Apr 30, 2017 16:26
1 мая в разных
В связи с периодически попадающимися призывами отменить празднование 1 мая в странах бывшего СССР (Вятрович и компания), отменой его на деле (Узбекистан и Туркмения - вскоре после распада СССР, или выхолащиванием его сущности («День весны и труда» вместо Международного дня солидарности трудящихся в РФ; в Казахстане в этот день и вовсе «День единства народов Казахстана») стоит напомнить, как этот праздник появился и где его празднуют, а где - нет.
1 мая, во многих странах (в т.ч. англоязычной культуры) бывшее традиционным неофициальным праздником весны, сопровождавшимися гуляниями, впервые сделали днем за права рабочих (на тот момент - за восьмичасовой рабочий день) рабочие Австралии в 1856 г. - в этот день ежегодно организовывались однодневные забастовки и демонстрации с этим требованием.
В 1886 г. такие демонстрации решили провести радикальные рабочие организации США (марксисты на тот момент были там малочисленны, основную часть демонстрантов составляли анархисты) - больше всего (40 из 350 тысяч по всей стране) демонстрантов вышло в Чикаго, где забастовка с требованием 8-часового рабочего дня продолжилась и после 1 мая. 3 мая к одному из чикагских заводов прибыли штрейкбрехеры - участники забастовки встретили их митингом, который был разогнан полицией с применеием оружия - погибло 4 человека. В ответ чикагские анархисты призвали рабочих Чикаго выйти на митинг 4 мая на площадь Хеймаркет. Часть листовок, призывающих на митинг, содержали призыв вооружаться, однако сам митинг почти до конца проходил мирно; уже поздним вечером на митинг прибыла полиция, руководитель которой приказал участникам митинга разойтись. После этих слов в полицию неустановленным лицом (предположительно провокатором полиции или специализировавшегося на борьбе с профсоюзами частного детективного агентства Пинкертон) была брошена бомба, один полицейский погиб на месте, несколько были тяжело ранены. После этого полиция открыла огонь по толпе, при этом в темноте понеся потери и от «дружественного огня» - в итоге всего погибли 7 полицейских и не менее 4 (по некоторым данным, до нескольких десятков) рабочих, десятки с обеих сторон были ранены.
После этого начались преследования рабочих организаций, арестованы были несколько сот человек, которых заставляли давать показания друг на друга с целью доказать вину организаторов митинга в мятеже. Это сопровождалось и истеричной кампанией в прессе, которая носила не только антипрофсоюзный, но и шовинистический (среди рабочих Чикаго было много немецких и чешских иммигрантов).
В итоге в 1887 г. были осуждены 8 человек - Август Спис, Альберт Парсонс, Адольф Фишер и Джордж Энгель были казнены 11 ноября 1887, приговоренный к смерти Луис Лингг покончил с собой перед казнью, Михаэль Шваб и Самуэль Филден подали прошение о помиловании, после чего смертную казнь им заменили пожизненным заключением, Оскар Неебе приговорен к 15 годам тюрьмы.
После смены власти в штате Иллинойс в 1893 г., новый губернатор Альтгельд помиловал Филдена, Неебе и Шваба и обвинил в событиях на Хеймаркете и последующем суде предыдущую администрацию.
В 1889 г. Парижский конгресс II Интернационал постановил отмечать 1 мая 1890 г. как День международной солидарности трудящихся.
В итоге под давлением рабочего движения (и усилиями как коммунистических, так и социал-демократических партий, пришедших к власти или входивших в правительственную коалицию) в промежутке между мировыми войнами этот праздник стал государственным почти во всех странах Европы. В Российской империи с конца XIX века рабочие отмечали праздник однодневной забастовкой и демонстрациями, неоднократно разгонявшимися полицией и войсками, или нелегальными загородными маевками. Уже Временное правительство под давлением Советов сделало этот день (18 апреля по старому стилю в 1917 г.) нерабочим, а в РСФСР и затем в СССР он праздновался как двухдневный праздник (вначале - День Интернационала, затем - День международной солидарности трудящихся), став одним из главных государственных праздников вместе с 7 ноября.
Также стали отмечать 1 мая и в большинстве стран, освободившихся от колониальной зависимости - как проамериканские национал-реформисты вроде апристов, АД и т.д., так и склонявшиеся к СССР немарксисткие «социалистические» режимы в своей риторике уделяли внимание рабочим.
В рамках собственной социальной демагогии, 1 мая сделали праздником «национального труда» даже немецкие нацисты, а после войны, в 1955 г. 1 мая посвятила святому Иосифу (считающемся покровителем рабочих) католическая церковь.
Однако в самих США 1 мая так и не стало государственным праздником; реформистское профобъединение «Рыцари труда» в те же 1880-е годы добилось установления другого Дня труда - первого понедельника сентября - как государственного праздника сначала в отдельных штатах, а с 1894 г. - как федерального праздника; после этот же день стал государственным праздником и в Канаде. Другие развитые страны, где 1 мая официально не празднуется - Япония (однако там он приходится на промежуток между местными государственными праздниками и является выходным; отмечается профсоюзами и левыми партиями), Австралия (разные Дни труда в разных штатах, в Квинсленде и Северной территории - 1 понедельник мая), Новая Зеландия (четвертый понедельник октября; дата связана с местной борьбой за 8-часовой рабочий день). В Великобритании первый понедельник мая является выходным как традиционный майский праздник, официально не связанный с борьбой за права трудящихся. В этих странах 1 мая отмечается левыми той или иной степени радикальности, и в США на волне антикоммунистической истерии после Первой мировой войны этот день стал на официальном уровне «Днем американизации», а с 1958 года - «Днем лояльности» (не выходной день) с противоположным, антикоммунистическим смыслом.
В Дании и Южной Корее 1 мая не является государственным праздником, однако в Дании на большинстве предприятий является выходным днем по условиям контракта между хозяевами и профсоюзами, а в Южной Корее - общенациональным выходным днем.
За исключением же англоязычных стран со своими «Днями труда» (а также редких исключений вроде Нидерландов, где праздник также отмечается левыми, и части кантонов Швейцарии), отсутствие празднования 1 мая ассоциируется преимущественно с режимами откровенно правого толка - так, запрещено празднование 1 мая было в Испании при Франко и в Португалии при Салазаре (теперь - государственный праздник в обеих этих странах), в Турции и Индонезии 1 мая было исключено из числа государственных праздников при военных диктатурах Эврена и Сухарто (в 2010-е годы восстановлено там и там), никогда не было праздником 1 мая в арабских монархиях, жестоко преследующих всякое рабочее движение; в 1977 г. оно перестало быть праздником после прихода к власти правых в Израиле, однако по-прежнему широко отмечается не только радикальными левыми, но и социал-демократами и мейнстримными профсоюзами. Лишь с 1994 г. 1 мая является государственным праздником в ЮАР - при режиме апартеида его празднование было запрещено.
В постсоветских странах большинство правительств выхолостило сущность 1 мая как праздника борьбы трудящихся, однако отменено празднование было лишь в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане (с 2016 г.), Грузии и Азербайджане (в Казахстане и Эстонии - убрано всякое упоминание праздника с трудом вообще, «День единства народов» и «День весны» соответственно; в Литве праздник отменялся, затем был восстановлен).
субботний ликбез,
праздники,
рабочее движение