Всем здравствуйте!
Сегодня мы поговорим о полоске.
Chris Nicholls, фотосессия для Canada’s Fashion Magazine.
История полоски очень разнообразна: она была и признаком отверженности, свободы и авангардности, и в итоге стала именоваться классикой. Полоске посвящена отдельная книга французского историка М.Пастуро "Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей". Ввиду наличия у полоски такой богатой и интересной истории, я решила разделить общий информационный пост, посвященный этому принту, на две части, первую из которых мы посвятим отдельно истории.
Полоска может быть разной, этот принт любим многими и давно завоевал уверенное место в мире моды, разнообразные вариации на тему полоски постоянно демонстрируются ведущими дизайнерами на мировых подиумах. Трудно себе представить, что когда-то ныне модная полоска считалась моветоном, и из-за неё человек мог стать объектом злых насмешек и даже подвергаться гонениям...
История полоски
Первоначально полоски на одежде человека образовывались в результате определенного сплетения нитей и обработки краев одежды. Подтверждением факта существования такой полоски служат старинные изображения на камне и керамике. Полоски и узоры, сформированные ими, носили также определенную информацию о народности, происхождении человека, носившего их. Такие полосатые узоры встречаются и в Азии, и в Африке, и в Европе и в Америке.
Полоска была известна уже в Древнем Египте. Сначала полоски появились на керамических изделиях, затем стали использоваться для декорирования тканей. Фараоны в качестве головных уборов носили большие платки из ткани в синюю и золотую полоску («клафт-ушебти»). Этот платок относился к древним символам царской власти. Ещё одним ранговым знаком у египтян считался полосатый воротник-ожерелье, скроенный по кругу. Цвет полосок указывал на род деятельности. Так, например, воины носили красные полоски, жрецы - синие, чиновники - жёлтые. Полоска встречалась и у других народов, примером могут служить полосатые паруса на торговых кораблях древних финикийцев.
У славянских народов бытовала многоцветная полосатая ткань под названием«пестрядь». Интересно, что первоначально такой рисунок был обусловлен тем, что периодически в крестьянском хозяйстве заканчивалась пряжа, а найти одинаковую было сложно. Пестрядь ткали, используя все нитки, оставшиеся после шитья.
Со временем полосатый узор пестряди перестал быть вынужденным, его создавали намеренно. Из этой ткани шили юбки и сарафаны, мужские и женские рубахи, передники и пр. Народная пестрядь была очень разнообразной: она ткалась из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток. Цвета для пестряди подбирались так, чтобы не было впечатления негармоничной, режущей глаз пестроты.
Особенно часто применяли красный и темно-синий цвета в сочетании с небольшим количеством золотисто-желтого, белого, зеленого, иногда черного, лилового, темно-коричневого, взятых в таких пропорциях, что получалась яркая, звучная, но единая цветовая гамма. В более старых образцах народной пестряди, относящейся к середине - концу XIX в., колорит более мягкий, спокойный (из-за применения растительных красителей, так как химические, более яркие текстильные краски появились в сельской местности лишь в конце XIX в.). Неотъемлемое качество народной пестряди - хорошо найденные пропорции, ритм полосок, их масштаб по отношению к изделию в целом.
Как видите, у наших предков не было предубеждений против полоски. Совсем по-другому обстояло дело у европейских народов. Знаменитый французский историк Мишель Пастуро в своей книге «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей» пишет о множестве скандалов в Средневековье, связанных с полоской. Тогда полоску обязаны были носить маргиналы любого порядка - шуты, палачи, женщины лёгкого поведения, еретики, евреи, каторжники. Знаменитый орден монахов-кармелитов, прибывших с королём Людовиком во Францию из Палестины в конце лета 1254 года, едва не был разогнан, и причиной тому служили их полосатые плащи.
Мишель Пастуро в своей книге рассматривает возможные объяснения такого отношения к полоске и в средневековой трактовке священного писания, и в том, что люди средневековья очень сложно воспринимали изображения на плоскости, где фигура была недостаточно отделена от фона. Им было трудно фокусировать взгляд на полосках, т.к. не было ни заднего плана, ни переднего, ни самой фигуры.
