Итак, первое свойство яшмы как поделочного камня - разнообразнейшая и яркая палитра, цветовое богатство, красота и оригинальность рисунка. Минеральный состав яшм прост. Главным минералом является кварц, иногда с примесью халцедона. В небольшом количестве присутствуют примеси: гранат, магнетит, гидроокислы железа и марганца, слюда, пирит и другие минералы. Расцветка яшм зависит именно от минералов - примесей.
Вторым ее качеством является прочность и твердость. Яшма - самый твердый поделочный камень. С точки зрения камнереза и ювелира яшма практически вечный камень, ибо изделия из нее могут жить намного больше, чем, например, из мрамора. И яшмовые краски тоже вечны - они не выцветают, как у бирюзы, и не бледнеют, как у аметиста или топаза.
Третьим свойством яшмы считается способность принимать и, что еще важнее, надолго сохранять полировку.
И наконец, у яшмы есть еще одно достоинство - значительные запасы этого великолепного поделочного камня на Урале. Яшмовые месторождения разрабатываются уже почти три века и еще долго будут одаривать нас самыми разными видами яшм.
Ваза Да Фиренце, Джусто 1485 Яшма, серебро; позолота, эмаль Музей серебряных изделий Флоренция
История Уральской яшмы началась только в 18 веке. Но яшмовые изделия в Москве уже имелись, правда, не свои, а в основном дареные. Так в описи Оружейной палаты значится Сулея турская, в которую вставлены “яшмы в яшмах каменья изумруды с яхонты. От касимского царевича Санд-Бухана Араслановича в 1653 году”. “Уксусник яшмовый, оправленный в золоченое серебро с яхонтами и бирюзами. Подарок боярина князя Никиты Ивановича Одоевского великому государю при вступлении на престол в 1645 году”.
В Благовещенском соборе Московского Кремля пол из яшмы. Своим ярким, сочным, благородным сиянием разноцветья яшмовый пол выгодно отличается от соседнего пола из плит белого камня. Белый когда-то камень стал теперь серо-грязным. Яшмовые же плитки, отполированные за пять веков подошвами людей до зеркального блеска, представляют, особенно в солнечный день, совершенно роскошное зрелище.
Для уральской яшмы первая половина 18 века - это в основном "галантерейный" период. Яшма шла главным образом на рукоятки шпаг и кинжалов, набалдашники тростей и на модные в те времена табакерки. Эпоха крупных яшмовых ваз еще не наступила. Первой вазой, которая открывает блестящий парад ваз, долгое время считали вазу из калканской яшмы 1776 года, что и ныне украшает библиотеку Эрмитажа. Но вот в архивах выудили такой документ о чаше сделанной в 1757 году: "яшмовая зеленая чаша с крышкою, оправлена в меди с позолотою...В ней меди и с уроном два пуда...При сем всепокорнейше прилагаеца щет". Два пуда меди! Значит чаша была очень большая.
\
В Царском Селе есть знаменитые Агатовые комнаты. Но на самом деле правильнее было бы сказать яшмовые комнаты. Дело в том, что в 18 веке была изрядная путаница в названиях яшм и агатов. Агатовые комнаты - это уникальное явление в мировом масштабе. Ни тысячи веков до, ни двести лет после них нигде и никто в мире не использовал самый твердый цветной камень для внутренней облицовки и убранства в столь огромных масштабах. Всего Агатовых комнат семь.
Стены двух больших комнат с пола до потолка отделаны плитками трех видов уральских яшм. В одной комнате преобладает ленточная кушкульдинская яшма красновато-бурых, малиновых и темно-зеленых тонов. Искусно подобранные яшмовые плитки вовсе не создают впечатления пестроты. Комнату украшают также четыре колонны из темного агата, выложенные способом русской мозаики.
Другая комната отделана главным образом красным агатом из науразовской яшмы и зеленой калканской яшмой. Яшмовые стены разбиваются на отдельные панно бронзовыми золочеными тягами, в центре которых находится бронзовый барельеф. Справа и слева от окон западной стены находятся полуовальные ниши, облицованные красной яшмой.
Двери первой и второй комнат выложены теми же тремя видами яшм, подобранными с очень тонким вкусом. И, наконец, убранство Агатовых комнат дополняют яшмовые и порфировые вазы, выполненные на Екатеринбургской и Колыванской фабриках. Две вазы созданы гениальным уральским мастером Яковом Коковиным.
Екатерина II давно собиралась построить в Царском Селе античный дом, или, как она еще называла "греко-римскую рапсодию". Первый проект античного дома, созданный французом Клерисо не понравился императрице, и тогда она пригласила в Россию Камерона - лучшего знатока античности в Европе. Свыше двадцати лет он изучал, обмеривал, зарисовывал, и читал описания римских бань.
История создания агатовых комнат или как их стали называть позднее Яшмовых кабинетов, довольно туманна и изобилует белыми пятнами. Вот что удалось выяснить. 18 октября 1783 года Екатерина II писала Бецкому: "Иван Иванович. Указав в Царском Селе убрать некоторые покои агатом, яшмою и восточным хрусталем, потребное количество тех камней по выбору архитектора Камерона отпустить из Петергофа в контору строений Царского Села... Екатерина".
Подготовка яшмовых плиток для облицовки длилась три года, затем только начались мозаичные работы, которые завершились в 1787 году.