Мне казалось, что все ценители-любители цикла уже и так в курсе, но за последние несколько дней этот вопрос мне задали несколько человек из, казалось бы, давних френдов и читателей. Впрочем, каюсь, я не помню обо всех, кто когда пришел - кто до истории с переизданием, кто после... Плюс имеется некая путаница в головах пока-еще-не-ценителей: например, в какой-то вконтактовской группе, анонсирующей новинки ФиФ, я видела объявление о выходе азвоздама, где он был поименован четвертым томом цикла, где вторым и третьим были названы Натура и Утверждение. Плюс по ссылке в топике на Флибусте меня вынесло на
обсуждение на Фантлабе, где многострадальная Конгрегация также обсуждалась в теме книгоиздания. Посему напишу это отдельным постом.
Даже если не все заинтересованные лица этот пост увидят - потом, если меня спросят, мне не придется в сотый раз рассказывать одно и то же, а можно будет просто кинуться ссылкой.
Итак, давным-давно в далекой галактике был принят к изданию первый том Конгрегации. Издавать ли цикл - тогда еще руководство издательства не решило, поэтому первая книга шла сама по себе, с возможностью сделать "на этом всё, дорогие наши читатели", если книга не пойдет. В процессе работы над первым томом издание цикла все-таки решили запустить, и сделать его постановили индивидуальной серией, с оригинальным нестандартным оформлением, на хорошей белой бумаге. Себестоимость одной книги, что вполне понятно, при этом несколько выросла. Когда обложка к первому тому уже была готова, когда книга уже была отпечатана и ожидала отправки в магазины - высшее руководство вдруг решило, что обложка ему не нравится. Поэтому Ловца в типографии задержали, а к нему отпечатали суперы. Что, разумеется, еще больше повысило цену книги.
Разошлись книги плохо.
Кроме обычного "патамушта книшки говно, писать надо лучше", причин нашлось несколько, и каждый выбрал себе свою по вкусу, и на ней стоит.
Кое-кто из коллег-авторов полагает, что причиной тому пираты. Кое-кто из издательства - тоже. Мол, кто пойдет покупать книгу, которую можно скачать.
Мое ИМХО - мимо. Как ни крути, а в итоге книги малоизвестного автора со странной, необычной обложкой попали в магазины по ценам, сравнимым с ценами на подарочные издания мэтров. Читатели видели ценники и под восемь сотен (я просила купивших писать мне, где купили и почем, и сводки приходили такие, что волосы вставали дыбом). Основными покупателями были люди, читавшие текст еще в сети и ждавшие издания, и процент купивших наугад или по рекомендации для первого знакомства был довольно невелик.
С этим самым первым знакомством были немалые проблемы не только по причине высокой цены, но и по причине оформления, не привычного среднестатистическому представителю целевой аудитории. Забегая вперед, замечу, что к этому выводу пришли и в издательстве, проведя небольшое расследование на эту тему. Во-первых, книги в магазинах часто ставили на полки к всевозможной "интеллектуальной прозе", рядом с Эко, Сэлинджером, Маркесом и тому подобными товарищами. Разумеется, любитель типичного фэнтези, желая почитать просто фэнтези, в поисках новенького-интересного туда просто не смотрел. Во-вторых, даже стоя на полке с фэнтези-собратьями, книги многих просто отпугивали своими обложками. Да, я отношусь к тем, кто сожалеет о потере "серой серии", но увы, это так. Отзывов, в которых были слова "если б не рекомендация Имярека - ни за что не купил бы книгу с такой обложкой" и "давно видел, но обложка отпугивала" было не счесть. Люди не знали, чего ждать под таким оформлением, но подсознательно подозревали какую-то бессюжетную псевдофилософскую заумь, рядом с которой ранний Пелевин - образец чОткости и реалистичности.
Отдельным пунктом отмечу тот факт, что я так и оставалась широко известным в узких кругах автором, о котором я и сейчас часто вижу комментарии в обсуждениях "Попова? Конгрегация? Не, не слышал, а это про что?". То есть, за пределами узкой тусовки и ее окрестностей обо мне тупо не знали (и не знают).
