Вместо предисловия.
Мнение автора может не совпадать с мнением лирического героя. Автор специально не называет имён, что бы ни было каких-либо возможностей обвинить его в рекламе или поливании грязью. Автор ни в коем случае не хочет оскорбить или осмеять кого-либо из читателей или слушателей.
Все кто ходил в школу, периодически посещали уроки литературы. Учительницы очень любили задавать вопрос «Что же хотел сказать нам автор?». Например, отрывок, не помню уже откуда: «Он смотрел в окно, отодвинув зелёные занавески». Учительская версия звучала примерно так: «Его так снедала тоска, что он искал ответа в том, что видел за окном. Зелёный цвет занавесок символизировал это. Ведь этот окрас у автора всегда сопутствовал грусти, а в мире этот цвет обозначал перерождение». Попробуй - возрази, скажут, что ты не прав, добавят, что дерзишь и вообще «преподавателю с таким стажем лучше знать». Я очень волновался за этого автора, хоть он был уже мёртв, ведь почти во всех его книгах были зелёные занавески, обозначающие «грусть и тоску». Это получается, такие весёлые истории писал человек, страдающий хронической депрессией, который должен был покончить с собой ещё пару десятков повестей назад. Потом мне дали книжку про этого автора. Оказалось, он просто любил этот цвет. И никаких сакральных тайн. Откуда учительница взяла эту «грусть и тоску» я до сих пор не понимаю.
Другой случай, из современных авторов. Обсуждение одной работы известного мангаки . В ней рассказывалась простая история про школу для людей, демонов, ангелов и других чуднЫх существ. Действие происходило естественно в Японии. Нескольких читателей удивил нестандартный цвет формы учащихся: белый. И пошли споры, что же он значит? Больше тридцати форумных страниц исписали. Кто-то говорил, что белый выбран, так как автор был в трауре, кто-то утверждал, что выбор пал на него, ибо этот цвет чистоты и невинности, кто-то объяснял его тем, что все герои мертвы. Пришёл автор, посмотрел на всё это безобразие, удалил особо хамские сообщения, и написал: «Я сделал форму белого цвета по двум причинам. Во-первых, в реальных школах его никогда не используют. Во-вторых, это красиво». Вот и все причины. Ладно бы после этого споры утихли, всё равно находились умники, ищущие сакрального объяснения.
Я не стану отрицать, что часть авторов любят писать истории с двойным дном, подкидывать загадки, прятать отсылки, использовать эзопов язык и заставлять читать между строк. Это прекрасно. Очень часто это превращается в интереснейшие игры: «найди все мои кивки в сторону великих авторов», «пойми, что на самом деле имелось в виду», и многие другие. Бывает, что всё вместе. Многие писатели «советской школы» ухитрялись критиковать власть, так что выглядело это как похвала. В современной игровой индустрии развиты «пасхалки», начиная от изображения грибка из «Марио», заканчивая цитатами из «Одиссеи». В некоторых произведениях, я говорю не только о книгах, самая суть в случайных штрихах, которые ищутся с лупой. Когда их всех обнаружишь, то поймёшь, что раньше это было что-то другое. К примеру, одно аниме превратилось из доброй детской сказки в жутковатую притчу о жизни после смерти. Я при первых просмотрах не заметил нескольких моментов. И не смотря на приведённые примеры, большинство авторов пишет без двойного дна.
Какая сверхзадача может быть у детективов писательницы с мопсами? Развлечь публику, занять время. Какой подтекст может быть у простенького эссе про девушку, которая не любила готовить, но после замужества кулинария превратилась в её хобби? Вариант номер один: она очень сильно полюбила своего мужа. Вариант номер два: со временем её увлечения поменялись. Вариант номер три: там, между строк, спрятался Великий Вопрос. Какой? Ну… Я человек простой, пролетариат от пера так сказать, не увидел его. Естественно это оказалось не так. Автор эссе тоже был удивлён. Вот честно, один раз, я задумался о падении нравов, написал глумливый фельетон. Посмеяться, потому что грустить уже нельзя. Думаю, результат вы уже поняли. Гораздо хуже случилось с одной моей сказкой. Скажу честно, она была злая, в конце было уничтожение всего живого путём атомной бомбардировки всех материков Земли. В один момент я стал антисемитом, расистом, гомофобом и гомосексуалистом одновременно. Первое звание получил за «Ядерный Холокост», второе за то, что первые ракеты упали на Африку и Австралию. Для понятия двух последних мне пришлось использовать весь свой интеллект и бутылку вина. Геем я стал, так как использовал миф о первой женщине Лилит, а их противником за аллюзии на недавние питерские запреты определённых парадов. Я хотел всего-навсего рассказать страшную сказку о конце человеческой расы. Откуда эти глубокие мысли в произведении полном злого сарказма? Не знаю.
Любое произведение состоит из двух частей. Одна, являющаяся константой, то, что создал автор. Другая, являющаяся переменной, то, что увидел читатель. Этот дуализм, то как изменяется предмет просто от того есть наблюдатель или нет. «Эксперимент с двумя щелями» из квантовой физики и старый философский вопрос «Издаёт ли звук падающее дерево, если рядом нет никого, кто мог бы услышать?» тут будут, как никогда кстати. Первое показало, что распределение фотонов зависит от наблюдателя, второе говорит, что без слушателя ничего не будет. Выбрать можете сами ту точку, что вам ближе. По мне квантовая физика жизненнее, чем философия.
Поэтому прошу, пожалуйста, вначале ознакомьтесь с произведением, потом пройдитесь «Бритвой Оккама», по своим суждениям. Только после этого ищите вторые, третьи и четвёртые смыслы. Слишком часто «зелёные занавески» значат всего лишь зелёные занавески.