На великом и могучем-36: «Энгельс и борьба за социализм сегодня» (Жеронимо де Соуза)

Nov 29, 2020 22:32

Речь Жеронимо де Соузы, генерального секретаря Португальской коммунистической партии, на конференции «Энгельс и борьба за социализм сегодня» (порт., англ.)



27 сентября 2020 года, Voz do Operário, Лиссабон

Я хотел бы сердечно поприветствовать всех вас, участников, от имени Португальской коммунистической партии, на нашей конференции с девизом «Энгельс и борьба за социализм сегодня».

Конференция, которая проходит в рамках празднования второго столетия со дня рождения Фридриха Энгельса, чье мышление, деятельность и наследие выдающегося революционера ПКП с гордостью считает своим собственным в определении и ведении своей собственной борьбы и ежедневное вмешательство для служения рабочим и народу и для построения нового общества - социализма.

Ленин говорил «Вы не можете понять марксизм и полностью высветить его, не принимая во внимания все работы Энгельса».

В этот момент, когда ПКП празднует столетие своего существования, обсуждая актуальность борьбы за социализм, принимая во внимание ее ценную теоретическую и конкретную борьбу, она имеет для нашего партийного коллектива значение, выходящее за рамки признательности, выраженной такому блестящему и необыкновенному человеку, или прославление его работы и вмешательства, это также отражает акт обновления наших обязательств как патриотической и интернациональной стороны для революционного проекта, в который он внес неоценимый вклад.

Жизнь и творчество Энгельса неотделимы от жизни и творчества его друга Маркса. Без его всегда щедрой материальной поддержки и их интенсивного интеллектуального и политического сотрудничества на протяжении четырех десятилетий Маркс не смог бы выполнить работу, которую он нам завещал.

В результате борьбы и теоретической работы обоих рабочий класс и рабочие пришли к теоретическим инструментам, позволяющим им осознавать эксплуатацию, жертвами которой они являются в капиталистическом обществе, и революционное «руководство к действию», которое, трансформируя существующее общество, закладывает основы нового общества, в котором положен конец эксплуатации человека человеком.

Мы называем научным социализмом этот взгляд на теоретико-практический мир в силу объективных основ, которые его устанавливают, нарушая как моральную проповедь, якобы излечивающую горести, от которых страдают угнетенные и эксплуатируемые во всем мире, или, говоря словами Энгельса, «Представление посредством фантазии об идеальном обществе, максимально совершенном». И в явном продолжении коммунизм стал означать «[теоретическое] понимание Природы, условий и общих целей, являющихся их результатом, борьбы, проводимой пролетариатом».

Маркс и Энгельс очень ясно объяснили это в известном Манифесте Коммунистической партии, над которым они работали оба, но в котором Энгельс сыграл ведущую роль в разработке для II Конгресса Союза коммунистов документа «Основные принципы коммунизма», который, он отправит Марксу незаконченным, предложив превратить его в «коммунистический манифест», которым он стал, как мы знаем.

Отправленный в Англию в конце 1842 года для продолжения своего делового обучения в текстильной компании, партнером которой был его отец в Манчестере, Энгельс, который уже изучал работы буржуазных экономистов, социалистических и коммунистических утопистов и приобрел солидные философские знания, смог тесно контактировать с рабочим классом Великобритании, которому он адресовал послание, помещенное во главе книги «Положение рабочего класса в Англии». В нем говорится: «Я хотел видеть вас в ваших домах, наблюдать за вами в повседневной жизни, поговорить с вами об условиях вашей жизни и ваших жалобах, стать свидетелем вашей борьбы против политической и социальной власти ваших угнетателей» .

Этот опыт имел большое значение для более поздней разработки материалистической концепции истории, как он осознал сорок лет спустя, когда писал: «В Манчестере я самым ясным образом осознал, что экономические факты ... существуют, по крайней мере, в современном мире. мир, решающая историческая сила; в котором они образуют основу для возникновения сегодняшних классовых оппозиций; в которой эта классовая оппозиция [...], в свою очередь, является основой формирования партий, борьбы партий и, таким образом, всей политической истории ».