В таком режиме мы дотянули до четвертого тома, после чего печальный редактор отписался мне в том духе, что с идеей дождаться пятой книги лучше начинать прощаться: книги уходили со скрипом. Я сообщила заинтересованным читателям, что пятого тома не будет, и махнула на него рукой. И вот, спустя какое-то время, один из читателей радостно пришел ко мне со ссылкой на анонс АСТ, в каковом анонсе пятый том стоял в планах на следующий месяц. Поднялся небольшой шум, я бросилась писать редактору с вопросом "чо ваще происходит у вас там?"... Можно сказать, что пятый том и цикл вообще спасли криворукие одмины АСТовского сайта :) Или кто там у них наполняет сайт контентом...
Выяснилось, что в анонс Натуру запихнули из старой базы данных, но в новых планах на издание ее, естественно, как не было, так и нет. Воспользовавшись поднявшимся шумом (ибо уже набИжали читатели с вопросами "да ладно?! издадут?! дайте!"), мой редактор насел на начальство и начал зудеть ему в уши - давайте попробуем все-таки, а то неловко получается-то. Поломавшись, начальство согласилось, но решило пойти своим путем.
Серию было решено перезапустить, начиная с первого тома. Сменить обложку на более привычную. Сменить название цикла: по итогам опросов выяснилось, что среднестатистического читателя отталкивает слово "Конгрегация". Среднечитатель не знает, что значит это слово, оно его пугает, и интереса к тексту не возникает, а скорее наоборот. К слову, "По делам их" и "Natura btstiarum" стали "Стезей смерти" и "Природой зверя" по все тем же маркетинговым причинам: первая - потому что "не звучно и ниачом", вторая - "потому что людей пугают иностранные слова". Сменили аннотацию. В аннотации даже заменили "майстер" на "мастер", чтобы не пугать среднечитателя незнакомыми словами. Сменили бумагу на более дешевую.
В таком режиме вышел первый том, а следом за ним - пятый, в том же оформлении. От первого спустя примерно полгода (такой срок я называю, потому что примерно раз в полгода вижу отчеты по продажам от бухгалтерии) ушло где-то с пол-тиража. Учитывая, что большинство желающих любителей цикла уже купили его в "сером" оформлении, это кое о чем говорит, ИМХО. Низкая цена и привычный внешний вид на практике уделали хорошую бумагу и индивидуальное оформление.
Пятый том за три с мелочью месяца практически полностью разбежался со складов издательства. Однако всего этого оказалось мало для того, чтобы идею переиздания всего цикла сохранить в жизнеспособном состоянии: первый-то том не раскупили полностью, посему на выпуск второго забили (результатом чего и явилось то, что теперь желающие не могут его купить, а с рук ушлые продавцы пытаются впарить его за цены до полутора тысяч... не знаю, на каких фанатов они могут надеяться, если честно).
Небольшая заметка для ценителей, которые все еще хотят в бумаге: года через полтора права на Стезю у издательства кончатся, и мы что-нибудь придумаем.
Шестой том редактор уже выгрыз из начальства с мясом. Эпопею с седьмой книгой частые посетители этого ЖЖ наблюдали, так сказать, в прямом эфире, а для тех, кто не в курсе - краткое изложение ситуации:
Уже после заключения договора высокое начальство решило, что тян не нужна. Запланированного выхода книги в декабре 2015 не случилось, хотя обложка была готова еще раньше, чем была дописана сама книга. Не вышла книга и в январе, и в феврале, и весной. Оставляя в стороне то, что не могу сказать громко, опишу ситуацию так: издательская команда разделилась на два лагеря по вопросу "издавать ор нот издавать". И вот летом, после тяжелых кровопролитных боев, таки победила команда "да", и вот мы имеем азвоздама в бумаге.
На итоги продаж посмотрим где-нить через полгодика, но в любом случае на этом моя бумажная карьера кердык. Редактор (и старый, и новый), разумеется, где-то там во глубине души надеются, что вот может быть... ну, а вдруг... Но это, ИМХО, из разряда фантастики, а вот "прилетят инопланетяне и издадут" - как раз версия реалистичная. Хотя, конечно, кто знает, что случится в издательском бумажном мире за то время, пока я пишу, а пишу я долго... Но вообще предлагаю считать, что седьмая книжка в бумаге последняя. В сети - повторюсь,
книги еще будут.
Такие вот пироги.