Очень давно я не писала. Пора))
Как многие знают, в этом году я пробую по-человечески работать в школе.
Что бы я ни делала, я всегда стараюсь в первую очередь ответить себе на вопрос: зачем я это делаю? Что именно я делаю? Ради чего?
Если я понимаю, куда я хочу двигаться, работать гораздо легче. Люблю видеть направление)
Например, на малом мехмате смысл своих занятий я вижу примерно так: показать детям, что математика - это кайфово. Чтобы им нравилось заниматься. Чтобы им было интересно. Чтобы слово "математика" у них ассоциировалось с чем-то очень приятным и интересным. Чтобы у них была приятная тусовка единомышленников. Чтобы они хотели учиться дальше, причëм не только математике. Чтобы они развивались творчески, и видели, что всë в мире взаимосвязано.
В целом кружки, в моëм понимании, это в первую очередь про интерес. Это такой еженедельный образовательный праздник, призванный зажечь и мотивировать двигаться дальше. Ну и чему-то научить, само собой.
Но на кружках фундаментально научить чему-то сложно: слишком мало времени.
Поэтому я думаю о том, чему же я хочу учить детей в школе. Ради чего.
В первую очередь, конечно, я хочу, чтобы они знали математику. Чем глубже, тем лучше. Математику просто как предмет, как науку. Потому что это классно и интересно. И полезно.
Ещë я хочу, чтобы они могли выбрать, чем им заниматься дальше. Кто-то, может, поймëт, что не хочет вообще связывать себя с математикой; ок, но пусть это будет осознанный выбор. Я хочу, чтобы они видели, чем вообще можно заниматься в мире, что вот можно делать науку, а можно ещë что-то крутое. Поэтому я хочу показывать им математику (поскольку преподаю я всë-таки еë) с совершенно разных сторон, в связи в разными вещами.
Ну и, конечно, математика - это образ мышления. Это философия. Это стиль жизни. Критическое мышление, умение анализировать, понимание бренности бытия... Одна из любимых фраз у наших шестиклашек - это "математики - люди ленивые". Не надо делать лишнюю работу. Подумай и облегчи себе жизнь, чтобы было больше времени эстетствовать и философствовать. И делать ещë больше.
Ещë есть общие вещи, связанные не с математикой, а с психологией в целом. Как помочь детям иметь устойчивую самооценку. Как работать и жить в коллективе. Как самоорганизоваться... Ну это всë понятно.
Из частностей я, например, задумываюсь о том, что одна из важнейших концепций, которую нужно постигнуть - это бесконечность. Шестикласснички постоянно задают вопросы про это, мучаются, ломают голову о том, что же это такое... Я очень хочу придумать способ, как помочь им осознать бесконечность (в той мере, в какой это вообще возможно) максимально безболезненно и естественно. Чтобы они не просто поверили мне, что натуральные числа равномощны целым, а прочувствовали это и додумались сами. Сейчас, кажется, именно тот возраст, когда надо начинать это познавать, хотя до конца пути (которого нет) им ещë очень далеко.
Как и мне:)