Коротко обозначу свою позиции по Ювенальной Юстиции, по поводу которой уже довольно давно ломают много копий.
Говоря о Ювенальной Юстиции (далее ЮЮ), сразу отмечу, что в концептуальном плане, вопрос о вмешательстве государства в семью, лежит для меня в плоскости известного дуализма общественное/частное, где выбор одной из сторон медали, носит сугубо мировоззренческий характер.
Чем по сути является ЮЮ? Это одна из вариаций на тему коррекции семьи в интересах существующего строя. Этот инструмент закреплен определенным спектром нормативно-правовых норм и является дополнительным элементом вертикальных связей скрепляющих постиндустриальное общество в рамках принятых идиологем.
Наравне с пресловутой ЮЮ, семья корректируется посредством системы образования, инсталлированными религиями, электронными СМИ и различной государственной/негосударственной пропагандой (интернет, телевидение, пресса, радио) и т.д. и т.п, которые в разных формах прямо или опосредованно влияют на институт семьи корректируя его в желательную государству сторону.
Вполне естественно, что в существующем мире победившего глобального неолиберализма, указанные выше инструменты (которые конечно могут иметь узко-национальные особенности) контроля и манипуляции служат укреплению существующего положения вещей и именно поэтому мы наблюдаем в России занятную картину, когда одновременно присаживаются как бы полярные вещи вроде православной креликализации и ЮЮ, хотя если смотреть на них, как на инструменты, то ничего необычного в таком соседстве нет. И тот и другой инструмент служат вполне понятным целям укрепления существующего строя. Просто для разных задач нужны разные инструменты.
Где-то нужен молоток, а где-то отвертка. Реальной вражды между инструментами быть не может, потому что руки, которые их держат, подчинены одной голове. Можно конечно говорить, что мол это государственная шизофрения, и как так, мы тут православие и духовность поднимаем и одновременно крепим ЮЮ. На деле, одно никак не противоречит другому, если посмотреть на картину сугубо с технологических позиций - проблема--->решение.
Обособление семьи в современном мире практически невозможно, так как число способов прямо или опосредованно влезть в семью, чрезвычайно велико (велик и разнообразен универсальный набор инструментов), хотя некоторым нравится тешить себя иллюзией полной оторванности от чуждого влияния на собственные головы и головы своих детей. Любое государство стремится к контролю над обществом, отдельными его ячейками или даже отдельными индивидами. Формы контроля могут быть прямыми или опосредованными. ЮЮ относится к числу опосредованных форм контроля над институтом семьи, где формально все гладко и чисто, а на не деле, открываются широкие возможности по воздействию на частную семью. Собственно, именно по поводу этих очевидных возможностей воздействия, выходящих за рамки декларируемых на бумаге благ, и стоит определенный шум. Угроза отбора ребенка по надуманному поводу (благо примеры имеются), теоретически касается любой семьи с детьми и поэтому возможности "рейдерского захвата ребенка", не то чтобы вымышленны, а так сказать вполне реальны. Разумеется, процентную вероятность такой угрозы никто не считал. Главное, что такая возможность как бы есть.
Да, конечно, можно говорить о том, что вот в СССР на семью влияли по другому, не так как сейчас. И вот если бы было как в СССР или в какой-то его будущей инкарнации, то граждане как бы и не против открытого проникновения государства в семью. Да чего далеко ходить, я сам вполне согласен с советскими методами влияния/коррекции семьи и если в будущем, новое советское государство будет образовано, то я вполне согласен с его проникновением в институт семьи.
Конечно прошлый или будущий СССР в этом отношении представляется чем-то светлым по сравнению с унылой картиной сегодняшней реальности, когда ЮЮ является частью той волны цунами, которая разрушает в головах традиционную картину мира, преобразуя отдельных индивидов, институт семью и само пост-советское общество в постиндустриальный субстрат.
Проблема ровно в том, что СССР уже или еще нет. А есть государство, которое в рамках поздневашингтонского мироустройства проводит целеустремленную линию на неолиберальную глобализацию. Откажется ли государство от воздействия на семью, только потому, что оно исповедует неолиберальные принципы и поставит право личности выше интересов существующего общества? Конечно же нет. Граждане и их семьи в данном случае выступают в виде объекта реализации государственной политики, пускай и либеральной.
Лично моя позиция тут проста, так как я не приемлю существующий поздневашингтонский миропорядок и его частную проекцию в России, то вполне понятно, что к частному вопросу внедрения ЮЮ в России, я отношусь сугубо отрицательно. Не потому, что она принесет какие-то небывалые ужасы. На фоне некоторых других слогаемых существующего порядка, вред от ЮЮ для общества намного меньше, нежели то, что происходит скажем с образованием или культурой.
