Субботний/воскресный ликбез-69: XX съезд КПСС и "разоблачение культа личности"

Feb 14, 2016 23:47

В массовом сознании официальное осуждение деятельности Сталина в СССР связывается прежде всего с XX съездом КПСС. Действительность несколько сложнее - фактически официальным персонажем истории он был объявлен после незаслуженно забытого XXII съезда КПСС (1961 г., пик влияния Хрущева), однако и происходившее до, во время и после XX съезда заслуживает внимательного рассмотрения.

Само словосочетание «культ личности» начало употребляться еще до XX съезда, в рамках подготовки идеологической кампании (при этом одновременно в 1955 г. Хрущев принял участие в открытии памятника Сталину в Праге).
Подготовка доклада о пересмотре дел репрессированных в 1930-е годы началась до съезда (в декабре 1955 г. была создана комиссия во главе с Поспеловым, задачей которой был пересмотр дел репрессированных делегатов XVII съезда партии - т.е. высшего и среднего руководства СССР на момент начала массовых репрессий), тем не менее его результаты не вошли в основной документ, зачитанный на съезде Хрущевым как высшим должностным лицом партии - отчетный доклад ЦК съезду партии (см. тут).
Такие доклады, зачитываемые на каждом съезде, представляли собой отчет ЦК (органа партии, избираемого на каждом съезде и собиравшемся на пленумы раз в несколько месяцев) съезду - по уставу высшему органу партии, собиравшемуся с интервалом уже в несколько лет. Таким образом, Хрущев отчитывался от лица руководства партии, избранного еще при Сталине - на XIX съезде КПСС в 1952 г.
В этом докладе, зачитанном Хрущевым в день открытия съезда, 14 февраля 1956 г., лично Сталин осужден не был, о «культе личности» (в последующее время - эвфемизм для осуждения политики Сталина в целом) говорилось лишь в таких обтекаемых фразах:

«Борясь за всемерное развитие творческой активности коммунистов и всех трудящихся, Центральный Комитет принял меры к широкому разъяснению марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. ЦК решительно выступил против чуждого духу марксизма-ленинизма культа личности, который превращает того или иного деятеля в героя-чудотворца и одновременно умаляет роль партии и народных масс, ведет к снижению их творческой активности. Распространение культа личности принижало роль коллективного руководства в партии и приводило иногда к серьезным упущениям в нашей работе.
В нашем партийном гимне «Интернационал» есть такие слова: «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Эти проникновенные слова правильно, по-марксистски отражают роль масс, роль коллектива. Народ, руководимый партией, вооруженной марксистской теорией, - вот великая и непреоборимая сила, творец новой жизни, творец истории».

20 февраля 1956 г. этот доклад был официально одобрен съездом, при этом создана комиссия по подготовке постановления съезда об итогах работы ЦК, утвержденный в итоге 24 февраля и содержащий насчет культа личности и «восстановления ленинских норм партийной жизни, развития внутрипартийной демократии, внедрения принципов коллективного руководства» столь же обтекаемые формулировки.
И лишь в последний день последовала реализация обещанной «внутрипартийной демократии» - в последний день работы съезда, после принятия основных его резолюций, Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях», содержавший не только политическую критику, но и грубые личные нападки на Сталина (вплоть о известного «руководил войсками по глобусу»).
Среди высшего руководства партии имелись разные мнения насчет Сталина - при обсуждении работы комиссии Поспелова в защиту Сталина высказывались Молотов, Каганович, с оговорками - Ворошилов, против - Микоян, Сабуров, Шепилов и даже Маленков.
Тем не менее доклад «О культе личности» в окончательной версии был подготовлен лично Хрущевым и даже члены Президиума ЦК получили его текст утром 25 февраля, когда он и был зачитан.
Текст доклада в итоге не появился в открытой печати, хотя в официально изданном отчете упоминалось о самом докладе и о постановлении съезда, одобрившем его, в таком виде:



Такая секретность (при том, что содержание доклада до членов партии доводилось) привела к ожидаемым результатам - доклад попал на Запад и стал распространяться уже как антикоммунистическая пропаганда.
В итоге, официально был опубликован не этот доклад, а лишенное личных нападок Хрущева постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», опубликованное в «Правде» 2 июля.

Сколь много оснований имел для критики Сталина Хрущев, стало ясно потому, что, безотносительно различия взглядов на Сталина, вскоре (1957 г.) после него объединилось большинство Президиума ЦК - 7 членов из 11 (Молотов, Каганович, Маленков, Булганин, Ворошилов, Сабуров и Первухин) (сохранить пост ему удалось при поддержке большинства ЦК, при этом имевший давние счеты к противникам Хрущева Жуков сыграл решающую роль, но вскоре также был смещен), в руководстве партии вплоть до начала 1960-х шли непрерывные перестановки, а вместо разрыва с Югославией, вину за который Хрущев возложил на Сталина последовал сначала разрыв с Албанией (1961 г.), а затем ухудшение отношений с Китаем, достигшее пика к 1963 г., а сам Хрущев к 1964 г. перестал удовлетворять даже своих бывших сторонников, которыми и был смещен.
Окончательным торжеством антисталинизма стал уже XXII съезд партии, на котором Молотов, Маленков и Каганович, в 1957 г. переведенные на незначительные хозяйственные должности, были исключены из партии, было принято решение о выносе тела Сталина из Мавзолея (реализованное с такой же секретностью, как и доклад Хрущева на XX съезде), переименованы названные в честь Сталина объекты (названные в честь него улицы сохранились только в Грузии и Северной Осетии).
Более того, именно с XX съездом связано вычеркивание имени Сталина даже и художественных произведений, где упоминалось его имя - о масштабах явления можно судить по письму в целом антисталински настроенного Константина Симонова, от которого редакторы потребовали убрать упоминания Сталина из его книг: http://www.hrono.ru/libris/lib_s/simonov36.php
Отдельно стоит сказать о роли Суслова - несмотря на то, что с его именем часто связывают смягчение официального отношения к Сталину во времена Брежнева, однако в хрущевском «разоблачении культа личности» Суслов принимал активное участие - при Брежневе же вызывающий споры даже среди высшего партийного и государственного руководства вопросе (среди «просталински» настроенных руководителей СССР брежневской эпохи можно назвать Устинова, антисталински - Пельше и Подгорного) предпочел просто замолчать тему.

субботний ликбез, Сталин, КПСС

Previous post Next post
Up