Именно на основе этого опыта Энгельс вскоре сделал вывод (1847 г.): «Коммунизм отнюдь не доктрина, а движение; он основан не на принципах, а на фактах. […] Коммунизм, в той мере, в какой он является теоретическим, является теоретическим выражением позиции пролетариата в этой борьбе [между пролетариатом и буржуазией] и совместным теоретическим осмыслением условий освобождения пролетариата».

Сегодня важно помнить об этих первых шагах к построению материалистической концепции истории, которую Маркс разрабатывал и которую Энгельс считает одним из великих открытий своего друга (другим будет теория прибавочной стоимости), - над которой оба будут работать в тесном сотрудничестве, и представят в совместной работе «Немецкая идеология».

Его написание позволило им, как они указывали, четко осознать свои идеи, из которых мы выделим важную формулировку материалистического тезиса о том, что «не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание».

Из этого тезиса следует хорошо известный очень актуальный вывод о том, что «мысли доминирующего класса являются доминирующими мыслями во все времена, то есть класс, который является доминирующей материальной силой общества, в то же время является его доминирующей духовной силой. Поэтому класс, который имеет в своем распоряжении средства для материального производства, имеет средства для духовного производства, таким образом, мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, в среднем , подчинены ему».

Подчеркивая связь между материальным и духовным производством, между владением средствами материального и духовного производства, Маркс и Энгельс раскрыли объективную основу идеологического господства буржуазии и соответствующего подчинения трудящихся. классов и неизбежно загадочного характера доминирующей идеологии, потому что она служит своему материальному господству.

Отсюда и предостережение Ленина о том, что если «рабочий класс стихийно тянется к социализму», это, тем не менее, «буржуазная идеология, наиболее распространенная (и постоянно возрождающаяся в самых различных формах)», та, «которая наиболее стихийно навязывается рабочим». Отсюда и необходимость «преодолеть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идеологическое, которое является наиболее глубоким и самым мощным».

Поэтому не случайно, что по мере того, как его эксплуататорский характер усиливается и становится все более и более паразитическим, крупный капитал все больше концентрирует в своих руках средства производства и распространение своей идеологии в качестве инструментов для сохранения своего господства над эксплуатируемыми классами.

И именно они, как также писали Маркс и Энгельс, порожденные развитием капиталистического общества, должны «нести все тяготы общества, не пользуясь его благами», в результате «осознания необходимости радикальной революции», что посредством борьбы ведет не только к прекращению господства всех классов, но и к освобождению рабочих от идей и предрассудков, насаждаемых им до сих пор господствующими классами, что делает их способными к «основанию нового общества» .

Но, как подчеркивали Маркс и Энгельс, для «преодоления всех старых форм общества и господства в целом» политически организованные рабочие «должны сначала завоевать политическую власть». Именно это практическое подтверждение, основанное на опыте классовой борьбы, примерно четверть века спустя Маркс и Энгельс на Конгрессе Международной ассоциации рабочих, состоявшемся в Гааге, закрепили в качестве предписания, зафиксированного в Уставе I Интернационала (Международного товарищества рабочих). со следующей формулировкой: «В своей борьбе против коллективной власти господствующих классов пролетариат может действовать как класс, только являясь составной частью отдельной политической партии, отличающейся от всех прежних партий, образованных господствующими классами» и что «При обслуживании владельцев земли и капитала, пользовании их политическими привилегиями для защиты и увековечивания их экономических монополий и подчинении себе труда, завоевание политической власти становится великим долгом пролетариата».

Выполнение этого долга требует единства борьбы и теоретического сознания, как это было ясно выражено Энгельсом в его работе, известной как «Анти-Дюринг», которая представляет собой успешный синтез распространения составных частей его концепций и концепций Маркса в областях философии, политической экономии и социализма.

Энгельс пишет: «Осуществление этого всемирного освободительного акта - историческое призвание современного пролетариата. Углубить его исторические условия - а вместе с тем и его собственную природу - и, таким образом, донести до совести класса, преданного действию - сегодня угнетенного [класса] - условия и характер своего собственного действия: это задача теоретического выражения пролетарского движения, [задача] научного социализма ».

