среди прочих сайлонов есть немало достойных работ, но в целом (за одним исключением) Хелфер и Парк выглядят наиболее ярко. Трисия Хелфер, парадное лицо сериала, красующаяся на большинстве постеров и плакатов.
Безусловно, главное открытие сериала. Исключительно яркий типаж. Причем Хелфер по ходу сериала умудряется сыграть сразу несколько ролей, поскольку моделей "Каприки №6" множество. Ввиду этого ей пришлось демонстрировать чудеса перевоплощения отыгрывая самые разнообразные чувства и эмоции. После сериала актриса просто нарасхват в игровой индустрии. В сериале же "Каприканская шестерка", замечательный образец притягательного зла. Причем зла весьма относительного. На которое можно посмотреть с разных точек зрения.
Грейс Парк так же сыграла сайлона, сосредоточившись на двух основных версиях лейтенанта Шэрон Валери - "плохой вариант" Бумер и "хороший вариант" Афина. К концу сериала образ чуток просел, но в целом очень достойная работа. Особенно в первых двух сезонах.
Помимо этих персонажей, в фильме еще просто огромное кол-во менее значимых персонажей, как людей, так и сайлонов.
Некоторые из них ни в чем не уступают главным героям в проработанности и живости.
Звездный крейсер сражается с двумя базовыми кораблями сайлонов.
Графика.
В графическом исполнении фильм конечно уже не столь совершенен как когда то, но смотрится весьма достойно и сейчас. Космические бои смотрятся динамично и живо, причем ставка на псевдореализм происходящего себя полностью оправдывает. В хорошем разрешении - картинка весьма достойная, не уступит многим кино-блокбастерам. С другой стороны модели роботов и некоторые панорамы местности, смотрятся несколько устаревшими в технологическом плане. Вышедший недавно спин-офф "Каприка" в принципе перенял те же проблемы. Лично для меня, "Галактика" занимает уверенное второе место по качеству космических сражений после "Звездных войн".
Один из лучших клипов на тему.
Click to view
Click to view
Музыка.
Более чем замечательная, особенно доставляет мелодия в заставке и обработка песни Боба Диллана "All along the watchtower".Вообще, музыкальное сопровождение BSG трудно с чем то спутать, особенно это касается "военных" мелодий. В плане звука, особых прорывов не замечено, обычная качественная работа.
В целом же, один из главных научно-фантастических сериалов нулевых годов "Звездный крейсер Галактика", поднял планку качества для продуктов такого рода весьма высоко. Франчайз пользуется значительной популярностью, в проекте, съемки еще одной версии (уже третей по счету) пути человечества на Землю. Сейчас же демонстрируют спин-офф сериала "Каприка", где рассказывают о событиях приведших к созданию первых сайлонов и о том, как человечество пришло к войне с ними.
Это уже продукт несколько иного рода, но так же логично вписанный во вселенную BSG. В целом же, вселенная живет и процветает, залогом чему послужил одноименный сериал, шедеврально закончившийся в прошлом году. В общем, любителям хорошего научно-фантастического кино рекомендую к просмотру - фильм не лишен ряда недостатков, но в совокупности, "Звездный крейсер Галактика" один из лучших фильмов в жанре.
PS. Если возникло желание смотреть, то лучше это делать в таком порядке.
1. Пилот
2. 1-й сезон
3. 2-й сезон
4. Полнометражный фильм "Лезвие"
5. Веб-эпизоды "Новая Каприка - Сопротивление"
6. 3-й сезон
7. 4-й до 11 серии
8. Веб-эпизоды "Лицо врага"
9. 4-й сезон до конца
10.Полнометражный фильм "План"
После этого можно с чистой совестью смотреть спин-офф. Самые разные версии сериала можно скачать вот здесь
rutracker.org/forum/viewforum.phpТам можно найти самые разные варианты озвучки, включая субтитры, самое разное качество под любые запросы.