Случай с кармелитами отнюдь не является чем-то исключительным. В Западной Европе было немало других людей и социальных групп, пострадавших от ношения одежды в полоску. Где бы ни появились полоски, они всегда оказываются чем-то провокационным или по меньшей мере маргинальным. Существовали различные обычаи, законы и правила, касающиеся представителей маргинальных слоев общества, которые обязывали их носить платье в полоску. Так, согласно положениям германского обычного права в период Позднего Средневековья, а также знаменитого Sachsenspiegel (сборник саксонских законов, составленный между 1220 и 1235 годами), в подобных одеждах надлежало ходить незаконнорожденным, слугам или осужденным.
Та же тенденция присутствует в законах против роскоши и указах весьма распространенных в Европе в конце Средневековья, регламентирующих манеру одеваться, из них следовало, что куртизанки, жонглеры, шуты и палачи обязаны или носить полосатое платье, или, что чаще, задействовать в одежде соответствующий элемент: Например, куртизанкам предписывалось носить шарф, платье или шнурки в полоску, палачам - полосатые штаны и шляпы, а шутам и жонглерам - колпаки и камзолы. Вероломные рыцари, сенешали-узурпаторы, жены-изменницы, непочтительные сыновья, братья-клятвопреступники, жестокие карлики, жадные слуги - любой из таких персонажей мог быть «отмечен» полосками как в геральдике, так и в одежде. В каждом из этих случаев речь шла о том, чтобы навязать некий узнаваемый сигнал, маркер социальной маргинальности, чтобы тех, кто занимаются подобным ремеслом, было невозможно даже случайно принять за порядочных граждан.
Такое отношение к полоскам сохранялось в течение многих веков практически на всей территории Европы. И реабилитированы они были только в эпоху Возрождения. В Средние века полоски были связаны с хаосом и нарушением нормы, однако, начиная с Нового времени, они постепенно превращаются в упорядочивающий элемент. Полоска завоёвывала своё место медленно, но упорно. Сперва в одежде слуг, а затем и их господ. Например, король Генрих VIII, по прозвищу Синяя Борода, изображен парадном портрете изображен в красных штанах с золотыми узорчатыми полосами.
Ганс Гольбейн "Генрих VIII", 1548 год
С тех пор мода на полоску приходит, уходит, но непременно возвращается снова. Даже в эпоху Реформации, тёмных, скромных одежд полоска не сдаётся, а перекочёвывает на юбки добропорядочных немок. В начале XVII века узор в виде полосок обычно использовался в качестве отделки, например, несколько рядов полосок на рукавах, юбке, о платье полностью в полоску речь пока не шла. Потом полоска снова исчезнет, в моде будут ткани гладкие или же с цветочным узором, но в конце XVII века полоска вернётся.
Веласкес "Портрет инфанты Маргариты в голубом", 1659 год
Маленькая инфанта в платье с отделкой, образующей ряды узких полосок.
Полосатые подолы платьев конца XVII века - полоска начинает чувствовать себя всё более и более уверенно
Наконец, начиная с середины XVIII века, в моду входят ткани в полоску. Расцвет этой моды приходится на конец XVIII века (1770-ые годы) и происходит не без влияния Востока. Индийские, турецкие, китайские ткани вдохновляют француженок и англичанок.
Используются совсем узкие и более широкие полоски; простые полосы или сопровождаемые мелким рисунком из цветов, цветочных гирлянд и прочих узоров; яркие и пастельных оттенков; продольные - на пышных юбках, поперечные - на рукавах, на плотных тканях и тончайших, на шёлке и муслине. Полосами теперь украшают не только подол, но и лиф. Мужчины тоже полюбили полоску. Модные жилеты 1780-ых - полосатые, порой трёх- или четырёхцветные, но самые модные - двуцветные, обычно красно-белые. Королева Франции и законодательница мод Мария-Антуанетта тоже носит полосатые платья, особенно из простых и лёгких тканей.
Полоска остается в моде и в эпоху реформации и перемен.
