Фрагменты доклада на конференции по архетипическим методам исследования
Добрый день, я долго думал над формой своего доклада и в последний момент решил отойти от классической формы и предложить вашему вниманию некоторую рефлексию на тему путешествия, которое длится без малого сорок пять лет, с той или иной степенью осознанности. Это мое путешествие в поисках реализации своей мечты.
Хочу сказать что своим появлением этот доклад обязан счастливому стечению сразу двух факторов, это тому что я прочитал книгу Александра Шохова «Сознание - инструкция пользователя» Слайд, о возможностях рефлексивных методов управления для саморазвития и приглашению на этот круглый стол, который дал мне стимул, такой хороший толчек, который заставил меня начать и довести до некоторой завершенности то, что давно зрело.
Немного о себе.
Вырос на Крайнем Севере в семье моряка , окончил авиационный институт факультет ракетно-космическолй техники. Еще будучи студентом познакомился с Теорией решения изобретательских задач Генриха Сауловича Альтшуллера, одним из направлений деятельности ТРИЗ является разработка стратегии воспитания и развития творческой личности. Надо сказать что в системе ТРИЗ образ человека творца, изобретателя предстает перед нами как глубоко трагичный, это человек одиночка с глубоко трагичной судьбой, причем эта трагичность преподносится как норма, необходимость
Это открытие взволновало меня до глубины души, родился вопрос, а действительно ли это необходимо?
Может ли творческий человек творить в радости и гармонии с самим собой и окружающим миром?
Направление поисков ответа на этот вопрос похоже было заложено во мне еще с детства.
Я вырос на Крайнем Севере в небольшом городке в семье подводника. На мое детсво сильнейшее влияние оказали архетипы дикой природы (Слайд), и Путешествий (слайд), которые тесно связаны с архетипами Свободы (Слайд), Чистых Первозданных энергий (Слайд). Так же в моемв силу ряда причин отложились архетипы Дома (Слайд), как самобытного защищенного пространства, Корабля,(Слайд) как самобытного защищенного простратсва несущего к новым возможностям.
В детстве моей любимой передачей была «Приключение команды Кусто» (слайд) качества коллективного творчества, взаимной поддержки, резонанса.
Возможно все это послужило толчком к тому, что в поисках ответа на свой вопрос я обратился к вещам внешним, решение проблемы виделось мне в создании оптимальной для творчества жизненной среды. Креативной среды. (Слайд)
В то время в прессе только начали появляться сообщения об Городе Солнца Ауровиле (слайд) статьи об идеях Вернадского о создании экополисов. В общем я увлекся идеей создания экопоселений. Побывал нескольких из них, слайд, везде сталкивался с внутренними психологическими проблемами, которые достаточно быстро приводили такие образования к краху или превращению в тоталитарные сообщества, в которых не было места творчеству. Сохранить исходную идею в чистоте удавалось лишь немногим.
Возник вопрос, а почему эта идея терпит крах?
Ответ возник в известной большинству фразе, приписываемой Гермесу Трисмегисту «что внутри то и снаружи, что снаружи то и внутри» (слайд)
Осознанием этого высказывания явилось понимание, что внутреннее пространство человека должно быть оптимизировано под творческие процессы. Но как?
Должна быть какая то модель, которая бы позволяла быть архитектором своего внутреннего мира.
В середине 90-ых мне довелось познакомится с Кластерной Теорией Интеграции Сознания Михаила Щербакова (Слайд), которая дала мне ответы на моногие вопросы.
Что же представляет собой эта теория?
В ней сознание представлено в виде некоторого пространства, состоящего из нескольких уровней. (Слайд)
Самый верхний слой Адаптивный, именно этот слой взаимодействует с окружающим миром и воспринимает внешнюю энергию. Именно этот слой нашей личности мы как правило осознаем, другие слои скрыты от обыденного сознания, более глубокий слой - личностной истории доступен нам в результате специальных практик. С перинатальным, трансперсональным слоем и слоем архетипов мы можем взаимодействовать во сне или в измененных состояниях сознания, а еще более глубокие слои отделены от нашего сознания энергетическим барьером.