Вопрос, который Энгельс рано начал понимать и выносить на широкую публику в своих статьях, опубликованных в начале 1840-х годов, касается государства, когда он указывал в своих анализах на его классовый характер и его связь с экономическим режимом. Уже тогда Энгельсу было ясно, что в основе государства лежат отношения собственности.

Центральная проблема, которую подчеркнула Парижская Коммуна. Этот опыт позволил Марксу углубить вопрос о политической власти, то есть о том, что рабочий класс будет делать с государством, которое он унаследует от капитализма, и сформулировать центральный тезис о том, что, как он писал в «Гражданской войне во Франции», «Рабочий класс не может просто взять под контроль уже существующую государственную машину и заставить ее работать для своих собственных целей». Эта невозможность коренится в классовой природе буржуазного государства. Как объясняет Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», это «осознание того, что это общество [капиталистическое общество] находится в неразрешимом противоречии с самим собой, которое раскололось на непримиримые оппозиции, от которых невозможно избавиться. Итак, продолжает Энгельс, поскольку эти «классы с конфликтующими экономическими интересами не потребляют себя и общество в бесплодной борьбе, для подавления конфликта и удержания его в рамках “порядка” стала необходима сила, явно стоящая над обществом; и эта власть […] - государство».

Таким образом, государство является инструментом господствующих классов для подчинения и эксплуатации угнетенных классов. Но, как указывает Энгельс, само развитие капиталистического производства поднимает его до уровня, когда «существование этих классов не только больше не было необходимостью, но и стало положительным препятствием для производства. Они упадут так же неизбежно, как и возникли ранее. С ними неминуемо падет государство». И Энгельс заключает с мыслями о будущем: «Общество, которое реорганизует производство на основе свободного и равноправного объединения производителей, бросит всю государственную машину туда, где она принадлежит: в музей антиквариата, рядом с прялкой и бронзовым топором».

Смерть Маркса в 1883 году не прервала сотрудничества Энгельса с другом, отсутствующим физически. Работая с рукописями, оставленными Марксом, Энгельс сказал, что «он снова был со своим старым товарищем». В этой работе основной задачей было редактирование оставшихся книг «Капитала», поскольку Маркс только закончил и опубликовал I том. Первой трудностью и поводом для беспокойства была расшифровка рукописей Маркса, потому что, как он написал другу, «нет никого, кроме меня, кто может расшифровать этот почерк, эти сокращения слов и стиля». Более существенные трудности заключались в незавершенности рукописей II и III томов, поэтому Энгельсу пришлось переписать, выбрать, упорядочить и дополнить несколько отрывков, в частности, III том, при этом со скрупулезным уважением к «духу автора», как он предупреждает. Но такой вклад Энгельса был возможен только благодаря его глубокому знанию творчества и мышления Маркса, результат постоянного научного диалога между ними.

Работая над Книгой III, Энгельс сказал одному из своих товарищей: «Только благодаря этому наша теория получит непоколебимую основу, и мы сможем победоносно сражаться на всех фронтах». Неудивительно поэтому, что работы Энгельса вызывают гнев марксологов самых разных оттенков. Что касается нас, мы подтверждаем вместе с Лениным: «Эти два тома “Капитала” на самом деле являются совместной работой и Маркса, и Энгельса».

Когда Энгельс ушел от нас, капитализм переходил в свою империалистическую фазу. Новая фаза, которая уже была начерчена, и Энгельс все еще анализирует, выявляет и проецирует ее следы в общих чертах, и Ленин будет работать с новым пониманием теории, которую Энгельс основал вместе с Марксом.

Марксистская теория, по своей сути антидогматическая и диалектически связанная с практикой, предполагает постоянное развитие с учетом новых реалий, опыта и знаний. Ленин внес такой значительный вклад в развитие и обогащение теории научного социализма, что его имя по праву ассоциировалось с именем Маркса в выражении «марксизм-ленинизм».

Один из его наиболее значительных и актуальных работ - это анализ капитализма на рубеже 19 и 20 веков, когда конкурентный капитализм уступил место монополистическому капитализму, империализму, а вместе с ним и новой исторической эпохе, эпохе перехода от капитализма к социализму, которую открыла Октябрьская революция.