1777 - официальный год рождения полосатого американского флага, и борьба Соединённых Штатов за независимость ещё больше подхлёстывает полосатую моду. А вскоре разражается и Великая Французская Революция - Максимилиан Робеспьер носит полосатый редингот (
ссылка на понятие), а полосатая одежда цветов сине-бело-красного флага демонстрирует патриотические настроения тех, кто её носит.
В начале XIX века полоска сначала скромно украшает отдельные детали туалета. Модно было носить полосатые туфли, повседневные платья и жакеты в бело-голубую или черную полоску. Зато к середине века мода на полоску расцветает с новой силой.
«...Полосатые платья по-прежнему в моде. Зимой на них почти не было отделки, но в последнее время появились способы их приукрасить. Подол полосатой юбки теперь окаймляют широкой лентой из полосатого шёлка, того же цвета, что и платье, но полоски на ней намного шире, чем на платье...» (цитата из "Дамского журнала" за 1866 год)
Полоску мы можем встретить и на страницах литературных произведений: у Бальзаковской героини розовое платье в мелкую полоску, у знаменитой героини из романа "Унесенные ветром" Скарлетт О'Хара муслиновое платье сиреневую полоску.
В XIX веке, во Франции, появилась тельняшка, она была установлена как элемент морской формы в 1858 году. В конце XIX - начале XX века из полосатой ткани стали шить детские костюмчики, платья для прогулок, затем полосатый узор распространяется на моду пляжную - зонтики, купальные костюмы.
Вообще "современная" мода на полоску появилась вначале у мужчин. Знаменитый портной Джон Эмери (John Emary) в 1851 году открыл бутик мужской одежды класса люкс Aquascutum и ввёл моду на полосатые костюмы. У него одевался весь королевский двор, включая короля Эдуарда VII. Доверия монарха обеспечило предприимчивому портному славу и признание, а полоска обрела бешеную популярность.
Первая Мировая Война закрепила за полоской лидерские позиции, ведь именно тогда в прессе часто появлялись заметки с фотографиями о героических сражениях моряков на флоте. А потом эта тенденция распостранилась, благодаря легендарной Коко Шанель. Она положила начало стилю унисекс, превратив тельняшку в базовый элемент женского гардероба.
В 30-е годы прошлого века шерстяные полосатые костюмы носили поголовно все мужчины, невзирая на сословие: от простых рабочих, до аристократии, руководителей банков и председателей правительства.
В 40-е годы была мода на ретро в сочетании с милитари-стилем. Это позволило полоске окончательно и бесповоротно доказать свою историческую универсальность.
В 50-е годы в моду вошла тонкая продольная разноцветная полоска. А также полоска, расположенная под углом или косая. Она эффектно смотрелась на пышных расклешенных юбках. Именно в те годы вошла столь модная сейчас комбинация продольной и поперечной полоски. "Морская" полоска тоже оставалась в моде, черно-белая полоска уже тогда начинала становиться модной классикой, символом "гламурной" элегантности и утонченного стиля.
В 60-е годы наряды в полоску оставались в арсенале модниц. Однако мода на полосатый рисунок менялась, в моду вошла очень тонкая поперечная полоска, которую можно было довольно часто увидеть на деловых элегантных костюмах. Тонкая двухцветная полоска хотя и встречалась в женских гардеробах, все же уступила свое место поперечной полоске в цвете. На юбках поперечная полоска чаще всего использовалась в качестве декоративного элемента украшающего подол.
В то время актуальным актуальным трендом стала широкая продольная полоска. Полоска "нормального" размера предполагала чередование с узкой полоской. Такая комбинация полосок разной величины часто дополнялась включением декоративного орнамента или узора. В моде были такие костюмы с продольной "полоской маркиза". Косая полоска по сравнению с предыдущей модой заметно укрупнилась, однако оставалась двухцветной.
Полоску полюбили все модницы, включая таких кинодив, как Одри Хепберн и Бриджит Бардо.
