Историческая справа: Система образования во Франции в середине XIX века.

Nov 17, 2016 06:43

Начальное образование

Начальное образование в Париже и во Франции можно было получить:
- в публичных муниципальных школах, которые полностью содержались на деньги городского бюджета (таких школ, естественно, не хватало на всех);
- в благотворительных бесплатных школах, которые при частичной поддержке муниципалитета содержались либо на средства контор общественного призрения, либо на деньги частных благотворителей (в том числе религиозных организаций)
- в платных частных школах.

Еще в 1833 году по инициативе знаменитого историка Ф. Гизо, ставшего министром образования, был принят закон о народном образовании. По этому закону каждая коммуна Франции была обязана открыть и содержать школу, в которой детей неимущих родителей обязаны были обучать бесплатно. Тогда же стали учреждаться так называемые «нормальные школы», в которых готовили учителей для народных школ.
Закон дал стимул к развитию народного образования во Франции: уже к 1848 г. училось 75% мальчиков и почти половина девочек. Во второй трети XIX века в народных школах произошло значительное расширение образования. Наряду с традиционными предметами начального образования - письмом, чтением, арифметикой - в школах начали преподавать историю, географию, естествознание, основы физики и химии, а также уроки гимнастики, рисования, пения и черчения. В среднем начальное образование длилось 5-6 лет и охватывало детей 6-12 лет, однако многие дети из неимущих семей бросали школу раньше, так как были вынуждены помогать родителям зарабатывать.
В 1860-е годы начали открываться также муниципальные и благотворительные школы для взрослых - некоторые будущие деятели французских секций Интернационала и Парижской коммуны (например, Эжен Варлен) обучались в таких школах, восполняя недополученное в детстве образование.

В годы Июльской конституционной монархии начальное образование во Франции носило преимущественно светский характер (хотя существовали и частные благотворительные религиозные школы и приюты, содержащиеся католическими конгрегациями). В период революции 1848 года министр просвещения Временного правительства Ипполит Карно представил свой проект, вводивший обязательное, бесплатное, светское начальное образование и устанавливавший контроль государства над школьным обучением и учителями. Однако этот проект вызвал резкую критику консервативных и церковных кругов. Католическая церковь добивалась так называемой «свободы преподавания», под которой они подразумевали предоставление церкви и религиозным организациям права открывать школы всех видов без контроля государства.

После переворота 1851 года и установления консервативного режима Второй империи проект церковных кругов был реализован в виде так называемого закона Фаллу, который определил почти на полвека судьбы народного образования во Франции, фактически закрепив за католической церковью и религиозными организациями господствующее положение в системе образования и поставив под контроль духовенства все воспитание детей и молодежи.

Закон Фаллу устанавливал два вида школ: общественные (государственные и муниципальные) и «свободные» (т. е. открываемые частными лицами или организациями, в том числе и религиозными). Муниципальные советы получили право передавать принадлежащие им школы первого типа, т. е. общественные, в руки духовных лиц и конгрегаций. Государственный надзор за частными школами сводился лишь к санитарно-гигиеническому контролю, в то время как над школами общественными контроль по всем вопросам обучения возлагался на мэров и священников. Учителя должны были представлять диплом об образовании или о стаже, дающем право на преподавание, но священники и члены духовных конгрегаций допускались к преподавательской деятельности без диплома. Учащиеся, окончившие церковные школы, приравнивались к выпускникам государственных или общественных школ.
Для надзора над школьным делом и народным образованием в департаментах учреждались «академические советы», в состав которых входили епископ, священники всех культов, префект и несколько чиновников. Общий контроль над народным образованием в стране возлагался на «Центральный совет народного просвещения», заменивший прежний ученый комитет, состоявший из университетских профессоров. Теперь в Центральный совет входили 24 члена, в числе которых было три архиепископа, два духовных лица некатолического вероисповедания, три члена Государственного совета и три представителя частных «свободных» школ. Как отмечала в то время умеренно-оппозиционная республиканская газета «Насиональ», «католическая партия получила от республики то, чего она не могла добиться ни от Июльской монархии, ни даже от Реставрации».



Граф Альфред Пьер де Фаллу (1811-1886), французский историк и политический деятель консервативно-клерикального направления. Карикатура современника.

Ближайшим практическим применением «закона Фаллу» были репрессии против сельских учителей и чистка их рядов от демократической и республиканской интеллигенции. В первые же шесть месяцев после принятия закона Фаллу было уволено до 300 учителей, которые были заменены священниками и членами религиозных конгрегаций. В первые два года после принятия закона Фаллу в стране было открыто церковниками 257 средних школ, из них 13 иезуитских коллежей. Гонениям подверглись и университетские профессора; историк Мишле, известный своими демократическими взглядами, должен был прекратить чтение курса в «Коллеж де Франс».

