Перед тем, как перейти к описанию следующей части теории по линиям, не могу не остановиться на одном факте, как ни странно, связанном с цветом. Этот факт объясняет путаницу в "сезонных" понятиях. Надеюсь, что эта статья заодно меня спасет от постоянных ответов на вопросы, почему я не люблю теории, которые всё смешивают одной кашей - и линии, и цвет, и стиль.
Речь сегодня пойдет.. о 4 сезонах. Да-да, всем нам знакомых 4 сезонах. как 2 года назад.
Итак, напомню вам историю - сезонные названия появились потому что было замечено, что художники, рисуя свои пейзажи для разного времени года используют разные цвета. Для весны - теплые яркие светлые, для лета - холодные мягкие светлые, для осени - теплые мягкие темные, для зимы - холодные яркие темные. С такими цветовыми характеристиками 4 колорита и вошли в имидж-консультирование. Почти сразу светлота- темнота отпала, и стало считаться, что зима - холодный яркий колорит, лето - холодный мягкий, весна - теплый яркий, осень - теплый мягкий. В принципе все то, что основано на характеристиках цвета, так или иначе можно померить и проверить, сразу ясно, что откуда берется. Поэтому названия из серии "холодный подтип весны" и "теплое лето" выдают обычно шарлатанов от консультирования.
Однако, бывают особые системы, где от этого правила цветовых характеристик делается исключение. Например, та же Sci Art 12 tone - по сути тоновая система (работающая полностью на физических характеристиках цвета), сезонные названия там остались только для красоты, все колориты можно назвать описательно (темный холодный, светлый теплый итд) в ней бывает уже мягкая темная зима и светлое яркое лето. а еще есть системы, где "сезон" - это не набор цветов, а психологический образный архетип (!!). вот с этими системами надо очень аккуратно, чтобы не путать их с более объективными.
Чтобы понять, как сезон может стать архетипом, предлагаю немного опуститься в глубины человеческого восприятия. Есть несколько способов того, как люди воспринимают окружающий мир. Есть люди, которые воспринимают мир неделимой картинкой, образом, цельной картинкой связанных между собой частей. Такие люди склонны видеть цвет, линии и стиль абсолютно связанными между собой.
Есть люди, которые воспринимают мир по отдельным категориям, как пазл или мозаику, и из каждой категории стараются выкачать все самое интересное, могут переставлять кусочки , чтобы посмотреть, что будет, все это в целях докопаться до сути вещей - почему оно так. Эти люди склонны разделять цвет, линии и стиль, чтобы узнать возможности каждой из этих ступеней.
Есть люди, которые по природе своей практики, а не теоретики, они лучше воспринимают физические характеристики. Они оценивают параметры каждой характеристики - цветовые характеристики, форму линий тела итд. Образные ассоциации им даются чуть сложнее, чем первым двум.
В принципе, мы можем использовать любой из трех типов восприятия в нашей деятельности, но одни типы будут даваться хуже других. Либо работа по ним будет энергозатратна. В любом случае, хороший подход - это подход с разных сторон. Но не все до этого додумываются...
Если додумываются,то получается все нормально - например, человек считывает образ, но знает, на что этот образ делится, и как его можно модифицировать, а заодно проверяет по физическим характеристикам - насколько все совпало. Возможен и другой порядок=)
Наш любимый Дэвид Кибби мыслит образами (Soft dramatic - дива), при этом понимает, что есть отступления ("вы можете выразить любое настроение своими линиями" т.е не только диву), при этом в принципе, знаком и с геометрией линий, иначе не получилось бы у него сделать такие объемные рекомендации. Гениальный дядя=) Обожаю его за многосторонний подход. Это редкость.
Но бывает, что работают только "любимым способом", не делаю поправку на остальные.
Поэтому есть консультанты с "образным мышлением", которые просто считывают образную картинку с человека и пытаются его запихнуть в какой-то "архетип". Они просто следуют своим образным ассоциациям.
В лучшем случае они попадут в ваш психологический портрет. В худшем - стрельнут мимо (например, если вы были зажаты. и вели себя неестественным образом на встрече или просто если ваша душа и внешность не полностью совпадают, а консультант считывал с внешности ). В общем-то мое отношение к этой группе консультантов совсем не теплое=(
Есть целый блок консультантов, которые работают только на ассоциативном мышлении в применении к сезонам.
Началось все со Сьюзан Кэйджил в конце 70х, которой стукнуло в голову, что цвет, стиль и линии объединены и зависят друг от друга. ассоциативно, я думаю, образ ее мышления будет понятен. попробуйте представить палитру, и подумать над ассоциациями.
поэтому весна у нее живая и жизнерадостная
Лето - нежное и женственное
осень - драматичная
зима -элегантная
Все бы ничего может быть, образно-красиво - на здоровье. Но не разбирающийся народ стал путать ее "сезонные архетипы" с классическим пониманием сезона как определенных цветовых физических характеристик. Она и сама возможно их путала - не догадалась, что они не всегда связаны. и пошло - поехало. =((
В рунете есть один очень наглядный пример. "Если у вас оленьи глаза вы лето. Энн Хэтауэй - лето. Из-за взгляда. Назовем его рубиновым летом." Это тоже не о цвете абсолютно, это о стилевом образе скорее. Отдельно о рубиновом лете и прочих "красивых названиях" - это "фишка" тех, кто в первую очередь оперирует образным мышлением, настроением образа - они так передают вам посыл образной картинки, делают красивую упаковку. красивая упаковка - само по себе хорошо (и продаваемо!). А вот что под ней, надо смотреть аккуратно.
К образным консультантам относятся также Дэвид Зайла David Zyla (Как он говорит в своей книге "ваш сезон я могу определить уже общаясь с вами по телефону" - однозначно "архетип", а не палитру.) Спасибо ему хоть на том, что палитру он составляет по цветам внешности - не ошибется Х))) при этом палитра может быть явно осенняя (теплая мягкая), а назовет он вас летом. по образу. Это конечно может внести путаницу. Но у него бывают и светлые идеи об подтипах внутри архетипа, например, или о той же индивидуальной палитре.
К образным относится и Ирене Райтер (Irenee Riter) - она связывает линии и цвет воедино, хотя сам образ мышления у нее, видимо несколько другой, потому что она порывается это объяснить и выдать раскладки ассоциаций=) Она тоже начинала в начале 80х, так что ее измышления просто интересны для базовых знаний об ассоциациях.
Поэтому нужно отличать сезонный цветотип как палитру колорита и сезон как архетип стиля. Тогда будет меньше путаницы=)