Едва Фламинго цвет и солнца пламень,
И пурпура античный вскрик...
Таинственно-волшебный камень
С названьем нежным - сердолик!
/Энн Пиджен/
Карнео́л, или сердоли́к - просвечивающее, по большей части халцедоновое образование. Первоначальное название сердолика - сардер, полученное от столицы Лидийского (Малая Азия) царства Сардис. Древнерусское название желто-бурого сердолика - линкурит (до наших дней не сохранилось). Современное название минерала связано с окраской камня (от лат. cornus - ягода кизила), а сердолик - от греческого названия этого камня (др.-греч. σαρδόνυξ).
Карнеон
Окраска сердоликов разделяется на первичную (вызванную присутствием гематита) и вторичную (вызванную примесью окислов и гидрокислов железа). Исключение составляют уникальные красные сердолики с месторождений полуострова Крым (Кара-Даг). Их окраска вызвана не окислами железа, а листочками мясо-красного гейландита.
Просвечиваемость камня зависит от интенсивности окраски, чем она темнее, тем ниже степень просвечиваемости.
Сердолик на просвет
По цветовым разновидностям различают:
- Сардер - густоокрашенная разновидность с преобладающим бурым или каштаново-бурым оттенком;
- Собственно сердолик - халцедон буровато-желтого, розового и красного оттенков и
- Карнеол - насыщенно-красный сердолик.
Четкой границы между сардером и собственно сердоликом не существует, так как наблюдаются любые промежуточные цвета различной интенсивности, напр. бледно-красный. Обычно камень окрашен неравномерно.
Миндалина сердолика. Кара-Даг.
Жёлтый сердолик
Месторождения. Россия: в верховьях рек Амур, Зея, Еравинские озера, р. Тулдун (Бурятия), р. Алазея, месторождение Кылах и Мустах (Якутия), п-ов. Крым (Кара-Даг), р. Кремянка (Чукотка). Казахстан: Джамбкльская группа месторождений, Кызыл-Туган. Зарубежные: Саксония, Шварцвальд (Германия),
Большая часть сердоликов (корнеолов) на международном рынке - это подкрашенные камни из Бразилии и Уругвая. Лучшие сердолики красновато-оранжевого цвета находят на территории монгольской пустыни Гоби. Бразилия, Аравия и Индия также являются поставщиками этого ювелирно-поделочного камня.
Концентрический сердолик
Сердоликовый агат
Сердолик - великолепный материал для ювелирных изделий и глиптики. Легко обрабатывается, не скалывается, прекрасно полируется, приобретая зеркальную поверхность и яркий блеск.
В IV в. н.э. сердолик занимал пятое место среди ряда самых драгоценных камней. Порядок был таков: алмаз, жемчуг, изумруд, опал, сердолик, рубит, сапфир, топаз.
К древнейшим изделиям из сердолика относятся примитивные украшения из необработанных галек, обнаруженные при археологических раскопках неолитических стоянок. Позднее в Древней Греции и Риме, на Ближнем Востоке из него вырезали печати, камеи, делали перстни, бусы.
Финикия. Обработанный сердолик - амулет в форме скарабея с именем Тутмоса III (около 1468-1436 гг. до н.э.).
Золотой перстень с сердолитовой инталио, несущей изображение Козерога, Некрополь Георгиппии. I век н. э.
Современный золотой перстень со старинной геммой - Резьба по сердолику, Древний Рим, III-IV вв н.э.
Пектораль царевны Меререт Около 1840 до н. э. Золото, сердолик, лазурит, фаянс 7,9 х 10,5 см Египетский музей,Каир
Использовали сердолик и древние скифы:
Флакон. Золотая емкость для хранения ароматических масел, украшенная сердоликом и зернью, 50 г, III в. до н.э.
Богиня и Рамзес II Сердолик, ХIII в. до н.э.
Сердоликовое кольцо обрамленное золотом, с вырезанными на нем именами Рэмезеса II и его жены Нефертити. 19-ая Династия.
Это изображение петуха с мухой в клюве вырезал на красном сердолике греческий мастер почти две тысячи лет назад. Размеры геммы всего лишь 12 на 9 мм.
В шумеро-аккадской мифологии Междуречья сердолик и лазурит считались священными, но при этом противоположными по своему сакральному значению камнями, олицетворявшими женское и мужское начала. Сердолик был камнем богини плотской любви и плодородия Иштар. В шумерских сказаниях упоминаются "синий лазуритовый жезл" и "красное сердоликовое кольцо".
