Оттенки женственности раннего средневековья. История костюма. Ч.2.

Jan 30, 2014 15:14

Доброго времени суток, коллеги!

Сегодня мне хотелось бы продолжить тему исторического костюма раннего средневековья, начатую пару месяцев назад вот тут . Прошу прощения за долгое отсутствие. Надеюсь, в дальнейшем получится писать почаще.
Напомню, мы с вами говорили о том, что представляет из себя историческая реконструкция. Сегодня мы посмотрим, каков алгоритм этого увлекательного процесса.




II. Воссоздание костюма - шаг за шагом.

Как же процесс реконструкции раннесредневекового костюма выглядит на практике?

Для начала необходимо определиться - что именно мы будем реконструировать и насколько глубоко мы хотим погрузиться в жизнь человека, жившего тысячу лет назад.
Нам нужно будет понять, кем был этот человек, в какое время и в каком месте он жил. К какому народу принадлежали его предки. Чем он занимался, каким был его достаток и положение в обществе.
Если мы говорим о женском костюме, нужно учесть и вопрос социального и семейного положения. В то время как мужчина может добыть себе высокий статус и богатство мечом и торговлей, женщина получает его или от рождения, или при вступлении в брак. И если в первом случае все относительно прозрачно, то во втором мы можем увидеть, как прохождение этапов  девичество\вступление в брак\рождение ребенка меняет внешний облик женщины. В одних культурах появляется сложный головной убор, в других - новые украшения взамен прежних, девичьих...

Итак мы примерно определились и перед нами два пути:

1. Мы можем воссоздавать костюм какого-то конкретного этноса, с учетом всех мелких нюансов в крое, отделке и пошиве одежды и сочетании украшений и аксессуаров. К примеру, костюм жительницы Приладожья среднего достатка, этнической финки из племени весь, вторая половина X века.

2. Мы делаем некий условный исторический костюм в рамках определенной эпохи и определенного региона. Регион и эпоха могут быть определены в достаточно широких рамках, а порой и даже условно. Диапазон может простираться от "зажиточной скандинавки IX-X века" до "славянской жены хазарского купца, торгующего на Пути из варяг в греки" или даже "бедной средневековой девицы в платьишке и бусах".

Подобный подход может создать вполне цельный образ, кроме того, с него обычно начинают те, кто приходит в реконструкцию "с нуля". Есть регионы и народности, по которым достаточно много информации, чтобы пошить хороший добротный типовой костюм. Все что нужно - умелые руки, немного терпения, грамотный подбор тканей для пошива и украшений, и, пожалуй, некоторое чувство стиля, чтобы не переборщить в деталях.

Кроме широкого простора для фантазии и привлечения в костюм самых разнообразных вещей - от шелковых тюрбанов до норвежских привесок в ожерелье одновременно,  - в этом подходе есть и свои минусы. А именно -  шанс получить на выходе довольно жесткую этническо-хронологическую эклектику. И будет ли это иметь общее с исторической действительностью - вопрос непростой.

На фото ниже вы можете увидеть примеры двух разных подходов.



Слева направо: 1. жительница южного Приладожья, племя весь, 2 половина X века. 2. зажиточная скандинавка примерно X-XI века. 3. (вероятно фантазийный?) костюм со смешанными этническими элементами - то ли пиктская воительница, ограбившая скандинавских купцов, то ли дочь викинга и женщины с севера Британии.

Так как первый подход мне ближе, я расскажу немного о нем.

Чем больше мы будем сужать географические и временные рамки - тем более точным будет результат.  А самый оптимальный способ воссоздать реальный исторический костюм - это взять за его основу находки из конкретного поселения или места захоронения. Максимальное сужение рамок - это одежда и вещи, принадлежавшие одному конкретному человеку.  Как правило, такой набор мы можем увидеть в погребениях интересующей нас эпохи. Традиционно у многих народов было принято одевать покойного в лучшие одежды, класть вместе с ним дорогие его сердцу предметы - украшения, любимые вещи и погребальные дары от родных и близких, чтобы в следующей жизни он не был обделен необходимым и чтобы мог унести с собой частичку тепла и любви тех, кто помнит о нем.