Это правда, что после 70 лет существования социализм в Советском Союзе потерпел поражение, что открыло дорогу насильственному контрнаступлению империализма. Однако это поражение не стирает ни значительных экономических, социальных и культурных достижений советского общества, доказавших превосходство нового общества, ни незаменимого вклада СССР в великие революционные завоевания 20 века. В год празднования 75-летия Победы уместно подчеркнуть решающую роль советских коммунистов, народа и Красной Армии в спасении человечества от нацистско-фашистского варварства.

Именно в социализме, а не в капитализме, каким бы «гуманизированным» и «зеленым» его не пытались преподнести, лежит будущее Человечества.

Углубление структурного кризиса показывает, что капитализм не только неспособен решить проблемы рабочих и народов, но и имеет тенденцию усугублять их и втягивать мир в ужасный социальный и цивилизационный регресс, в котором вырисовываются огромные опасности и темные страницы, от которых человечество уже столько выстрадало.

Несмотря на дистанцию во времени, которая отделяет нас от блестящих работ Маркса, Энгельса и Ленина о капитализме, его природе, функционировании, противоречиях и структурном кризисе, факт в том, что реальность подтверждает такие фундаментальные тезисы и анализ марксизма-ленинизма, как:
- обострение главного противоречия капитализма - между общественным характером производства и частной собственностью на средства производства;
- тенденция к снижению нормы прибыли из-за изменения органического состава капитала, которая усилится в контексте инструментализации новых технологий для увеличения капиталистического накопления;
- относительное (и даже абсолютное) обеднение с неуклонным снижением доходов от работы и увеличением армии безработных;
- финансиализация экономики с растущим преобладанием спекулятивных динамик, сдерживающих производственные инвестиции и увеличивающей масштабы циклических кризисов перепроизводства;
- неравномерное развитие капитализма, которое является корнем нынешних противоречий внутри империалистического лагеря и элементов сложного процесса переустройства на международном уровне;
-усиление паразитического, агрессивного и криминального характера капитализма с гонкой вооружений, милитаризацией космоса, распространением конфликтов, политикой вмешательства и войны, системной коррупцией и демонстрацией преступной деятельности и торговли людьми;
- хищнический характер капитализма из-за анархии производства и преобладания прибыли в производственных отношениях, усиленный политикой колониальной и империалистической экспансии- истинные корни растущего разграбления природных ресурсов и деградации окружающей среды;
- и, наконец, наконец, взаимосвязь между усилением эксплуатации, репрессий и национального угнетения, неотделимыми друг от друга явлениями, которые лежат в основе других, таких как рост крайне правых настроений, расизм и ксенофобия.

Факт в том, что даже принимая во внимание огромную способность к восстановлению, которую капитализм уже доказал; несмотря на продолжающиеся обширные маневры по развитию новых направлений капиталистического накопления, особенно в технологической и экологической областях; и не игнорируя плотную идеологическую завесу лжи, дезинформации и манипуляций, направленную на сдерживание борьбы рабочих и народов и их политической и идеологической осведомленности; факт, как я уже сказал, состоит в том, что реальность показывает не только настоятельную необходимость, но и значительную совокупность объективных факторов для развития борьбы, для прогрессивных и революционных преобразований.

Пандемия Covid-19 еще больше высветила эту проблему. Она ускорила и углубила тенденции, причины которых лежат в основе структурного кризиса капитализма.

Глубокие капиталистические противоречия обнажаются еще больше, а догмы дикого капитализма, который некоторые называют неолиберализмом, рушатся, когда мы видим, как великие державы погружаются в хаос и глубокие социальные конфликты, как в случае США. Пандемия действительно очень грубо обнажила бесчеловечное лицо капитализма. Именно эта эксплуататорская, деспотическая и бесчеловечная природа определяет, что в тени пандемии крупный капитал начинает новую волну централизации и концентрации капитала, используя пандемию как предлог для усиления эксплуатации рабочих и рабочих. неоколониалистское угнетение народов, таким образом пытаясь еще больше разбалансировать распределение богатства во всем мире в пользу капитала. Та же самая природа лежит в основе теорий «новой нормальности», с помощью которых они пытаются создать новую, более репрессивную структуру социальных и политических отношений, где индивидуализм, изоляция, отсутствие коллективных перспектив, страх, репрессии конформизм, разделение прав и мракобесие используются для того, чтобы перечеркнуть десятилетия достижений в сфере труда - включая само понятие трудовых отношений - социальных, культурных и демократических прав.

