ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ Екатерина Домбровская "Воздыхания окованных"

Jul 19, 2012 21:49

Оригинал взят у shveytsar в ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ Екатерина Домбровская "Воздыхания окованных"

Отклики, отзвуки и отражения   часто  случаются в мире мыслей, и  мне многие подвердят присутствие и в их жизни  таких же точно закономерностей. Некоторое время назад читал про   князя императорской крови Иоанна Константиновича,  выделявшегося " даже в такой благочестивой семье своей религиозностью, молитвенным настроением души" -  когда родился его сын Всеволод, ему   " вложили кадило в ручку." «Так что князь " впервые увидел своего сына  уже с кадилом в руке.»

А вечером того же дня зашел на Проза. ру и тут же откликнулся Константин Кедров :"  Я поэт- не политик, но поэтическая интуиция подсказала после двухмиллионной очереди к Поясу Богородицы - Будет чудо. Я так и написал тогда на ФБ. Меня спросили: "Вы это серьезно?". Я ответил:"Будет чудо!". И чудо свершилось. Сбылась мечта моего гениального друга А.Вознесенского: 
             Россию хоронят в печати и в прессе, 
             Но я повторяю: "Россия Воскресе!"
       А Константину Кедрову-Челищеву    отозвалась случайно открытая страница    Екатерины Домбровской: « Воздыхания окованных. Подстрочник к помяннику ( К сожалению, я не знаю книгу : Домбровская Е. А. Николай Егорович Жуковский. 1847-1921 гг. Воспоминания и материалы к биографии. Науч. часть под ред. проф. В. П. Ветчинкина и проф. А. П. Котельникова. [Предисл. В. В. Голубева]. М.-Л., Оборонгиз, 1939.,- и  не читал  повести  Веры Жуковской «Сестра Варенька», потому буду ориентироваться  исключительно на текст, помещенный на Проза ру.)     "Сын мой!... Надейся на Господа всем сердцем твоим, … и не полагайся на разум твой», - учил Приточник со страниц старинной семейной Синодального издания Библии с пометками моих давно ушедших родных. - Пишет Екатерина Домбровская. -  - «Во всех путях твоих познавай Его"        И   стал я читать мемуары Екатерины Домбровской, соединившие и свое, личное,  и общее, родовое , как бы воссоздающие  Путь потери и обретения веры, православной веры, которая наполняла душу верующего радостью  - потому что, живя правильно, живя как  верующие предки, невозможно не приобщиться великой радости бытия…
       Сразу укажу, что  мемуары написаны тем поэтическим  языком, который  призван отражать не вереницу внешних событий, хотя и они здесь есть, но путь ищущей  души, возвернувшейся к    духовному истоку, питавшему свой  род -  глубокому, многострадальному, поэтическому  Космосу православия. И это возвращение   столь велико по значению, что "  вся жизнь наша начинает восприниматься как некое священнодействие, имеющее в своих основаниях Божественный чертеж, присланный с Небес, а сверхзадачей жизни становится познание и постижение этого чертежа и своего места в нем. Тогда для человека, живущего верою и  по вере, все начинает отзываться в сердце как явления таинственной воли, как гласы и знаки из миров иных. Слышит их человек в немощи духа своего, силится узнать голос к нему обращенный, и в то же время трепещет, сомневается: да кто же я, мол, таков, чтобы искать «залогов от Небес», чтобы со мной Сам Бог говорил?!»    Старинная Библия принадлежала  бабушке Екатерины Домбровской, соединившей в себе линии  двух старинных русских дворянских родов,  один  из которых  дал России выдающегося  ученого Н.Е. Жуковского .   
   ( О нем, будучи студентом, почти каждый день я  невольно вспоминал, проезжая по Ленинградке мимо  любимого мной  Петровского замка, где долгие годы  располагалась  Военно-воздушная инженерная академия  названная его именем.  )
     Но выдающийся ученый  Николай Егорович Жуковский -  не  единственный главный герой  « Воздыхания окованных» , где изложена подробно и биография его, история его взросления, становления и обретения науки как смысла жизни, и фотографии его есть, и даже интересный рассказ о не менее интересном его  учителе  В. Я. Цингере - воспринимавшем  красоту формул как проявленное  знание, данное  из мира духовного.  Н. Е. Жуковский - то великое  дерево, в тени которого оказались сокрытыми другие  Жуковские и Микулины. 
 ( Кстати, несмотря на то, что род рюриковичей Микулинских считается давно угасшим и на то, что даже среди моих знакомых несколько «рюриковичей»,а уж так называемые "vip -персоны" почти все теперь « знатного просихождения», утверждение Екатерины Домбровской, что Микулины это потомки Микулинских  не вызвало у меня отторжения: в Микулиных-Жуковских , в их высокой культуре, в их крестьянском послереволюционном труде в Орехово, в их стремлении к знаниям. в их честности, искренности, душевной чистоте  не было позы, не было претензии. Кроме того, посчитайте, сколько у вас конкретно  было предков в 10  веке,  и вы поймете. что все мы немного рюриковичи:))) И вообще, я  верю в семейные предания, даже  сам вот, кстати, по такому   родовому преданию принадлежу к одной из давно обрусевших ветвей Енгалычевых)
