Янтарь

May 29, 2013 02:27

По химическому составу янтарь - это смесь углеводородов, смол, янтарной кислоты и масел. Глобальное потепление привело к увеличению объема выделяемых хвойными растениями смол и понижению ее вязкости. Через сотни лет после этого отмершая древесина начинала разлагаться, а растворимые части ее состава вымывались водой. Затем процесс окаменения завершился, живицу покрыли молодые отложения - так и возник янтарь.


Янтарь имеет многочисленные названия, характеризующие отдельные разновидности, например: бланкер - желтый и белый, сильно светящийся; ференц - красноватый, ломкий, с потрескавшейся поверхностью; бастард - мутный, содержащий включения растительного или животного происхождения, пузырьки воздуха; кнох - белый, твердый, непрозрачный; слукс или клар - желтоватый, прозрачный, твердый, используемый для изготовления бус; доуди - мутный из-за включений многочисленных пузырьков и др.















Различают около 250 разновидностей янтаря. Оттенков у него не меньше, чем цветов в спектре - есть водянисто-прозрачные «льдистые» камни, беловато-матовые «костяные», зеленоватые, вишнево-красные, серебристые, черные…












Если внутри смолы застыло множество пузырьков воздуха, она приобретает пенисто-белый цвет.









Некоторые камни содержат «инклюз» - насекомое или часть растения, которые попали в смоляную массу еще в ископаемые времена. Такие янтари всегда обладали особенной ценностью: в начале нашей эры за янтарь с мухой финикийские купцы платили десятками кинжалов и мечей, а в 19-м веке они были особенно модны во Франции и России.
В комментариях antigona88 напомнила прекрасное: вспомнился Шерлок Холмс: "Хотел бы я знать, сколько в Лондоне найдётся чубуков из настоящего янтаря! Иные думают, что признаком служит муха. Возникла, знаете, целая отрасль промышленности - вводить поддельную муху в поддельный янтарь".


Цвет и прозрачность всегда были эталоном стоимости камня, причем разные народы предпочитали различные виды янтаря. Так, в Древнем Риме белый и восковой янтарь сжигали как фимиам, ювелирной ценностью обладал красный янтарь, а император Нерон любил только черный янтарь. Римский мыслитель Плиний Старший писал, что небольшая янтарная фигурка ценилась его современниками дороже, чем молодой здоровый раб. Вообще, Янтарь известен со времен неолита. В древних захоронениях и на местах стоянок первобытных людей археологи нередко находят боевые амулеты и различные украшения из этого минерала. В некоторых племенах кусочки янтаря даже выполняли функцию денег.





Пик популярности камня пришелся на XVII-XVIII вв. К этому периоду относится и возникновение нового способа обработки и применения минерала. Пластины из янтаря соединялись между собой по бескаркасной технологии, что давало возможность создавать крупные скульптуры, массивные вазы, декоративные сосуды и подсвечники.






Все свои умения мастера того времени применили при строительстве Янтарной комнаты. Выполненная Гоффином Туссо и Эрнестом Шахтом по заказу Фридриха Вильгельма I, «янтарная комната» с 1709 г. украшала одно из помещений берлинского дворца. В 1717 г. была подарена Петру I и находилась в Петербурге до 1755 г., когда по приказу Елизаветы Петровны была собрана и перенесена на руках в Царское Село, где стала прекрасным украшением одного из залов Екатериниского дворца. Янтарная декорация, покрывающая стены площадью 55 кв метров, состояла из многочисленных барельефов с библейскими сценами, гербами, картушами, медальонами, рамами картин и зеркал из резного янтаря. Комната также была украшена живописными плафонами и статуями древнегреческих богинь.






Самый древний янтарь, скорее всего, был обнаружен в Мьянме. Это окаменевшая смола тропических покрытосемянных растений, которые бурно росли в тех местах в период эоцена, то есть около 50 млн лет назад. Балтийский янтарь значительно моложе, он образовался из смолы Pinus Succifinera, вида сосны, который рос в период олигоцена, 34 - 23 млн лет назад. Янтарь, который добывают в Доминиканской Республике, относится примерно к тому же периоду.



Помимо ювелирных украшений из янтаря изготавливают запонки, мундштуки, четки, подсвечники, шахматы, кубки, чаши и статуэтки; используют его и в мозаичном искусстве.








Шахматы.
Мундштук - янтарь, позолоченная бронза. Сделан на рубеже 19-20 веков.
Мундштук 1900-1920гг.
Мундштук в футляре. Начало ХХ века. Загубник выполнен из янтаря.

До изобретения увеличительных стекол из янтаря делали лупы, стекла для очков, линзы для микроскопов. Янтарным лаком покрывали инструменты знаменитые мастера Амати и Страдивари. Янтарное масло используют сегодня в литейном и горном деле, защищают им древесину от гниения. Из янтарной канифоли получают прочные и блестящие лаки, которыми покрывают мебель, провода, полы, музыкальные инструменты. Янтарь применяется как изолятор в электропромышленности и приборостроении, из него делают медицинские инструменты. Янтарную кислоту помимо фармацевтики используют и в парфюмерии, фотографии и сельском хозяйстве.





















