Oct 05, 2014 06:19
Всех обстоятельств кризиса и переворота за один раз коснуться трудно, а вот юридическую сторону вопроса стоит напомнить:
(1) На момент издания печально известного "Указа №1400" в РФ действовала Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными поправками, делавшими ее похожей на лоскутное одеяло, в которой слово "социалистический" могло появиться где-то между абзацами о защите частной собственности. Тем не менее, некоторые вещи там были прописаны четко.
(2) Высшим органом власти РФ по действовавшей на тот момент конституции являлся Съезд народных депутатов; в частности, к его исключительному ведению относились принятие и внесение дополнений в конституцию и отрешение президента от должности; он же избирал более узкий по составу орган - Верховный Совет и давал согласие на назначение главы правительства (председателя Совета министров).
(3) Президент, еще не обладавший почти монархической властью, которую предоставила ему конституция 1993 г., являлся "высшим должностным лицом Российской Федерации и главой исполнительной власти в Российской Федерации" и имел право назначения министров (с Верховным Советом согласовывалось утверждение главы правительства, а также министров обороны, иностранных дел, внутренних дел и безопасности).
(4) В конституции были прямо прописаны положения "Президент Российской Федерации не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации", "Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно" и "Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации". Было там и положение "Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации или одной из его палат." - но, очевидно, при "роспуске" президентом законных органов власти даже эта процедура не требовалась - указ №1400 юридически приводил не к роспуску ВС и СНД, а к немедленной отставке самого Ельцина/
(5) Именно это после издания "указа №1400" и произошло - сначала неконституционность указа и прекращение полномочий Ельцина зафиксировали Президиум Верховного Совета и Конституционный суд, затем подтвердил Съезд народных депутатов, передавший полномочия вице-президенту Руцкому.
(6) Всё последующее - это силовой захват власти гражданином Ельциным Б.Н. Почему такой захват был удачен - известно еще со времен работы "18 брюмера Луи Бонапарта": при формальном верховенстве законодательной власти над исполнительной в действительности исполнительная обладает куда большим набором инструментов, включая контроль над армией и полицией.
(7) В итоге получилось издевательство над демократией (незаконный роспуск ВС, утверждение новой конституции большинством голосовавших, но не большинством избирателей), над парламентаризмом (пономочия нового парламента были сильно урезаны в пользу президента) и федерализмом (распущены были не только ВС и СНД РФ, но и - уже после разгона ВС, 9 октября - местные советы, и на какое-то время, до первых выборов губернаторов и областных дум/заксобраний, вся власть в областях перешла к назначаемым сверху главам администраций).
(8) Выводы насчет людей, ностальгирующих по "демократии" 1990-х, делаем сами.
Ельцин,
ликбез по субботам