В КТИ слайд среда сознания, то есть внутреннее пространство, неоднородно. В нем существуют кластеры и материал, из которого они строятся, элементарные паттерны. Элементарные паттерны фактически отражают определенную структуру нейронов, но не обязательно несут законченную функцию, подобно внутреннему ребенку в транзактном анализе. Элементарный паттерн - это некая элементарная частица личности, в модели КТИ подразумевается существование более 10 млн. таких паттернов.
Объединение элементарных паттернов называется кластером. Процесс образования кластеров из ЭП и других кластеров называется интеграцией. Субличности, гештальты по сути являются в КТИ кластерами.
Среда ЭП обладает характеристиками аморфной твердотельной структуры с ближним порядком. Взаимодействия внутри такой среды могут быть описаны как электростатические и электродинамические взаимодействия, как внутри этой среды, так и под воздействием внешних энергоинформационных полей.
Использование такой динамической модели означает, что каждый элемент имеет свою характерную частоту колебаний, и может рассматриваться как основой пакет, взаимодействующий с полями других внутренних объектов и внешними полями
Суть открытия Щербакова в том, что для описания поведения этих кластеров может быть использован математический аппарат квантовой физики и физики твердого тела. Что позволяет делать практически точные расчеты и проектировать результаты многих психологических практик.
К сожалению Михаил Щербаков трагически погиб в2004 году мне не удалось найти в интернет более подробной информации по сути его открытия, кроме статей на его официальном сайте и изданной книги «Семь путешествий в структуру сознания».
Более подробно остановлюсь на поведении кластеров и модели творческого озарения с позиции этой теории.
Важной особенностью личности является взаимодействие с социумом и окружающим миром, на схеме эти взаимодействия представлены в виде Внешней Энергии.
ВЭ воспринимается преимущественно адаптивными слоем и по мере продвижения в глубь затухает и экранируется внутренними кластерными структурами. Именно от адаптивного слоя зависит тот или иной стиль поведения человека в социуме, все что человек осознает меняет структуру его адаптивного слоя и следовательно меняет его способ взаимодействия с окружающим миром.
Основной причиной внутреннего конфликта с точки зрения КТИ является наличие нерезонансных к ВЭ кластеров, и конфликт между кластерами.
Наличие напряженности между кластерами приводит систему (человека) в напряженное, неустойчивое состояние, что может выражаться в виде эмоционального дискомфорта, неврозов, и даже патологических нарушений.
Почему возникают конфликты между кластерами?
Временной конфликт:
Меняется внешняя энергия и кластеры которые подстроились к той, что была вчера не успевают перестроится.
Пространственный конфликт:
Более глубинные кластеры резонансны к энергиям глубинных слоев нашей психики, поверхностные стремятся подстроится к ВЭ, если ВЭ дисгармонична внутренним смыслам человека, возникает напряженность между поверхностными и глубинными слоями, что постепенно начинает разрушать поверхностные структуры и человек начинает ощущать все более возрастающее беспокойство.
Модель творческого озарения.
Все идеи которые появляются в нашем сознании,в адаптивном слое, имеют свои истоки в более глубинных областях психики. Процесс осознания, поднятия идеи в область сознания, может быть представлен как процесс образования туннельного кластера идущего из глубинных слоев психики к адаптивному слою.
Можно выделить несколько стадий этого процесса
В трансперсональном слое, слое архетипов и более глубинных слоях постоянно существует некое поле смыслов, которые заинтересованны в том или ином развитии событий. Это поле смыслов пронизывает наше сознание подобно тому как электромагнитные волны разных частот пронизывают всю вселенную. Но пока адаптивный слой не резонансен к частотам этих смыслов мы не можем их интерпретировать и осознать.
Но предположим, что под влиянием каких то внешних факторов или процессов происходящих в поверхностном слое какие то кластеры в адаптивном слое улавливают вибрацию глубинных смыслов, человек ощущает смутное беспокойство и проявляет интерес к проблеме.
