Так как на небольшой игре мы не можем затронуть весь спектр политических течений, бывших популярными в среде коммунаров, то остановимся на трёх, имевших наибольшее влияние. По принципам достижения целей и видению будущего общества, эти течения различались порой до противоположности. И оказавшись на одной баррикаде в Париже, сторонники этих течений были вынуждены так или иначе в чём-то поступаться своими принципами во имя общей цели, а в чём-то мешать друг другу именно из-за разного понимания того, как этой цели достичь. Даже триумвират Свобода, Равенство и Братство, провозглашённый Великой Французской Революцией понимался ими не совсем одинаково. Расхождение между авторитарным и наоборот антиавторитарным подходом, является принципиальным, но здесь важно знать, что сами коммунары не всегда придерживались каких-то чётких границ и могли менять свои симпатии и предпочтения. Ещё важно понимать, что партий, в современном понятии среди них не существовало, скорее, это были группы единомышленников, поэтому мы говорим здесь именно о политических течениях. И начнём с самого крупного и популярного из избранных в Совет коммуны.
Неоякобинцы
Радикальные революционеры, не гнушающиеся массового террора для завоевания и сохранения политической власти. Термин связан со зданием бывшего монастыря св.Якова в Париже, где во время Французской революции заседал политический клуб, выдвинувший своими лидерами Марата, Робеспьера, Дантона, Сен-Жюста - якобинских деятелей Французской революции 1789. Во времена коммуны неякобинцы являются республиканцами, сторонниками довольно ограниченных социальных изменений, радикальными антимонархистами и приверженцами авторитарного подхода, когда вся власть сосредоточена в руках Комитета Общественного Спасения, который наделён полномочиями, как при диктатуре. Как считают якобинцы, эти полномочия временные, только на период, необходимый для подавления сопротивления противника. Так что если ваш персонаж считает, что необходимо установить централизованную диктатуру, то он найдёт единомышленников среди якобинцев.
Наиболее известные представители: Л. Ш. Делеклюз, Ф. Ш. Гамбон, Ф. Пиа
Бланкисты
Последователи Огюста Бланки, социалисты, они также как и неоякобинцы считали, что вести население к новому, более справедливому обществу надо железной рукой, а для управления этим обществом необходима централизованная власть. Бланкисты полагали, что для захвата власти достаточно сплочённой группы революционеров - заговорщиков, которые организуют вооружённый мятеж. Бланкистов часто упрекают, что слишком сосредоточившись на военной части революции, они не считали нужным уделить внимание экономическим вопросам.
«Никакой свободы для врагов… В тот день, когда будет вынут кляп изо рта рабочих, его вставят в рот капиталистов. Один год парижской диктатуры в 1848 г. избавил бы от гнета на четверть века Францию и историю. Если потребовалось бы даже 10 лет - не надо колебаться» О. Бланки
Александр Шубин формулирует идеи бланкистов так: «Крайняя умеренность программы реформ сочетается у Бланки с готовностью немедленно заняться ниспровержением власти - не дожидаясь вызревания предпосылок нового строя. Нельзя узнать, готово ли общество к перевороту. Надо пытаться поднимать на восстание «отверженных», и в случае успеха создать диктатуру коммунистов, опирающихся на столичных бедняков и несущей просвещение и справедливость стране и миру. Если правительство окажется в руках коммунистов, поддержанных массами работников столицы (неважно, каково соотношение сил в стране) - значит почва для преобразований созрела.»
Заинтересовавшимся бланкистами, можем рекомендовать его книгу «Инструкция к вооруженному восстанию». Она лежит например здесь:
http://istmat.info/node/39388Наиболее известные представители: Гюстав Флуранс, Эдуард Вайян, Рауль Риго, Гюстав Тридон.
А теперь перейдём к тем, кто в Совете коммуны являлся меньшинством, но несмотря на это оказал сильнейшее влияние как на социальную, так и на экономическую жизнь коммуны.
Прудонисты
А вот эти товарищи как раз представляли собой антиавторитарное движение, и дальнейшее развитие видели в конфедерации автономных самоуправляющихся коммун. Так как прудонисты, это последователи идей Прудона, то будем цитировать самого Прудона:
«Довольно партий; довольно власти; безусловная свобода личности и гражданина! В трех словах я изложил мои общественно-политические идеалы. Но к идеалам следует идти постепенно. Готовность общества к анархии зависит от уровня культуры: «во всяком данном обществе власть человека над человеком обратно пропорциональна интеллектуальному развитию, достигнутому обществом…» Здесь надо понимать, что анархия, это самоуправление, а не вольный бандитизм, и если кто-то сделает заявку на анархиста или прудониста ориентируясь на образ гопника с бомбой, он будет сильно разочарован.:)
«Подобно тому как человек ищет справедливости в равенстве, так общество ищет порядка в анархии. Анархия, отсутствие господина, суверена - такова форма правительства (имеется в виду политическое устройство), к которой мы с каждым днем все более приближаемся, и на которую мы, вследствие укоренившейся в нас привычки считать человека правилом, а волю его - законом, смотрим как на верх беспорядка и яркое выражение хаоса. Рассказывают, что некий парижанин 17-го столетия, услышав, что в Венеции совсем нет короля, не мог опомниться от изумления и умирал со смеху, когда ему рассказывали об этом смешном обстоятельстве. Такова сила предрассудка: все мы без исключения хотим иметь вождей или вождя… Скоро кто-нибудь… скажет: все короли. Но когда он это скажет, я возражу: никто не король; все мы волей-неволей члены общества».
Если бланкисты делают основной упор на военные действия, то прудонисты уделяют большое внимание экономике, причём не только теории, но и практике. Что касается социальных изменений, то прудонисты являются сторонниками полного социального равенства.
Наиболее известные представители: Лео Франкель, Л. Эжен Варлен
Как мы уже писали, политическая мысль Франции того времени не ограничивается только этими течениями, и надеемся, что этот текст будет только стимулом узнать больше.