Интересно, что несмотря на то, что янтарь считается окаменевшей смолой хвойных деревьев, ни в одном кусочке янтаря до сих пор не найдено ни одной иголки хвойных растений. Учёные не могут объяснить данное явление.

Ещё немного информации из комментариев…
Вот прессованный янтарь:


вот кусочки разноцветного янтаря, замешанные в белой смоле:


А такие бусины получаются путем смешивания кусочков янтаря разного цвета со специальной смолой, в данном случае - черной:


Эти работы я нашла вот здесь, на Ярмарке Мастеров: http://www.livemaster.ru/frollena
Здесь же узнала и что существует три основных вида обработки янтаря.

Первая и самая главная операция при обработке янтаря - его осветление.
ОСВЕТЛЕНИЕ - режим, при котором в автоклаве из янтаря выпаривается влага и он уплотняется, становится более прозрачным и менее хрупким.
Для осветления янтарь помещают в автоклав, где выдерживают в течение 15-16 часов под давлением в инертном газе при температуре около 250 оС. При этом из янтаря выпаривается примерно 5-10% воды. (Автоклав - аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением, выше атмосферного).
Такая операция нужна для того, чтобы янтарь стал более плотным и не трескался при сверлении. Хотя, конечно, даже после осветления янтарь свойств гранита не приобретает.
Например, чтобы сделать бусы, бусины сверлят всегда с двух сторон. А иначе бусина просто трескается, когда сверло выходит с противоположного конца. А еще, янтарь становится вязким при сверлении. На вращающееся с большой скоростью сверло налипает оплавленный от сверления янтарь и повышает температуру камня. В результате, из-за разности температур в кусочке камня, тоже могут образоваться трещины. Ох, и капризный камешек….
А вот что интересно, ведь автоклавов раньше не было, а осветление янтаря мастера проводили всегда. Янтарь осветляли, вываривая его в меду или в масле. Янтарь - пористый материал и при варке поры заполнялись маслом или медом, которые вытесняли воздух и испаряли воду, делая мутный янтарь прозрачным, с золотистым или красноватым оттенком.

После осветления янтарь прокаливают (этот этап иногда пропускают).
Внутри камешков есть пузырьки воздуха, пусть даже и не видимые невооруженным глазом, и в автоклаве они лопаются и образуют трещинки, расходящиеся красивыми дисками в разные стороны, что делает янтарь искрящимся и сверкающим.
ЛУЗГОВАНИЕ или КАЛЕНИЕ - это режим в автоклаве, при котором возникают микровзрывы пузырьков воздуха и в янтаре появляются красивые солнечные диски, которые называют "лузга", "искорки" или "линзы".
Этот процесс можно провести только в автоклаве. Цвет янтаря в этом режиме не меняется.

Ну и третий этап обработки янтаря - нагревание.
НАГРЕВ - режим доведения температуры до 100-250 градусов, при котором меняется цвет янтаря с лимонно-желтого на более темные - винный, коньячный, темно-вишневый. Цвет зависит от температуры и времени нагрева.
Если нагревать каленый янтарь, то получаются темные камни с искорками. А если процесс каления пропустить, то камни потемнеют, но останутся прозрачными. Хотя, при длительном нагреве искорки тоже могут появиться, правда, в гораздо меньшем количестве.
Но усердствовать в этом деле не следует, можно запросто сжечь янтарь. В древности им часто просто топили печи… И горел хорошо, и грел долго, и запах давал приятный.
Нагревают янтарь только после осветления, иначе янтарь разбухает и трескается.
Все операции, кроме нагрева, проводят без доступа воздуха (в вакууме, или в инертном газе).
Дальнейшие действия зависят только от мастерства и фантазии человека, работающего с янтарем.
Я почему-то всегда думала, что нагретый янтарь (тот, который имеет более темный цвет), имеет цвет во всю свою глубину. Но я ошибалась. Янтарь, постепенно прогреваясь, и цвет приобретает постепенно, но поверхностно. Цвет от нагрева приобретает только внешняя поверхность камня, примерно на 0,1-0,2 мм, а внутри он останется таким же прозрачно-светлым, как и был до нагрева.

В последнее время янтарь стали подвергать огранке, т.е. придавать камню свободной формы ровные полированные поверхности и грани.
Последовательность и очередность последующей обработки янтаря помогает добиваться разных эффектов на выходе.
Ну, например.
Если янтарь сначала огранить, а потом нагреть до темного цвета, то камешек получится блестящий, с множеством граней, прозрачный и однородно темный со всех сторон. И именно того цвета, до которого его нагреют.
А вот если сначала осветленный янтарь нагреть, а уже потом огранить, но не весь, а частично - то вместе со снятыми слоями янтаря уйдет и темный цвет от нагрева. То есть, ограненная часть камня станет светлее своей неограненной половины.

желтый, аксессуары и украшения, коричневый, зеленый, ювелирные камни, оранжевый

Previous post Next post
Up