В то же время усиливается гонка вооружений, множатся источники напряженности, вмешательства и агрессии против суверенных государств, а наиболее реакционные и агрессивные секторы империализма все чаще делают ставку на фашизм и войну как на «выход» из непримиримых противоречий капиталистической системы.

Но реальность, как часто говорил Энгельс, всегда сильна. Классовая борьба, которую правящий класс хотел бы "изолировать", существует и обостряется. Везде продолжается борьба рабочих и народов. Борьба, которая, сталкиваясь с большими опасностями и по своей сути являясь сопротивлением и сбором сил, одновременно содержит большой потенциал для прогрессивных и революционных преобразований. Требование революционного преодоления капитализма как никогда актуально и необходимо. Перспектива -это социализм и коммунизм.

Человечество не может позволить себе систему, которая по-прежнему обрекает более миллиарда человек на крайнюю нищету; из-за которой сотни миллионов людей не имеют доступа к работе; которая по-прежнему не решает таких проблем, как болезни, которые можно предотвратить, отсутствие жилья и здорового питания, права на здравоохранение, благополучие, образование или культуру.

Реальность показывает, что капитализм не является, не может быть и не будет концом Истории!

Как и все предыдущие системы, это преходящий способ производства, и революционное преодоление его непримиримых противоречий является требованием общественного развития.

Однако, как уже сказали основатели марксизма, не стоит ожидать, что капитализм падет сам собой.

Его преодоление неотделимо от сознательного участия рабочих и народов, их единства, организации и борьбы в процессе социальных преобразований, то есть выполнения исторической роли рабочего класса и его союзников.

Преодоление, которое требует и нуждается в сильной и постоянно укрепляемой Коммунистической партии, учитывая ее авангардную роль в тесной связи с рабочими и народом

Партия, оснащенная теоретическими инструментами, завещанными Марксом, Энгельсом и Лениным. Партия, которая действует и борется постоянно и ежедневно, отстаивая интересы рабочих и людей.

Актуальность социализма и его необходимость как решения проблем народов требует принять во внимание широкий выбор решений, стадий и фаз революционной борьбы.

Необходимо учитывать, что не существует «моделей» революций или «моделей» социализма, как всегда утверждала ПКП.

В условиях Португалии социалистическое общество, которое ПКП указывает нашему народу, проходит стадию, которую мы охарактеризовали как развитую демократию, фундаментальное определение которой основано на концепции, согласно которой демократия одновременно является политической, экономической, социальной и культурной.

В своей Программе «Развитая демократия - ценности Апреля для будущего Португалии» ПКП считает, что реализация такого проекта представляет собой процесс глубоких преобразований и развития, которое отвечает конкретным потребностям португальского общества и объективно соответствует интересам всех рабочих и всех антимонопольных классов и социальных слоев.

Проект, который в равной степени неотделим от борьбы, в которой мы сейчас участвуем, за материализацию патриотической и левой политики, воплощающей эту конструкцию, в процессе, который последовательно интегрирует набор задач борьбы.

С глубоким убеждением, социализм проецирует себя и материализуется в будущем народов, празднующих 200-летнюю годовщину со дня рождения Фридриха Энгельса, мы подтверждаем непоколебимую решимость ПКП в борьбе за то, чтобы социализм стал реальностью завтрашнего дня португальского народа.

Мы уверены, что благодаря этой Конференции мы станем более сильными и осведомленными в результате плодотворных вкладов, которые появятся здесь, чтобы проложить наш путь, мы желаем всем вам хорошей работы.

Да здравствует освободительная борьба рабочих и народов!

основоположники, на великом и могучем, ПКП, Энгельс

Previous post Next post
Up