В древнем Вавилоне из сердолика изготавливали печати в форме цилиндров с отверстием, просверленным вдоль продольной оси. Резьба на поверхности каждого изделия была уникальной. Такие печати в древности были широко распространены и служили своеобразными, "факсимиле", подтверждающими подлинность. Прокатывая их по незастывшей глине или воску получали оттиск в виде полосы с повторяющимися символами.
Фигурка скарабея из сердолика, Древний Египет, VII - VI вв до н.э.
Амулет из сердолика, Древний Египет
В Древнем Египте сердолик считался камнем богини Исиды. Её почитали как супругу бога возрождения Осириса и мать всех египетских царей. По легенде, Осирис был убит собственным братом, а его тело было разрублено на куски. Верная супруга нашла останки мужа и, собрав их воедино, сделала мумию. Обратившись в самку сокола, она распростерла крылья над погибшим супругом, произнесла волшебное заклинание и забеременела. Поэтому богиня нередко изображалась в образе прекрасной женщины с крыльями птицы.
Нашейное украшение с сердоликами, Древний Египет, Середина II тысячелетия до н.э.
Символом единения Исиды и Осириса служил иероглиф "анх"(anch) или "египетский крест", обозначавший в Древнем Египте саму жизнь. Этот знак, имеющий т-образную форму с закруглением наверху, часто изображался на сердоликах. Некоторые египтологи считают, что этот символ воспринимался, как ключ, открывающий двери в царство бессмертия. Археологи находят сердоликовые застежки, на которых вырезано имя Исиды. Амулеты с изображением "анха", вырезанные из этого камня, нередко оставляли на теле умерших, чтобы душа покойного переселилась в царство мертвых. Многочисленные изделия, украшенные сердоликом, в том числе и знаменитый крылатый скарабей, были найдены в гробнице Тутанхамона.
Пектораль в виде священного жука-скарабея Около 1350 до н. э. Золото, сердолик, бирюза, полевой шпат, ляпис-лазурь Высота 15 см Национальный музей Каир
Жук считался символом возрождения и бессмертия. Часто он изображался катящим перед собой навозный шар, который ассоциировался с восходящим солнцем.
Издавна изделия из сердолика пользовались популярностью в мусульманских странах. У многих персов и арабов были амулеты из этого камня с вырезанными на них цитатами из Корана. Считалось, что они оберегают владельцев от сглаза. Сам Пророк Мухаммед носил перстень с сердоликом. Ему приписывают фразу: "Кто носит в перстне сердолик, тот непрестанно пребывает в благоденствии и радости." По преданию, ещё до распространения Ислама, в Мекке была целая статуя из красного сердолика, изображающая Хубала - арабского языческого бога.
Печатка из сердолика, Персия, III - VI вв н.э.
Сердолик упоминается в одной из самых древних русских рукописей - "Изборнике Святослава" 1073 года. В христианстве этот камень связывается с именем Святого апостола Филиппа. В книге Андрея Кесарийского "Толкование на Апокалипсис" сказано:
"Оранжевым по цвету и блестящим сардом, целебным при опухолях и язвах от железа, обозначается, думаю, красота добродетели блаженного Филиппа, просвещаемой огнем Божественного Духа и врачующей душевные язвы прельщенных, получаемые ими от уязвления дьяволом."
Золотая брошь с камеей из сердолика, I в до н.э.
КРЕСТ С МОЩАМИ СВ. КАРАПЕТА (ИОАНА ПРЕДТЕЧИ) XIV в., АДАНА. Мастер поновления Алексан из Урфы. 1665г. Серебро, кораллы, сердолик, стекло, бирюза, жемчуг, кварц, рубин, изумруд. Золочение, инкрустация, чеканка, зернь, скань. 26.5х22 см
Гемма из сердолика с изображением бога Эроса, Древняя Греция, II - I вв н.э.
Медальон с сердоликом, Великобритания, XVII в.
Изделия из сердолика не утратили своей популярности в Средние века и эпоху Ренессанса, оставались востребованными в XVIII и XIX столетиях. Этот, наполненный жизнерадостным теплым светом камень оказался неподвластен веяниям капризной моды. Из сердолика изготовлено множество знаменитых камей и других мировых шедевров камнерезного искусства. Кольцо с этим камнем принадлежало лорду Байрону, который посвятил ему стихотворение.