Дальше возможны несколько вариантов.
Или под влиянием негармоничной ВЭ эти кластеры быстро разрушаются и человек быстро теряет интерес.
Или ВЭ стимулирует рост этого кластера, интерес к проблеме растет, человек начинает осознанно искать нужную информацию думать над проблемой и осознавать ее что приводит к росту кластера в направлении к глубинным областям и при благоприятном стечении обстоятельств приводит к появлению туннельного кластера через котрой происходит извержение смыслов из глубинных областей сознания и осознание их в виде новых идей. Есть третий вариант, когда благодаря каким то событиям и личной истории человека формируется довольно большой подповерхностный кластер не резонансный к ВЭ, получается что очаги этого кластера в адаптивной части сознания разрушаются негармоничной ВЭ, но в более глубоких слоях кластер продолжает жить, возникает напряжение между поверхностным и глубинными слоями. Внешне мы чувствуем то, что называется муки творчесва, когда идея где то рядом, она нас берет за живое терзает, но мы не мжем ее выразить, не можем создать реализационную структуру.
В ходе нашего круглого стола мы выявили ряд проблем, хотелось бы рассмотреть их с точки зрения КТИ.
Приоритет частного над общим, создание стойкой доминанты потребления - ведет к созданию мощного кластера в поверхностном и подповерхностном слое, что бы защититься от не резонансного воздействия из глубинных слоев психики и недружественной ВЭ кластер капсюлируется, на его границах появляется своеобразный потенциальный барьер. Котоырй блокирует всяческие энерго-информационные воздействия, человек постепенно превращается в автомат, реагирующий только на определенные внешние стимулы (Деньги, секс, еда, карьера).
Это лечится либо помещением человека в обстановку катастрофы, когда привычные модели поведения перестают работать, человек ставится на грань выживания, паразитный кластер разрушается,а вернее временно остается без энергии и консервируется, формируются новые кластеры адаптирующиеся к изменившейся ВЭ, если такое состояние продолжается достаточно долго, то паразитный кластер разрушается, если ситуация быстро возвращается в прежнее русло, старый паразитный кластер может вновь перехватить управление.
Ситуацию может спасти постепенной создание микро кластеров, микро доминант, которые не осознаются человеком и в силу своего микро уровня не воспринимаются и паразитным кластером. Но при иземенении внешних условий и консервации паразитного кластера эти микро доминаты могут быстро актуализироваться и сформировать свой мощный кластер в корне меняющий стиль поведения человека.
Теория кластеров позволяет сформировать ряд противоречий, которые могут служить движущей силой развития человека или стать причиной его постоянного внутреннего конфликта.
Какие это противоречия:
Создание большого туннельного кластера приводит к перетеканию глубинных смыслов в адаптивный слой и формированию гармонии внутреннего и внешнего. Но при обрыве связи с глубинным источником смысла такой кластер очень быстро превращается в паразитный. Лишенный глубинной подпитки он начинает тянуть энергию из окружающих его кластеров или создавать ситуации когда он получает подпитку от ВЭ.
На макро уровне это находит подтверждение в расширении уже потерявших свой изначальный смысл организаций и ведомств, живущих за счет коррупции и разрушения окружающей среды.
Даже при образовании туннельного кластера и проведении энергетики смыслов, но в какой то очень узкой области,человек подсаживается на эйфорию этого процесса изолируется от других областей жизни получаем такие явления как фанатизм и одержимость.
Получается, что с одной стороны устойчивые кластеры это хорошо и плохо. С одной стороны они должны быть, с другой их быть не должно.
Это классическое противоречие которым привыкли оперировать в системе ТРИЗ.
Выход из этого противоречия достаточно простой - кластеры образуются тогда когда это нужно из элементарных пат тернов и тутже распадаются когда необходимость в них пропала.
Можно представить ЭП как таких маленьких человечков,котрые объединяются в группы и берутся за руки когда это необходимо и разбегаются как только необходимость в этом прошла.
http://vkontakte.ru/note1985469_11390297