У меня странное отношение к Гришковцу. С одной стороны, я понимаю, что то, что он делает едва ли не последний оплот аристократизма и праздник интеллекта в нашей стране. С другой, я еще помню те времена, когда Гришковец был у меня во френдах и я ночами спать не мог, боясь, что он в очередной раз напостит прямо мне во френдленту. Понятное дело, что я не смогу ничего написать о книге, пока не переберу по косточкам всю историю моего к нему отношения.
Я помню, как на какой-то тусовке, ближе часам к пяти утра все, поняв, что спать им уже бестолку, уселись смотреть Гришковца. Я принципиально в этом участвовать отказался. Однако, где-то через пятнадцать минут, проходя мимо голубого экрана, выхватил пару фраз из контекста. И они мне понравились. В общем, я так и просидел на каком-то чуть ли не двуногом табурете весь спектакль, боясь пошевелиться. Миры Гришковца закрутили меня в обилии бытовых деталей и понесли куда-то, к картавому хэппи-энду.
После того раза я посмотрел пьесу "ОдноврЕмЕнно" раз, наверное, десять. Я посмотрел ее сначала со всеми друзьями, потом с друзьями их друзей, на куче тусовок, с родителями, с собакой моих соседей и еще найденным на улице тотемом неизвестного мне божества. Тотем оказался единственным, кто на пьесу не отреагировал.
При этом у кого ни спрашивал:"Слышал про Гришковца?", все отвечали: "Конечно! Дурацкую передачу по СТС ведет." Меня это жутко бесило. "Дайте вы ему шанс! - хотелось сказать им мне. - Сядьте и посмотрите его полуторачасовую пьесу. Тогда вы хоть что-то поймете."
Потом я посмотрел другие пьесы. Они оказались не такими интересными.
"Планета" показалась мне слишком неадекватной. Еще бы, женатец Гришковец повествует о холостой жизни.
"Как я съел собаку" раздавила меня своим реализмом и отсутствием тонкости интеллектуала в повествовании.
Оказалось, что Гришковец еще и поет. Ну, поет, скажем прямо, и не поет вовсе; старательно картавит что-то. К тому же после почти эпического "ОдноврЕмЕнно" трехминутные песенки кажутся так, козявками в носу.
А еще Гришковец оказался писателем. Я, честно говоря, не помню про что "Реки", но мне запомнилось, что атмосфера книги та же, что и у "Как я съел собаку". Та же сибирская выдержка и крепкая мужская грусть.
Книга "Рубашка" оказалась совершенно иной. Тут нужно остановиться поподробнее, потому что "Рубашка" - прямой, почти как кишка, предок "Асфальта". Герои там почти одинаковые, обстановка тоже. В чем разница - об этом и разговор.
Перед тем, как окончательно передать слову тому, что с ножом, замечу, что стоит трижды подумать, прежде чем добавлять жж Гришковца себе во френды. Потому что рано или поздно, желая отдохнуть и развлечься, почитав своих френдов, ты начинаешь, увидев очередной гигапост Гришковца, ныть: "Опять?", а, читая, понимать, что то же самое можно было сказать и в двух словах.
Но, странное дело, когда уже решился прочитать очередную его мазню, к концу возникает легкий голод: хочется еще его мыслей.
- Только что дочитал эту муру. Джексон оказался женщиной! Авантюристкой!
Художественный фильм "3+2"
Название: Асфальт
Автор: Евгений Гришковец
Год: 2008
Жанр: Хронологические тары-бары за кухонным столом
Прежде всего, надо заметить, что книгу Гришковцу стоило писать в двух томах. Потому что ровно посередине книги вдруг как будто какой-то тумблер вот так:"Щелк!" и все становится совершенно иначе. Более того, тень событий, которым посвящена первая половина книги похожа на брызги от водяного пистолета, которым пытались застрелить кашалота. Никчемные, впопыхах наставленные в случайных местах заметки. Просто чтобы никто потом не сказал, что непонятно к чему первая часть книги была.
И все-то персонажи у него такие утонченные, все интеллектуалы. Ну а те, которым интеллектуалам быть не положено, просто не открывают рта. И все крутится и пляшет вокруг этих отношений. Почти нет ссор, нет яростных споров. Ничего интересного, одним словом.
Мир героя Гришковца - это дорогое пальто, умные книжки, радиопередачи о культуре и деловая Москва. Веет от всего этого какой-то теснотой и скукой. Серая повседневность отталкивает в своих никчемных, фирменных гришковецких, деталях.
В мире, где почти нет злодеев, нет и самого главного - напряженности в повествовании. Лениво так ворочаются мысли в голове главного героя, а мы наблюдаем за всем этим, периодически поглядывая на часы.
Я не удивился тому, что многие, кто пытался эту книгу осилить, бросали ее на середине. Я и сам бы бросил, если бы не дочитал до конца. Дело в том, что с середины книги Гришковец, вместе со своим героем, оживает. Оживает и читатель. Я, например, как только вся эта котовасия завернулась, как нашинкованное мясо в лаваш, уже не смог оторваться от книги, пока все не закончилась. До последнего момента проблемы героя были моими проблемами. И вместе с его облегчением, наконец, выдохнул и я, подумав:"А все не так плохо". Тут нельзя не провести параллель с первой частью книги, где я тоже, как оказывается, сильно сопереживал герою и потому его безвыходная ситуация дарила мне горы дурного самочувствия каждый день.
Игнорировать личность Гришковца невозможно. Его можно увидеть в Прожекторепэрисхилтон, где он улыбается сквозь линзы очков, молчит и пьет чай, небритый весь. Или в "Школе злословия", где ему разве что шарфик не поправили, а так - чаем и плюшками угостили, да еще и выслушали.
К тому же он уверенно держится на третьем месте в топе жж. Сразу после гуру репортеров/фотографов/журналистов и тролля всея Руси. Этот факт - косвенный намек на то, что в нашей стране треть - это забуржуевшиеся театралы, не способные написать ничего, кроме "Евгений, мы вас любим" в коментах к посту о смерти Трахтенберга. Тянущиеся к прямому и мужественному сибиряку.