Как  выглядит процесс восстановления костюма, мы с вами и рассмотрим на непосредственном примере, а им послужит то, что я знаю лучше всего, - мой собственный костюм. Прошу любить и жаловать - мари (марийцы, черемисы), финно-угорский этнос с территории Поволжья, Х век.

Начнем вот с этого изображения, надеюсь, оно не покажется вам жутковатым :) Это план погребения № 4 Веселовского могильника X-XI вв.



Вот с такой картинки в идеале и должна начинаться реконструкция раннесредневекового костюма. Сразу можно оценить богатство его владелицы - головной убор с височными кольцами и цепочкой, обилие браслетов, перстней, шейная гривна, нагрудные украшения с множеством висящих привесок и металлическая отделка на обуви. Мы видим расположение предметов на теле - а значит, и в костюме. Можем определить, что именно входило в костюм, а что является погребальным даром и положено отдельно - в ногах или у изголовья.

Описание из археологической публикации говорит нам о многом другом - на голове был венчик с накладками из тонкого чеканного серебра, серебряными были перстни, гривна и височные кольца, на голове было шелковое покрывало, а поверх войлочная шапочка с длинным мехом. На женщине была надета тонкая холщовая рубашка, а на нее - меховой кафтан из лосиной или конской шкуры, остатки этого кафтана и сохранились на бронзовых нагрудных привесках с причудливым звенящим подвесом. На ногах зафиксированы остатки вязаных иглой чулок, поверх них была кожаная обувь из тонкой выделанной кожи с прикрепленными бронзовыми украшениями.



Вот так видят марийский женский костюм X века музейные работники.

Как видим - масса полезной и нужной информации. Однако мы ничего не знаем о том, как была выкроена и сшита одежда этой женщины. Текстиль, как правило, доходит до нас через столетия в остатках и клочках, прикипевших к металлическим украшениям, иной раз - это отпечатки ткани на костях черепа, и только в редких случаях благодаря стечению обстоятельств сохраняются достаточно крупные куски со следами швов и кроя.
В одном мы можем быть однозначно уверены - перед нами набор предметов, которыми пользовалась одна и та же женщина. Здесь нет анахронизмов и винтажных прабабушкиных украшений и нет смешений этносов (как в некоторых других случаях), таким образом, перед нами вполне чистый образец марийского раннесредневекового костюма.

Как нам поступить далее? Здесь на помощь могут прийти другие археологические материалы. Обычно, одна и та же народность, проживающая в конкретном регионе, достаточно традиционна и в вопросах кроя, и в вопросах сочетания украшений, пошива обуви, цветового предпочтения в одежде и т.д.
Археология дает нам фрагменты одежды, по которым можно восстановить крой. По остаткам пигментов в клочках ткани мы можем узнать, что любимыми цветами для шерстяной одежды были красный и коричневый, а отсутствие красителя на кусочках льна - о том, что традиционная любовь марийцев к белому льну идет из глубины веков.
Мы можем увидеть, какие предметы являются редкими и уникальными - импортом или заимствованием, а какие - яркой и характерной принадлежностью именно этого этнического костюма.



Если бы речь шла  про костюм одной из стран континентальной Европы, мы могли бы привлечь богатый список иллюстраций из манускриптов. Для скандинавского костюма таким подспорьем стали бы рисунки на рунических камнях и маленькие украшения в виде фигурок валькирий…
К сожалению, древне-марийский женский костюм не может похвалиться какими-либо информативными изобразительными источниками, как впрочем, и письменными тоже.
Однако на выручку приходит этнография. Марийский традиционный костюм, как и  одежда других финно-угорских народов Поволжья, сохранил множество архаичных черт, несмотря даже на заимствования у соседей - русских, башкир, татар…
Здесь и наиболее древний, туникообразный, крой нижней одежды, о котором мы еще поговорим отдельно, и имеющий аналоги в находках X века крой верхней запашной одежды (кафтанов), и даже вид головных уборов, восходящий к находкам 1500-летней давности.

Вот так вкратце и происходит этот процесс. В следующей части планируется рассказать о тех материалах, которые использовались для изготовления и отделки одежды. Это шерстяные, льняные и шелковые ткани, и прочие виды ткано-плетеного рукоделия.

В данном материале использованы фото Н.Шаншайской, А.Федоровой, М. Ежова, П. Кумилева, а также с сайта pinterest.com

история костюма, традиционный костюм

Previous post Next post
Up