Таким образом, в народном образовании сложилась несколько парадоксальная ситуация: с одной стороны, количество школ и доступность образования увеличивались и общий уровень грамотности населения довольно быстро рос; с другой стороны, система образования попала под жесткий идеологический церковный контроль. Это вызывало многочисленные протесты; фактически все оппозиционные силы времен Второй империи: от умеренных республиканцев до крайних социалистов - в тот период были едины в своем неприятии закона Фаллу и клерикализации образования. Оппозиционные республиканские и демократические газеты выступали за государственное светское доступное образование. В дальнейшем во время революции борьба за светскую школу стала одной из причин острого конфликта между Парижской коммуной и католической церковью.

Среднее образование

Среднее образование во Франции вплоть до 1870-х годов было только платным и достаточно дорогим; в исключительных случаях особо способные ученики добивались государственных или частных стипендий - не покрывавших, однако, полной стоимости обучения. Существовали государственные средние школы - до 1848 года их именовали «королевскими коллежами», а после стали называть лицеями. Таких государственных лицеев в Париже в середине XIX века было пять, причем каждый имел свою особенную репутацию - например, в некоторых лучше преподавались точные науки, в других гуманитарные. Обучение в лицее длилось обычно 6 лет (причем классы именовались в обратном порядке - с шестого по второй, а последний именовался «классом риторики»; эта система обратного отсчета сохраняется во Франции по сей день). После окончания лицея выпускники, желавшие поступить в университет, должны были сдать государственные экзамены на степень бакалавра. Можно было получить степень бакалавра словесности (которая котировалась ниже) или бакалавра точных наук или обе - в зависимости от этого можно было выбирать в дальнейшем факультет университета. Экзамены на степень бакалавра были сложными и обычно выдерживали экзамен не более половины сдающих; многие молодые люди из провинции приезжали сдавать экзамен на степень бакалавра в Париж, чтобы здесь же продолжить учебу в университете.
К государственным лицеям приравнивались также два католических коллежа, дававшие право сдавать экзамены на степень бакалавра - но, в отличие от государственных лицеев, католические учебные заведения не имели права принимать в старшие классы учеников «со стороны».

Кроме государственных и церковных, существовали различные частные средние учебные заведения. Обучение в них обычно длилось три года (с шестого по четвертый класс) или пять лет (с шестого по второй классы). Соответственно частные средние учебные заведения не обеспечивали право на сдачу государственных экзаменов; чтобы получить степень бакалавра, ученик частной школы должен был в старших классах перевестись в государственный лицей (иногда разрешалось учиться в таких случаях экстерном). Поэтому частные средние школы часто имели неофициальную договоренность с одним из государственных лицеев, куда перенаправляли учеников для дальнейшего обучения.

Ученики средних школ (как государственных, так и частных) делились на «пансионеров» - тех, кто жил в школе на полном пансионе - и «экстернов» или приходящих, которые жили дома и посещали занятия. В разных учебных заведениях соотношение было разным (только в католических коллежах все ученики были обязаны жить на полном пансионе). Пансионеры, проводящие жизнь в стенах закрытого учебного заведения, страстно завидовали приходящим ученикам, а те приобщали их к «цивилизации», принося с воли игрушки, сласти и запрещенные брошюры.
Девочки могли получить только неполное среднее образование в частных и религиозных женских школах; экзамены на степень бакалавра они не сдавали. Однако большинство девочек-подростков из средних социальных слоев получали только домашнее образование, а из низших социальных слоев - почти никакого.