Чашечка с ветвями и цветами сакуры. Конец XVIII в., Китай. Сердолик
Печать К. Г. Разумовского. Конец XVIII в., Западная Европа. Сердолик, золото, дерево. Литье, чеканка, гравировка. Гравирована надпись: FAMAM FACTIS EXTENDERE (Слава множится делами)
Гемма из карнеола в золотой оправе
Портбуке. XIX в., Западная Европа. Сердолик. Серебро. Камень
(в начале XIX в. и в период Бидермайера - миниатюрное изделие из серебра или платины в виде воронки с запаянным нижним концом для маленького букета цветов.)
Браслет. XIX в., Средняя Азия. Сердолик. Бирюза, коралл. Медь
Нагрудное украшение. Конец XIX - начало XX в., Средняя Азия. Сердолик. Серебро. Гравировка, чеканка
Брошь. Середина XX в., Россия. Сердолик. Серебро
Прибор для вина. Начало XX в., Россия. Сердолик, халцедон, хризопраз. Опал. Золото, эмаль. Ковка, чеканка, филигрань
Но самым знаменитым изделием из сердолика является перстень-талисман Пушкина.
У Александра Сергеевича было два перстня с сердоликами. Первый из них украшен оранжево-красным камнем с вырезанной на нем ладьей с тремя амурами. Это кольцо он проиграл в дружеской лотерее в 1820 году в Гурзуфе. Приз достался Марии Николаевне Раевской. Позднее она вышла замуж за князя М.С. Волконского, а после суда над декабристами в 1826 году уехала следом за ним в Сибирь. Раевская хранила перстень всю жизнь, а перед самой смертью передала его своему сыну. Сейчас эту реликвию можно увидеть в Музее-квартире А.С. Пушкина (набережная реки Мойки, 12).
Кольцо с сердоликом, проигранное Пушкиным в лотерею.
Второй перстень с сердоликом оказался у Пушкина в 1824 году - когда он, покидая Одессу, отправлялся в своё родовое имение Михайловское. Кольцо поэту подарила супруга губернатора Крыма и Новороссии графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова - дама, которой Пушкин был в те годы искренне увлечен. У графини было два одинаковых золотых перстня с сердоликами, доставшихся ей по наследству от отца. На поверхности каждого из камней была гравировка с надписью на древнееврейском: "Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память".
Это были старинные поминальные перстни-печатки. Скорее всего, их изготовили крымские евреи караимы в городе Чуфут-Кале. Один из таких перстней-двойников графиня и подарила поэту в день прощания.
Именно этому кольцу посвящены строки:
"Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан…"
Работая над этими стихами, Пушкин несколько раз оставил оттиск своего талисмана-печатки на черновиках. Точно такие же оттиски были и на сургучных печатях писем, которые поэт, находясь в Михайловском, иногда получал от Елизаветы Воронцовой.
Оттиск на сургуче перстня-талисмана, принадлежавшего Пушкину.
Увы, перстень-талисман не уберег Пушкина от смертельной раны во время дуэли с Дантесом. С согласия его вдовы Наталии Николаевны перстень с руки погибшего поэта снял Василий Андреевич Жуковский. Примерно сорок лет спустя сын Жуковского передал реликвию Ивану Сергеевичу Тургеневу. А тот завещал перстень известной певице Полине Виардо. В 1887 году кольцо было передано ею в дар Пушкинскому музею Александровского лицея. Там оно хранилось вплоть до 23 марта 1917 года, когда его вместе с другими музейными ценностями похитил один из служителей лицея. Преступник был пойман довольно быстро.
Во время следствия он признался, что продал перстень старьевщику. Вскоре нашли и его. Были возвращены все ценности, кроме одной - сердоликового перстня-талисманаА.С. Пушкина. След этой реликвии затерялся в истории. Возможно, и навсегда.
Отпечаток камня, вставленного в перстень, и рисунок Пушкина, изображающий талисман.
Духовный расцвет «серебряного века» стал основным мотивом, вдохновившим дизайнеров Дома ‘Avakian’ на создание подчеркнуто аристократичных драгоценностей, сочетающих искусственно состаренное серебро и кровавые «булыжники» сердолика. Достоин внимания модниц и выигрышный тандем белого и розового золота, «обнимающего» крупные розовые и мандариновые сердолики в компании россыпи мерцающих бриллиантиков, в линии колец Дома ‘Dehres’. Так же женские сердца заставляют замирать хитовые драгоценности с сердоликом в исполнении ‘Leon Hatot’, ‘Carrera y Carrera’, ‘Jude Frances’, ‘Aaron Basha’, ‘Judith Ripka’ и ‘Marco Bicego’.