Здравствуйте, Прекрасные!
Спасибо огромное вам за теплые отклики!
Сегодня мы ближе познакомимся с ролевыми архетипами и тем, что эта теория может дать вам как личности.
Ранее я упоминала, что в своих статьях буду использовать выдержки из работ постюнгианских исследователей Галины Бедненко и Джин Шиноды Болен. Однако сразу уточню, что при всем моем восхищении и уважении к авторам, я буду придерживаться некого серединного пути и своего личного взгляда при изложении материала.
Дело в том, что Болен является ярким представителем феминистического движения, и это не могло не отразится в ее работе. Джин Шинода первой выделила категорию «независимых богинь» - Афина, Артемида, Гестия. С точки зрения Юнга, у женщин есть сознательная феминная сущность и бессознательная маскулинная (анимус), у мужчин напротив - сознательная маскулинная и бессознательная феминная (анима). При этом женскими качествами являются субъективность, восприимчивость, пассивность, способность воспитывать и заботиться, а мужскими - рациональность, духовность и способность действовать решительно. Теоретическая позиция Юнга расхолаживала женщин в их стремлении к достижениям. Он писал: «Выбирая мужскую профессию, обучаясь и работая как мужчина, женщина совершает нечто такое, что не соответствует, если не вредит прямо, ее женской природе». Дж.Шинода Болен выделила т.н «богинь-девственниц» - положительные, активные паттерны, которые воплощают глубинные побуждения женщины развивать свои таланты, преследовать собственные интересы, самостоятельно решать проблемы, стремиться к самовыражению и успеху в обществе или же вести созерцательную, духовную жизнь, при этом не являясь проявлением мужских качеств. Однако в этой борьбе за отстаивание прав «досталось» т.н «уязвимым богиням» - Гере, Деметре, Персефоне - женщинам ориентированным на близкие отношения, любовь, семейный ценности.
Потому я постараюсь подать в выгодном свете каждый из паттернов, независимо от его ориентации и жизненных приоритетов.
Что же касается Галины Борисовны Бедненко, она акцентирует внимание на том, что «в каждой женщине присутствуют ВСЕ архетипы одновременно. Но вступают в свои права обычно по очереди. Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно. Женщина же постоянно меняет один архетип на другой: дома она одна, на работе другая; с мамой - одна, с мужем - другая, с детьми - третья, в религиозной общине - четвертая. Это естественная для женщины необходимость владеть всеми ролями и уметь менять их сообразно случаю и собственным потребностям. Тогда женщина чувствует себя все время на своем месте». К тому же идентификация с одной богиней, по мнению ученого, является крайне нежелательной и даже разрушительной.
Я же считаю, что в женщине, как и мужчине, ведущими являются один или два архетипа (в последнем случае, дополняя друг друга), которые определяют ее направленность, приоритеты. Независимо от архетипа женщина может быть матерью, для этого необязательно становиться Деметрой, но вот какой она будет матерью, каков будет стиль воспитания, можно «прочесть» в ее архетипе. Безусловно, нужные архетипы могут активизироваться в нас ситуационно, Афина поможет при построении карьеры, Афродита проснется, когда нужно пофлиртовать, а Гестия научит более созерцательному подходу к домашним хлопотам, однако они помощники, а не подмена вашей личности.
Ну и, признаться, поиск в себе «ведущего архетипа», на мой взгляд, необходим нам именно для определения соответствующего нам по духу стильного образа.
Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то - нет. Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогичен пробужденному архетипу.
Архетип растения - это его "проект", дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника. Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов - врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.
Дети от рождения обладают характерными чертами, в разной степени присущими различным архетипам богинь, - они энергичны или спокойны, своенравны или покладисты, любопытны и не очень, склонны к одиночеству или общительны. К двум-трем годам в девочке явно проявляются качества, присущие той или иной богине.
Родители, поощряющие и поддерживающие естественное развитие дочери, дают ей возможность делать то, что для нее важно; в результате девочка чувствует себя хорошо и уверенно. Нечто противоположное происходит, если семья осуждает присущий ребенку архетипический образ богини. Подавление естественных склонностей приводит лишь к тому, что девочка начинает ощущать собственную фальшь.
Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.
Для каждой женщины крайне важно научиться быть главной героиней, ведущим действующим лицом в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих, - силы, способные определять их поступки и чувства. Эти могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами.
Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.
Женщины подчиняются могучим внутренним силам - архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, внешние силы, или стереотипы - те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, - навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате получается, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки - культурными стереотипами.
Как только женщина начинает сознавать такие влияния, это знание становится силой. "Богини" являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о "богинях" в каждой из нас - это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие "богини" проявляются в ней как господствующие внутренние силы, появляется и понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными.
Греческие богини - это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам. Греческие богини прекрасны и сильны, как архетипы они способны определять и качество, и направленность жизни женщины. Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства. Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.
Греческие богини, как и мы, жили в патриархальном обществе, и они воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.
В Древней Греции женщины хорошо знали, что их место в жизни и род занятий неразрывно связаны с властью той или иной богини, которую, соответственно, и следовало почитать каждой из них. Женщины поклонялись богиням, опасаясь, что в противном случае станут жертвами их гневного возмездия. Богини живут во внутреннем мире современных женщин в качестве архетипов и, претендуя на полное господство над своими подданными, как и в Древней Греции, берут то, что им причитается. Женщина может в течение какого-то времени или даже всю жизнь оставаться во власти определенного архетипа, даже не зная, кому именно из богинь она служит.
Каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует изучить и с благодарностью принять. Кроме того, у каждой есть установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть ради того, чтобы измениться. Женщина не в силах противиться схеме, заданной основополагающим архетипом богини, пока не осознает самого существования в себе такого архетипа и не попытается воплотить с его помощью свой потенциал». (Дж.Шинода Болен «Богини в каждой женщине»)
Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com
Подробнее с работами авторов вы можете познакомиться:
Джин Шинода Болен "Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь" издательства «София», 2007 год
Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии независимой фирмы «Класс», 2005 год
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. - М.: Пряхи, 2013
по адресу
http://halina.livejournal.com/1849206.html czarstvo-diva.livejournal.com © 2013