Оригинал взят у
shveytsar в
ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ Екатерина Домбровская "Воздыхания окованных" Отклики, отзвуки и отражения часто случаются в мире мыслей, и мне многие подвердят присутствие и в их жизни таких же точно закономерностей. Некоторое время назад читал про князя императорской крови Иоанна Константиновича, выделявшегося " даже в такой благочестивой семье своей религиозностью, молитвенным настроением души" - когда родился его сын Всеволод, ему " вложили кадило в ручку." «Так что князь " впервые увидел своего сына уже с кадилом в руке.»
А вечером того же дня зашел на Проза. ру и тут же откликнулся Константин Кедров :" Я поэт- не политик, но поэтическая интуиция подсказала после двухмиллионной очереди к Поясу Богородицы - Будет чудо. Я так и написал тогда на ФБ. Меня спросили: "Вы это серьезно?". Я ответил:"Будет чудо!". И чудо свершилось. Сбылась мечта моего гениального друга А.Вознесенского:
Россию хоронят в печати и в прессе,
Но я повторяю: "Россия Воскресе!"
А Константину Кедрову-Челищеву отозвалась случайно открытая страница Екатерины Домбровской: « Воздыхания окованных. Подстрочник к помяннику ( К сожалению, я не знаю книгу : Домбровская Е. А. Николай Егорович Жуковский. 1847-1921 гг. Воспоминания и материалы к биографии. Науч. часть под ред. проф. В. П. Ветчинкина и проф. А. П. Котельникова. [Предисл. В. В. Голубева]. М.-Л., Оборонгиз, 1939.,- и не читал повести Веры Жуковской «Сестра Варенька», потому буду ориентироваться исключительно на текст, помещенный на Проза ру.) "Сын мой!... Надейся на Господа всем сердцем твоим, … и не полагайся на разум твой», - учил Приточник со страниц старинной семейной Синодального издания Библии с пометками моих давно ушедших родных. - Пишет Екатерина Домбровская. - - «Во всех путях твоих познавай Его" И стал я читать мемуары Екатерины Домбровской, соединившие и свое, личное, и общее, родовое , как бы воссоздающие Путь потери и обретения веры, православной веры, которая наполняла душу верующего радостью - потому что, живя правильно, живя как верующие предки, невозможно не приобщиться великой радости бытия…
Сразу укажу, что мемуары написаны тем поэтическим языком, который призван отражать не вереницу внешних событий, хотя и они здесь есть, но путь ищущей души, возвернувшейся к духовному истоку, питавшему свой род - глубокому, многострадальному, поэтическому Космосу православия. И это возвращение столь велико по значению, что " вся жизнь наша начинает восприниматься как некое священнодействие, имеющее в своих основаниях Божественный чертеж, присланный с Небес, а сверхзадачей жизни становится познание и постижение этого чертежа и своего места в нем. Тогда для человека, живущего верою и по вере, все начинает отзываться в сердце как явления таинственной воли, как гласы и знаки из миров иных. Слышит их человек в немощи духа своего, силится узнать голос к нему обращенный, и в то же время трепещет, сомневается: да кто же я, мол, таков, чтобы искать «залогов от Небес», чтобы со мной Сам Бог говорил?!» Старинная Библия принадлежала бабушке Екатерины Домбровской, соединившей в себе линии двух старинных русских дворянских родов, один из которых дал России выдающегося ученого Н.Е. Жуковского .
( О нем, будучи студентом, почти каждый день я невольно вспоминал, проезжая по Ленинградке мимо любимого мной Петровского замка, где долгие годы располагалась Военно-воздушная инженерная академия названная его именем. )
Но выдающийся ученый Николай Егорович Жуковский - не единственный главный герой « Воздыхания окованных» , где изложена подробно и биография его, история его взросления, становления и обретения науки как смысла жизни, и фотографии его есть, и даже интересный рассказ о не менее интересном его учителе В. Я. Цингере - воспринимавшем красоту формул как проявленное знание, данное из мира духовного. Н. Е. Жуковский - то великое дерево, в тени которого оказались сокрытыми другие Жуковские и Микулины.
( Кстати, несмотря на то, что род рюриковичей Микулинских считается давно угасшим и на то, что даже среди моих знакомых несколько «рюриковичей»,а уж так называемые "vip -персоны" почти все теперь « знатного просихождения», утверждение Екатерины Домбровской, что Микулины это потомки Микулинских не вызвало у меня отторжения: в Микулиных-Жуковских , в их высокой культуре, в их крестьянском послереволюционном труде в Орехово, в их стремлении к знаниям. в их честности, искренности, душевной чистоте не было позы, не было претензии. Кроме того, посчитайте, сколько у вас конкретно было предков в 10 веке, и вы поймете. что все мы немного рюриковичи:))) И вообще, я верю в семейные предания, даже сам вот, кстати, по такому родовому преданию принадлежу к одной из давно обрусевших ветвей Енгалычевых)
И вот тех, кто оказался в тени великого дерева Н.Е. Жуковского, высвечивают « Воздыхания окованных». Это Вера Жуковская, писательница Серебряного века, ставшая в советские годы почти нищей ореховской затворницей. Талантливая очеркистка - ее заметки о таинственном Распутине, фрагменты ее « путевых очерков» о путешествии к озеру Светлояр, затаившему под водой древний Китеж, о том ярко свидетельствуют. Это Мария Жуковская, отдавшая свою жизнь служению брату-ученому, скромная и чистая хранительница семейного уклада, а значит и самой сути-сердцевины жизни… Это Цусимский герой - Жорж Жуковский, погибший молодым. Это Анна Николаевна, мама Николая Егоровича Жуковского, сильная и красивая женщина. «Вот она - и была истинным образом русской женщины.- Пишет Екатерина Домбровская. - Мне всегда мнится в ней нечто царственное, древнее, византийское возможно, она была глубоко права, чтя превыше всего родство со святителем Филиппом, Митрополитом Московским - не от святого ли печальника земли Русской она унаследовала эту крепость духовную?»