Высшее образование и публичные лекции

Высшее образование французская молодежь могла получить прежде всего в парижском университете (Сорбонне). Университет имел пять основных факультетов: богословский (католической теологии), медицинский, правоведческий, научный и словесный. На научном факультете обучали математиков, физиков и естествоиспытателей; под словесностью понимали и философию, и историю, и изучение живых и мертвых языков. В 1840 году фармацевтов, которых раньше причисляли к медицинскому факультету, выделили в отдельную Фармацевтическую школу. Факультеты имели разную репутацию и обучение на них стоило разные суммы: дешевле всего обходилось обучение на богословском факультете, дороже всего (и выше всего котировалось) - на правоведческом. В парижской Правоведческой школе, располагавшейся на площади Пантеона, ежегодно училось около 3000 студентов со всей Франции; чтобы получить степень лиценциата права, дававшую возможность стать адвокатом (считавшейся одной из самых денежных и престижных профессий), нужно было учиться три года. Юридические факультеты существовали не только в Париже, но еще в восьми городах Франции (в том числе в Тулузе, Гренобле, Страсбурге и др.), но наилучшим считалось образование, полученное именно в Сорбонне: только здесь имелись кафедры римского, французского и конституционного права. Однако далеко не все студенты добирались до должности адвоката, некоторые становились нотариусами или стряпчими (что ценилось гораздо ниже) или вообще не могли закончить курса. Обучение в Медицинской школе Сорбонны длилось четыре года; школа пользовалась огромной славой не только во Франции, но и за ее пределами и ежегодно принимала не только французских, но и иностранных студентов, приезжавших даже из США. Занятия проходили в том же Латинском квартале, в здании на улице Медицинской школы. При медицинском факультете существовали также так называемые Школы здоровья, которые после 1840 года стали называться Подготовительными медицинскими и фармацевтическими школами; они выпускали фельдшеров. В Подготовительные школы можно было поступить без экзамена о звании бакалавра. Акушерок готовили в специальной акушерской школе, где обучение длилось два года. Если на врачей и фельдшеров учили только мужчин, то в акушерской школе, напротив, могли учиться одни женщины. Знаменитый хирург Альфред Вельпо ответил американскому студенту, поинтересовавшемуся, почему мужчинам нельзя попробовать стать акушерами: «они будут чаще делать детей, чем принимать роды».



Фасад главного исторического здания Сорбоннского университета, XVII век. Современное фото

Аудитория Сорбонны была сугубо мужской - высшего женского образования во Франции в это время еще не существовало (женщины из средних классов, желавшие продолжения образования, порой уезжали учиться в Англию или соседнюю Швейцарию, где в это время женщины уже допускались в университеты). Традиционно Сорбонна считалась центром парижского вольнодумства; студенты университета принимали участие практически во всех парижских восстаниях и революциях (хотя выходцы из самых низших социальных слоев, естественно, практически не попадали в университет из-за высокой стоимости обучения и других необходимых затрат).

Высшее образование в Париже можно было получить не только в Сорбонне. Одним из самых знаменитых и престижных учебных заведений Парижа и всей Франции была Политехническая школа, расположенная на улице Декарта. Она была основана в 1795 году. Обучение в Политехнической школе длилось 3 года; успешные выпускники получали право бесплатно продолжить образование в Школе мостов и дорог или горной школе. Однако пансион в Политехнической школе стоил дорого, так что здесь могли учиться только достаточно состоятельные студенты. Несмотря на это, студентов школы постоянно отличал мятежный дух, несколько раз приводивший то к временному закрытию учебного заведения, то к переводу школы на казарменно-военизированное положение. Студенты Политехники были активнейшими участниками революций 1830 и 1848 годов, но… но Парижскую коммуну 1871 года большинство из них не поддержало (в отличие от студентов Университета): возможно, сказался слишком «пролетарский» характер новой революции.

Еще в 1794 году декретом Конверта была основана Нормальная школа (с 1845 года - Высшая нормальная школа), готовившая преподавателей для системы среднего и высшего образования. Существовали еще несколько высших учебных заведений: Музей естественной истории, Школа восточных языков, Школа хартий (основанная в 1821 году для изучения палеографии и архивного дела), Школа изящных искусств, Высшая школа музыки и декламации. Все перечисленные учебные заведения существовали в той или иной степени на средства государственного бюджета (хотя обучение все равно было платным). Были однако и полностью частные учебные заведения. Например, Высшая коммерческая школа готовила торговцев, банкиров, управляющих предприятиями; обучение длилось три года. Другое учебное заведение - Центральная школа искусств и мануфактур была основана в 1829 году коммерсантом Альфонсом Лавалле, в 1857 году он подарил свое детище государству. Обучение было платным и длилось три года. Здесь преподавали точные науки и готовили инженеров различного профиля (среди выпускников этой школы был, в частности, знаменитый Гюстав Эйфель).

При желании парижане могли расширить свои знания в разных сферах науки и искусства благодаря системе публичных лекций, обычно платных, но иногда и бесплатных. Существовали учебные заведения, изначально функционирующие именно как такие «свободные лектории». Самым знаменитым заведением такого рода был Коллеж де Франс, основанный еще в 1529 году по приказу короля Франциска I для чтения бесплатных публичных лекций. С самого начало это заведение мыслилось как конкурент университета; королевские пенсии позволяли ученым работать независимо от Сорбонны. Хотя с конца XVIII века в разное время делались попытки урезать бюджет коллежа или лишить его независимости, он сумел сохранить свою автономию. Лекции здесь оставались бесплатными, и когда их научная ценность соединялась с политической злободневностью, Коллеж де Франс становился центром парижской интеллектуальной жизни. Здесь читали лекции кумиры свободомыслящих парижан: выдающиеся историки Жюль Мишле и Эдгар Кине, горячо отстаивавшие светское образование и протестовавшие против притязаний церкви, знаменитый польский литератор Адам Мицкевич и др. Следует отметить, что Коллеж де Франс был одним из первых заведений, который открыл доступ на публичные научные лекции женщинам. Бесплатные публичные лекции по разным предметам читались также в Консерватории искусств и ремесел, в Ботаническом саду (в специально построенном для этого амфитеатре) и др. местах.