    И вот тех, кто оказался в  тени  великого дерева   Н.Е. Жуковского, высвечивают « Воздыхания  окованных». Это Вера Жуковская, писательница Серебряного века, ставшая в советские годы почти  нищей ореховской затворницей. Талантливая очеркистка - ее заметки о  таинственном Распутине, фрагменты ее  « путевых очерков» о путешествии к озеру Светлояр, затаившему  под водой древний Китеж, о том  ярко свидетельствуют. Это Мария Жуковская, отдавшая свою жизнь служению брату-ученому, скромная и чистая хранительница семейного уклада, а значит и самой сути-сердцевины  жизни…  Это  Цусимский герой - Жорж Жуковский, погибший молодым. Это Анна Николаевна, мама Николая Егоровича Жуковского, сильная и красивая женщина. «Вот она - и была истинным образом русской женщины.- Пишет Екатерина Домбровская. -  Мне всегда мнится в ней нечто царственное, древнее, византийское возможно, она была глубоко права, чтя превыше всего родство со святителем Филиппом, Митрополитом Московским - не от святого ли печальника земли Русской она унаследовала эту крепость духовную?»
     Это и  скульптор Мария Жуковская ( мама автора мемуаров). И удивительно мягкий и добрый  Егор Иванович,( близкий мне  как читателю своим вегетарианством и негативным отношением к охоте). Это все, кто отозвался в памяти девочкиКати.благодарая тому, что ее  бабушка Екатерина Александровна Домбровская не утеряла родовую нить Ариадны - но вложила  ее  конец в крохотную ладошку внучки.  И  мемуары эти возникли только благодаря  душевной связи  их автора со своей бабушкой  связи,  обращающей  бабушку и внучку  в сообщающиеся сосуды,  почему и  " минувшее ощущалось настолько близким, - рукой подать, - что отстраниться и вглядеться, как вглядываются во что-то иное, стоящее вне тебя, было невозможно. Прошлое семьи, да и вообще русское наше прошлое еще продолжалось в бабушке и дышало жизнью окрест нее, а, значит, и смерть прошлого еще не наступала. Оно было еще настоящим, но уже сумеречничающим днем…"
         ( Замечу всклозь, что  представляются мне слабыми  лишь "художественные вставки" - где прошлое  как бы «  живописуется по-писательски».   В мемуарных частях  органичны интонация Павла Флоренского,  мысли Льва Гумилева,  мудрые поучения   Свт. Игнатия (Брянчанинова),  замечательные размышления кн. Сергея Трубецкого, строки Пушкина, Достоевского и других близких нам учителей ( имена, соединяющие острова в единое духовное пространство русской культуры)  - но чисто прозаические " усадебные"  куски, после "Детства Багрова внука". после "Детства. Отрочества. Юности»,наконец, после   Бунина - кажутся  именно лишними. Впрочем, дело автора решать их судьбу. Как мемуарист Екатерина Домбровская, несомненно, талантлива, но она еще  и  прекрасный стилист,одаренный   поэтическим мироощущением  - и есть в кого!)
  «  Бабушкой русской реставрации» называли Екатерину Домбровскую, друзья-ученые. ( Кстати, в Интернете в биографиии ее сына Кирилла Домбровского она ошибочно названа Марией) - это удивительная русская женщина, добрая, всепрощающая, сильная, талантливая, в которой вся жизнь рода, да и вообще именно русская жизнь стала неким « с г у с т к о м   б ы т и я» - бытия именно духовного - его духовной красоты.
     Меня как читателя не оставляло ощущение ее живого  присутствия! Более того, мне даже казалось , что именно  Ее глазами видит Екатерина Домбровская-внучка и старую Москву с ее монастырями, поленовскими двориками,  с ее светом вечерним и  утренними зорями над Кремлем , и, наконец, с ее  мостовыми, камнями, запахами. Точно  ПОМНИТ девочка Катя не свою - бабушкину Москву.  И  ее любовью любит  родовое Орехово ( разве  различишь -  ч е й это голос- бабушки или внучки?) «  с его гречишными полями (...) и лугами, где я знала каждый махонький и самый простой цветок, который жил в моем сердце в своей мизерной неповторимости, почти как личность, - он был моим товарищем, какой-нибудь тончайший, надломленный,  жалкий колокольчик, с которым мы не так уж и разнились по ростам"
      Орехово  для автора и главный  ориентир, и судьбинный знак для всех Жуковских, особенно для Николая Егоровича ( даже балкон напоминал там  детем эароплан).- но все-таки, главное, что Орехово - это очаг   «тихого и безмолвного жития… во всяком благочестии и чистоте»
      Удивительны приведенные  автором  старинные  письма  ( даже ради этих живых голосов  я бы советовал всем прочитать эту яркую  книгу! ), но последний аккорд - письма ее бабушки Екатерины Домбровской -  казалось бы  рассказывающие о простых вещах,    выражающие ее любовь и к близким,и к жизни , и к искусству - аккорд, звучащий с такой  силой, что уже не остается никаких сомнений - это по  Ее  воле, по Ее сердечной вере в вечные православные ценности, по Ее любви к близким,  просияли из небытия, закрытые тенью великого -  дорогие ей имена - род, который отреставрировала, ОЧИСТИВ от временнЫх напластаваний, как когда-то ее бабушка иконы и фрески, -   ее внучка - Екатерина Домбровская,  доказавшая еще раз , что  человек ведь - д у х о в н о е,  «сверхвременное существо» …
"Воздыхания окованных. Подстрочник к помяннику" Екатерины Домбровской можно читать здесь:
http://www.proza.ru/avtor/skityanka

ВЕРА ОТЦОВ

Previous post Next post
Up