70-е годы - пик спортивного и арт-стилей. В моду вошла продольная и поперечная, яркая и разноцветная полоска разной величины. При этом полосатой была преимущественно верхняя одежда, хотя, разноцветная полоска то и дело появлялась в платьях и на юбках в качестве декоративного элемента. Продольная полоска заняла прочное место на деловых костюмах, закрепив ее как один из неотъемлемых элементов делового стиля. Отдельно следует сказать про яркую контрастирующую полоску на модной молодежной одежде, которая символизировала свободу, непокорность правилам и яркую индивидуальность.
Для моды 80х годов характерна широкая, при этом разной ширины продольная полоска, широкий зигзагообразный полосатый рисунок. Полосатая мода этого времени начала повторять полоски-фавориты предыдущих десятилетий. Одной из самых популярных стала «морская» тема во всем многообразии своих вариантов. В данное время лидером полосатого рисунка можно назвать сочетание разных цветов, преимущественно черного, синего и красного, с полоской белого цвета. Этот рисунок и в горизонтали, и в вертикали был абсолютно беспроигрышным выбором.
В 90-е годы узкая продольная, разноцветная полоска оставались актуальными, хотя именно это десятилетие не привнесло что-то экстраординарное в «полосатую» тему. И в моде преимущественно оставалось-то, что уже было популярно в 80-е годы. Это небольшое "затишье" помогло всем немного отдохнуть от полосатого рисунка, чтобы в моде следующих десятилетий снова подняться на пик своей популярности.
В современности нашлось место различным историческим "значениям" и применениям полосатого принта: есть место и полоскам, сохранившим символические отрицательные коннотации (полосатая одежда, которую носили узники лагерей), или сигнализирующим об опасности (например, «зебра», как элемент дорожного движения), полоска используется в узорах постельного и нижнего белья, полотенец, в тканях интерьера (для штор, обивки мебели), свойства полоски широко используют в оформлении интерьеров, в детских игрушках, одежде спортсменов, полоска встречается и в профессиональной экипировки, она нашла свое применение и как эмблематическая единица, в качестве атрибута для флагов, значков.
В современной моде полоска является одним из безусловных трендов. Вещи в полоску стали неотъемлемым атрибутом многих домов мод, например, Missoni, с их яркими, неровными, разноцветными полосками, или Etro - с широкими и узкими, приглушённых оттенков или яркими, простыми или в сочетании с цветочными узорами и «огурцами-пейсли». Черно-белая тельняшка - любимая одежда знаменитого модельера Жан-Поля Готье, который использовал этот принт почти во всех своих коллекциях.
По мнению Кина Этро - дизайнера итальянского модного дома Etro - полоска является одним из самых сакральных узоров. Дизайнер считает, что полоска обозначает мировую вертикаль и путь человека к Богу.
Гениальным посчитали психологи ход маркетологов бренда Adidas, которые сделали эмблему в виде трёх параллельных полосок. Эта эмблема наглядно символизирует скорость и успехи в спорте.
Знаменитый британский модельер Paul Smith сделал полоску фирменным знаком своего бренда. Разноцветные яркие полосы украшают всю продукцию этого бренда: шляпы, рубашки, сумки, нижнее бельё.
Самые разнообразные виды полоски и ее сочетаний можно встретить на современных подиумах. Вертикальная, горизонтальная, многоцветная, ассиметричная - во всем многообразии своих вариантов, полоска символизирует динамичную и эмоционально насыщенную жизнь. Возможно, именно поэтому она, не оставляя равнодушными, остается актуальной в любое время.
Вот такой у нас получился не совсем краткий экскурс в историю полоски. Надеюсь, вам было интересно и не утомительно )
В следующем посте мы рассмотрим свойства полоски, наиболее распространенные ее виды, современные тенденции в примерах с подиума, а также некоторые советы, как носить этот замечательный принт.
Использованные материалы:
http://vneshnii-oblik.ru/kultura/istoriya-kulturi/pasturo-v-mire-polosok4.htmlhttp://secondstreet.ru/blog/istoriya_mody/istorija-tkanej-v-polosku.htmlhttp://modagid.ru/articles/2892http://polonsil.ru/blog/43224299847/«Polosataya»-hronika:-iz-istorii-risunka-na-tkaniа также фотоматериал на страницах интернета