В отношении ужасов ЮЮ, проблема даже несколько раздута. Наглядный пример - действующий режим активно поддерживает оккупацию Афганистана, что оборачивается для России десятками тысяч смертей в год, где солидный процент составляет как раз молодежь до 22 лет. Но шуметь и митинговать будем по поводу возможных сотен или даже тысяч случаев отбора детей в будущем, хотя уже далеко не первый год, на территории России даже официальные источники диагностируют настоящий героиновый потоп и массовую смертность от этого потопа. Весьма занятно смотреть на масштабы ущерба, а потом наблюдать диспропорции в медийном присутствии этих проблем. Вы скажем много видели митингов за коррекцию политики России в Афганистане? Ну и происходящее с образованием и культурой, намного более опасно нежели то, что несет с собой ЮЮ в ее либеральной трактовке. Можно конечно говорить о том, что образование и культура в нынешних своих формах бьют по площадям, а ЮЮ это инструмент точечного воздействия, где разница состоит в универсальности и специализированности инструмента воздействия.
В общем, как угроза, ЮЮ носит вторичный характер. Все равно как при газовой гангрене, у вас на бедре еще гнойный нарыв образовался. В рамках общего состояния организма печально конечно, но на фоне других болячек...
Поэтому мое частное несогласие с введением ЮЮ, это несогласие с существующей политикой (частью которой является ЮЮ) в целом, а не потому ,что я противник вмешательства государства в семью.
Агрессивное навязывание ЮЮ, происходит не потому, что какой-то былинный злодей с зловещим смехом хочет сделать всем плохо. Это сугубо техническое решение, которое пришло к нам в рамках курса на глобализацию. Если вы стремитесь воплотить свою идею-фикс и встроиться в Запад, то естественно, вы будете копировать (причем не обязательно принудительно) чужие технологические решения. Тут вопрос даже не в том, что копии как правило всегда хуже оригинала, а в том, что существующий спектр копирования западного опыта, включает в себя не только пресловутую ЮЮ. Инсталлируя в России реплики американских и европейских технологических решений связанных с изменением структуры государства и общества, руководство страны вполне осознанно внедряет у нас то, что на Западе вошло в норму (вопрос о то, что это за нормы - отдельный), что собственно и вызывает определенное, хотя и не слишком значительное сопротивление, благо курс на неолиберальную глобализацию уверенно поддерживается уже более 20 лет.
На мой взгляд, принятие в той или иной форме пакета юридических норм обеспечивающих функционирование ЮЮ неизбежно. Возможно, их видоизменят или подадут под другим соусом, чтобы облегчить присадку, но то, что в том или ином виде это решение будет продавлено, у меня особых сомнений не вызывает. Штатные пропагандисты существующего либерального курса разумеется подробно объяснят все блага ЮЮ для рядового россиянина.
Недавняя история с вступлением в ВТО, наглядно показывает решительность властей в фундаментальных вопросах, когда общественное мнение просто неважно.
Вопрос ЮЮ имеет для властей такой же фундаментальный характер, так как это пускай вторичный, но все-же немаловажный инструмент коррекции общества. В рамках существующего курса, в области семьи, ничего принципиально иного вместо ЮЮ появиться не может, потому что это не только вопрос копирования чужих технологий, но и вопрос копирования идеологии. В целом, ЮЮ входит в стоимость покупки "стабильности". Сохраняя выбранный курс, вы тем самым прямо или опосредованно выражаете фактическую поддержку планам государства по коррекции общества в целом и института семьи в частности. Вариант - "я поддерживаю существующий курс, но против ЮЮ" конечно весьма милый, но с фактической точки зрения бессмысленный, так как государству эти интеллигентские несогласия безразличны. Несогласен? Молодец, продолжай, а мы пока законы будем принимать.
На деле, вопрос ЮЮ лежит в практической плоскости, где главным элементом является вопрос о власти. Если у вас есть власть, вы вольны корректировать общество так как вам этого хочется. Если у вас нет власти, то вы можете лишь выражать как правило бесполезное несогласие. Апелляции к властям по тем или иным вопросам, зависят исключительно от доброй воли тех, от кого зависит принятие решений. В данном случае схема проста.
1. Власти вполне сознательно присаживают ЮЮ на российскую почву.
2. Некоторый процент граждан цивилизованно высказывает свое несогласие.
3. Власти действуют по принципу "А Васька слушает, да ест".
4. Дальше у нас что? Какая реакция на Ваську? Продолжаем цивилизованно выражать несогласие и соответственно Васька прав в своем игнорировании несогласных. Пока они говорят, он делает. Теоретически, Васька конечно может устыдиться и перестать делать то, что он делает. Но много ли еще эльфов на Руси осталось, кто верит в добросовестность Васьки?
Поэтому, на мой взгляд, ЮЮ будет присажена и будет существовать до самого исчерпания существующего режима, после ухода которого, новые власти, какими-бы они не были - левыми или правыми, проведут реконфигурацию механизмов влияния/коррекции на общество в рамках собственных идеологем и властных ресурсов. В коррекцию и тем более самокоррекцию существующей системы я не верю.
UPD: От 27.09 - с оказией прицеплю вот этот материал
http://ruscesar.livejournal.com/580714.html где автор выстраивает не противоречивую схему использования вопроса ЮЮ по принципу "надуманная проблема - решение", с последующей раздачей гешефтов. Вероятность этого на мой взгляд небольшая, но полностью исключать я бы не стал.