Это и скульптор Мария Жуковская ( мама автора мемуаров). И удивительно мягкий и добрый Егор Иванович,( близкий мне как читателю своим вегетарианством и негативным отношением к охоте). Это все, кто отозвался в памяти девочкиКати.благодарая тому, что ее бабушка Екатерина Александровна Домбровская не утеряла родовую нить Ариадны - но вложила ее конец в крохотную ладошку внучки. И мемуары эти возникли только благодаря душевной связи их автора со своей бабушкой связи, обращающей бабушку и внучку в сообщающиеся сосуды, почему и " минувшее ощущалось настолько близким, - рукой подать, - что отстраниться и вглядеться, как вглядываются во что-то иное, стоящее вне тебя, было невозможно. Прошлое семьи, да и вообще русское наше прошлое еще продолжалось в бабушке и дышало жизнью окрест нее, а, значит, и смерть прошлого еще не наступала. Оно было еще настоящим, но уже сумеречничающим днем…"
( Замечу всклозь, что представляются мне слабыми лишь "художественные вставки" - где прошлое как бы « живописуется по-писательски». В мемуарных частях органичны интонация Павла Флоренского, мысли Льва Гумилева, мудрые поучения Свт. Игнатия (Брянчанинова), замечательные размышления кн. Сергея Трубецкого, строки Пушкина, Достоевского и других близких нам учителей ( имена, соединяющие острова в единое духовное пространство русской культуры) - но чисто прозаические " усадебные" куски, после "Детства Багрова внука". после "Детства. Отрочества. Юности»,наконец, после Бунина - кажутся именно лишними. Впрочем, дело автора решать их судьбу. Как мемуарист Екатерина Домбровская, несомненно, талантлива, но она еще и прекрасный стилист,одаренный поэтическим мироощущением - и есть в кого!)
« Бабушкой русской реставрации» называли Екатерину Домбровскую, друзья-ученые. ( Кстати, в Интернете в биографиии ее сына Кирилла Домбровского она ошибочно названа Марией) - это удивительная русская женщина, добрая, всепрощающая, сильная, талантливая, в которой вся жизнь рода, да и вообще именно русская жизнь стала неким « с г у с т к о м б ы т и я» - бытия именно духовного - его духовной красоты.
Меня как читателя не оставляло ощущение ее живого присутствия! Более того, мне даже казалось , что именно Ее глазами видит Екатерина Домбровская-внучка и старую Москву с ее монастырями, поленовскими двориками, с ее светом вечерним и утренними зорями над Кремлем , и, наконец, с ее мостовыми, камнями, запахами. Точно ПОМНИТ девочка Катя не свою - бабушкину Москву. И ее любовью любит родовое Орехово ( разве различишь - ч е й это голос- бабушки или внучки?) « с его гречишными полями (...) и лугами, где я знала каждый махонький и самый простой цветок, который жил в моем сердце в своей мизерной неповторимости, почти как личность, - он был моим товарищем, какой-нибудь тончайший, надломленный, жалкий колокольчик, с которым мы не так уж и разнились по ростам"
Орехово для автора и главный ориентир, и судьбинный знак для всех Жуковских, особенно для Николая Егоровича ( даже балкон напоминал там детем эароплан).- но все-таки, главное, что Орехово - это очаг «тихого и безмолвного жития… во всяком благочестии и чистоте»
Удивительны приведенные автором старинные письма ( даже ради этих живых голосов я бы советовал всем прочитать эту яркую книгу! ), но последний аккорд - письма ее бабушки Екатерины Домбровской - казалось бы рассказывающие о простых вещах, выражающие ее любовь и к близким,и к жизни , и к искусству - аккорд, звучащий с такой силой, что уже не остается никаких сомнений - это по Ее воле, по Ее сердечной вере в вечные православные ценности, по Ее любви к близким, просияли из небытия, закрытые тенью великого - дорогие ей имена - род, который отреставрировала, ОЧИСТИВ от временнЫх напластаваний, как когда-то ее бабушка иконы и фрески, - ее внучка - Екатерина Домбровская, доказавшая еще раз , что человек ведь - д у х о в н о е, «сверхвременное существо» …
"Воздыхания окованных. Подстрочник к помяннику" Екатерины Домбровской можно читать здесь:
http://www.proza.ru/avtor/skityanka