Орнамент в китайской культуре. Часть 3 -геометрические узоры.

Feb 14, 2015 12:44

Наконец добрались мы до геометрических узоров, их особенностях и символике в китайской культуре.
Первую часть - «зооморфные узоры» можно прочитать здесь: http://color-harmony.livejournal.com/216871.html
Получить представление о растительных орнаментах можно тут: http://color-harmony.livejournal.com/218655.html
Итак, первая группа - это узоры, изображающие небесные явления.



Культ Неба в Китае  появился в 9 веке ДО н.э., как связь между народом, правителем и небесными силами. Небо являлось регулирующим и контролирующим началом, в котором главным был морально-этический аспект/
В Китае облака были объектами поклонения с древнейших времён: как явление природы облака переменчивы, и в представлении людей они часто служат разными предзнаменованиями Облака неразрывно связаны с дождем, что имеет огромное значение для сельского хозяйства Существует даже выражение «дух облака» ...



Облачный узор стал популярен при династии Хань, что было связано с религиозными представлениями того периода. Облачный узор часто можно видеть на керамике, ткани, вышивке, изделиях из лака и меди, гравировках того периода. Можно сказать, что в произведениях прикладного искусства династии Хань самым важным из узоров был именно облачный Особая черта этого узора -. созвучие "облака" и "удача", в связи с чем облако стало символом счастья.




«Водяной» узор популярен в декоративном творчестве Китая: вода - это источник жизни, а потому она обладает мистическим значением в культуре Водяной узор обладает множеством разнообразных форм, богатством значений и смыслов и пользуется большой популярностью Водяной узор чаще всего усиливает общее впечатление от изображения .. , заполняя пустоты или завершая композицию.
В современном варианте олицетворяется с богатством, общественной деятельностью и мудростью.




Среди геометрических фигур следует отметить прямоугольный узор и диск.
Прямоугольный узор - один из древнейших в Китае, появившийся из громового орнамента на бронзовых сосудах периода династии Инь-Шан Он состоит из бесконечного числа коротких прямых линий, соединенных вместе Внешне узор напоминает иероглиф «возвращаться» В чуть более свободной форме он напоминает спираль ... или арку. Является символом дождя, несущего процветание сельскому хозяйству. Позднее благодаря тому, что этот узор можно продолжать бесконечно, он стал ассоциироваться с положительными коннотациями бесконечности, протяженности и символизировать длительный отрезок времени или перерождение в буддийском понимании. Это очень распространенный орнамент, он встречается на шелке, в фарфоре и керамике, резьбе, архитектуре и т.д.


Диск возник из традиционного китайского узла, и, подобно традиционным узлам, имеет множество подвидов и форм. Он может быть квадратным, круглым или неровным, однако во всех своих модификациях сохраняет эстетическую ценность. Линии этого узора сплетаются подобно веревке в традиционных узлах, создавая ощущение отсутствия начала и конца, имея при этом особую ритмическую композицию, узор был назван диском. Основными растительными сюжетами узоров являются лоза, пион, лотос, хризантема, слива, орхидея, гриб линчжи, хурма, сосна, бамбук и др.



Следует уделить отдельное внимание китайскому узлу.
Во времена зарождения цивилизации узлы были способом передачи смыслов не только в китайской, но и в других первобытных культурах. Слово "узел" по-китайски созвучно слову "благопожелание", поэтому узел символизирует достижение желаемого, в размере, более чем достаточном, когда все связывается самым счастливым образом.
Декоративные узлы предназначены радовать глаз красотой и изысканностью своей формы. Узлы несут и функциональную нагрузку, украшая жилище или элементы одежды, подразумевая прочный союз и единство.



Иероглиф Долголетие Самые разные стилизации иероглифа "долголетие" очень часто встречаются в благопожелательных орнаментах Окруженный летучими мышками и цветами, в узорах свастики или плодах персика бессмертия, в сочетании с грибами долголетия линчжи или среди благовещих облаков -. Он занимает центральную часть изображения и олицетворяет счастье долгой жизни


Таким образом, форма, содержание и смысловое наполнение китайского орнамента менялись с течением времени в соответствие с формами общественного и политического развития. Так, в древнем обществе орнамент имел магическое, тотемное значение, в феодальный период отражал политические принципы, а в новое время получили распространение национальные благопожелательные узоры, используя которые можно внести в свой образ частичку китайской Азии.
Источники:
Владимирова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: Символика и традиции - Владивосток :. Изд-во ДВО РАН, 2009.
Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента.
Песчанская Е.В. Зооморфные мотивы китайского благопожелательного орнамента одежды и украшений династий Мин и Цин.
Решетов А.М. Феникс в китайской традиции.
Священные существа в китайской мифологии. // Http://old.febras.ru/partners/culture2.html
Дракон в картине мира древнего Китая. // Http://dragons-nest.ru/def/dr_chin.php
Китайские народные праздники. //http://www.cntv.ru/2013/03/13/ARTI1363158748845352.shtml
Previous post Next post
Up