Определение цветотипа. Связаны ли цвет и форма?

Aug 24, 2012 00:22

Существует распространенное мнение, что цветотип и форма лица и фигуры как-то связаны

Василий Кандинский "Черный и фиолетовый"


Суть мнения: Если вкратце, то приверженцы этой теории считают, что определенным цветам соответствуют определенные формы, соответственно, цветовым типажам - тоже.

Истоки такого мнения: Ассоциативные связи, и, возможно, Василий Кандинский. Среди современников - имидж-консультантов этого мнения четко придерживается Ирене Райтер.
Ассоциативные связи форма-цвет-текстура - запах - вкус-звуки издавна использовались в разных культурах. Особенно на Ближнем Востоке и в Индии. С помощью воздействия на 5 органов чувств можно создать определенное настроение на основе ассоциаций. Об этом, дай Бог, я расскажу позже, когда будем говорить о стилях дизайна помещений. 
Ассоциации могут строиться так: круг = плавность линий. плавность = текучесть = вода (синий ) = прохлада = струящаяся тонкая ткань (тонкий шелк, например) = едва уловимый цветочный аромат с нотками морской свежести либо слегка сладкий "конфетный" аромат, если еда, то шарики ванильного мороженого. если звуки - то плавная, легкая, лирическая, но не грустная музыка.


У представителей разных культур ассоциации могут быть разные, хотя есть и общечеловеческие.
При чем же здесь Василий Кандинский? Дело в том, что Василий Кандинский был вместе с Йоханнесом Иттеном (на чьей теории и построена система "цвет и времена года") ведущим преподавателем и теоретиком школы хужожников и архитекторов Баухауз. Он и выдвинул предположение, что цвет и фигуры как-то связаны. Например, треугольник у него был желтый, круг - синий, квадрат - красный. Живопись Кандинского вообще весьма абстрактна, он много путешествовал, в том числе по Северной Африке, и поэтому тем для асоциаций у него было немало=)


Не могу сказать с точностью, насколько сильно эта теория повлияла на цветотипы, поскольку с теорией Кандинского мое знакомство состоялось только на курсах колористики. Самой же прочитать его книгу "О духовном в искусстве" пока еще не было возможности. Хотя это можно совершенно свободно сделать вот здесь: http://www.bibliotekar.ru/kandinskiy/index.htm

Однако, большинство "цветотипных" теорий, которые учитывают форму лица и тела и черты лица, почти точно следуют вот этой теории Кандинского. 
Из них самая известная, как я сказала, Ирене Райтер.http://www.thescienceofpersonaldress.com/
 У нее легко проследить некоторые параллели с Кандинским=) Весну она ассоциирует с треугольниками и зигзагами (живость, необычность), лето - с кругами (плавность, мягкость), осень - с квадратами (стабильность, тяжесть), зиму с овалами (пропорциаональность, симметричность)


Похожая теория  - Dressing Your Truth ("одежда для тебя настоящей"). Ее автор - Кэрол Татл (Carol Tuttle). http://dressingyourtruth.com
 Она тоже связывает цвета и формы, хотя не так строго, как Ирене, поскольку ее теория вне цветотипов. Первый тип она связывает с высветленными светами, второй - со смягченными, третий - с яркими, насыщенными, четвертый - с затемненными. Однако, по аналогии с цветотипами, многие считают, что ее тип 1 - это весна, тип 2 - лето, тип 3 - очень, тип 4 - зима. Но это не совсем так - у нее своя теория. Мы ее коснемся позже, равно как и теории Ирене, и теории Дэвида Кибби, дай Бог.
Dressing Your Truth shapes






Общая суть этих теорий в том, что определенные цвета у нас чаще всего ассоциируются с определенными формами. Есть еще теория форм Дэвида Кибби "Метаморфоза", она более распространенная, поскольку он не связывает цвет и форму.

И главный вопрос: Работает ли эта теория на цветотипах? В дизайне помещений и создании нужной атмосферы эти теории работают на ура, а вот с цветотипами они работают далеко не всегда. В дизайне мы сами можем выбирать цвет и форму. А в нашей внешности у нас уже есть определенные цвет и форма, которые не изменить. И они не всегда совпадают с общепринятыми ассоциациями.
фото с 12blueprints.com
Вот, например, вполне "драматичное" настоящее лето и "романтическая", плавная настоящая осень

 

Так что сочетать цвета и формы не так-то просто, и они не всегда совпадают с ассоциативным представлением  о них. Кроме того, и в природе, на самом деле, цвета не придерживаются каких-то определенных форм.


Вот например, осень, ассоциируемая с квадратами. Самый первый цвет, ассоциируемый с осенью - слегка смягченный оранжевый, т.е. рыжий.
А вот осенние листья - Овалы=)


а вот лиса - треугольники=):


можно найти и другие примеры=)

В теории Ирене Райтер, однако форма не является определяющей - она у нее определяет дополнительную характеристику. Поэтому по ее теории вы вначале ищете свой цветовой типаж, а потом добавляете те цвета, которые ассоциируются с формами вашего тела. В большинстве случаев это может сработать, по крайней мере, резкого противоречия не будет. Но и точности цветоопределения это не гарантирует - цвет и форма все же отдельные категории. Если же начинать определение цветового типажа с формы, как это делают некоторые российские консультанты (типа "вам идет прямой пробор, значит вы- зима"), то очень велик шанс промахнуться=))

Поэтому лично я за то чтобы сначала определять подходящие цвета, затем - подходящие формы, а потом учиться это комбинировать =). 

психология цвета, как определить свой типаж, полезные ссылки, гардероб, осень, лето, 12 колоритов, красота природы, персоны, мифы о цвете, весна, зима, 4 сезона

Previous post Next post
Up