Парижская коммуна и реформы образования

В день провозглашения Коммуны популярная массовая газета «Папаша Дюшен» писала: «Она (Коммуна) займется реорганизацией народного образования, которое Папаша Дюшен считает делом первостепенной важности; ибо как же иначе привить юным санкюлотам привычку к труду, уважение к равенству и преданность революции!»
В составе Парижской коммуны была образована Комиссия просвещения, которую возглавил врач и инженер, член Интернационала бланкист Эдуар Вайян. Одним из первых декретов Коммуны стал декрет об обязательном для всех бесплатном светском начальном образовании. Школы должны были обеспечиваться бесплатными учебниками. Жалованье учителям народных школ (до этого очень низкое) было повышено почти в два раза, а учительницам - почти в четыре раза (таким образом впервые уравнивалась зарплата учителей-мужчин и учителей-женщин).



Мари-Эдуар Вайян (в русской транскрипции иногда Вальян) (1840-1915) - французский политический деятель, член Парижской коммуны, участник Первого и Второго Интернационала

Церковь и церковные конгрегации изгонялись из школы; монахам и священникам запрещалось преподавание; некоторые упорствующие были арестованы. Предметы культа и религиозные изображения должны были быть удалены из школьных помещений, преподавание молитв и догматов запрещалось. Однако реформа столкнулась с серьезными трудностями не только из-за сопротивления церковников, но порой из-за непонимания детей и родителей. Монахи и монахини возбуждали учеников против Коммуны. В некоторых школах дети переставали ходить на занятия; в других новых учителей встречали шиканьем и обструкцией, криками «Долой санкюлотов!» и др. Слухи о таких происшествиях жадно ловились и распространялись версальскими газетами. Несмотря на объявленное повышение жалованья, не хватало кадров светских учителей, которыми можно было бы сразу заменить церковный персонал.

Комиссия просвещения объявила конкурс на проекты и эксперименты в сфере образования. Очень популярной идеей эпохи было «всестороннее образование», включавшее в себя обучение наукам с одновременным получением какой-либо профессии, ремесла, создание так называемых «школ-мастерских». Образование должно быть «всесторонним, то есть развивать в человеке все способности: пытливый ум и умелые руки», - писала активная деятельница Коммуны, учительница Луиза Мишель. Газета «Мститель» Феликса Пиа писала так: «Нужно, чтобы дети к 1880 году, когда они станут взрослыми людьми, умели, с одной стороны, работать - а с другой - свободно говорить и писать. Пусть ребенок с малолетства посещает и школу, и мастерскую - тогда он будет в состоянии с ранних лет зарабатывать себе кусок хлеба, и в то же время разовьет свои умственные способности. Нужно, чтобы рабочий, занимающийся физическим трудом, мог написать книгу, написать ее с чувством и талантом, не отрекаясь в то же время от станка… Когда мы достигнем этого, когда каждый потребитель научится производительному труду и займется общественно-полезным производством, социальная проблема окажется близкой к разрешению». Между тем интерес к реформе всколыхнул как педагогические круги, так и широкие слои населения, до сих пор далекого от вопросов образования. Например, при школе Тюрго было создано общество «Новое воспитание», которое дважды в неделю проводило собрания преподавателей и родителей, которые должны были заняться выработкой новых программ и методов для начальной и средней школы. В рабочих клубах читались лекции, например, на такие темы: «Общечеловеческая мораль и знание - основы всякого национального воспитания».

Окружным комиссиям и муниципалитетам были даны большие права в реализации новых идей просвещения на местах, где-то комиссии действовали быстрее и активнее, где-то медленнее. Например, в одной из округов было введена для всех детей бесплатная прививка от оспы, в целях поощрения родителям платили по 3 франка за привитого ребенка. В другом округе организовали специальный «корпус гимнастов», который должен был заняться физическим развитием молодежи. Создавались приюты для сирот войны, школы художественных ремесел для девушек, ясли-сады для детей дошкольного возраста, бесплатнрые подготовительные классы - вся эта деятельность отличалась крайней пестротой и разнообразием.

Однако из-за войны и нехватки времени все эти проекты так и не были доведены до конца. По тем же причинам средняя и высшая школа остались практически все сферы внимания Коммуны.

исторические материалы

Previous post Next post
Up