Государственный музей Амстердама приглашает рисующих людей и гонит фотографов

Dec 07, 2015 12:58

Не так давно я гуляла по осеннему Амстердаму и решила, что пора наведываться на целые дни только для музеев. Например, провести целый день в музее Ван Гога или в Рейксмюзеум (Rijksmuseum) - Государственном музее Амстердама. Последний как раз входит в число самых посещаемых музеев мира и содержит в основе художественной коллекции работы голландских мастеров XV-XIX веков. Это конечно же Рембрандт, Вермеер и другие.



Rijksmuseum 2014, фотограф John Lewis Marshall. Фотография отсюда: www.rijksmuseum.nl

И только я начала строить планы, как вселенная откликнулась. Профжурнал для художников "Monopol" опубликовал в своем блоге статью о том, что Рейксмюзеум объявил войну ручным штативам для смартфонов, с помощью которых делают так называемые арт-селфи, а так же собирается вообще запретить фотографировать в музее. Кроме того музей стартовал кампанию для художников - #Startdrawing - начни рисовать. Ведь люди с блокнотами и карандашами в стенах музея приятная, спокойная и мыслящая публика. Человек, который рисует с натуры, как правило задумывается и всматривается в предмет изображения. Слоган кампании:"You see more when you draw." (Ты видишь больше когда рисуешь)

Признаться, я рада подобной инициативе, но одновременно возмущена вечными бурчаниями музеев и галерей по поводу фотографов. Потому что причина тут вовсе не в том, что вспышка вредит старинные покрытия (ее уже давно все научились отключать!) или многочисленные самоназванные фотографы мешают "мирным" посетителям наслаждаться искусством. Кто эти "мирные" посетители? Сейчас у всех смартфон на пальцах!

Лично я и рисую - получаю недоверчивые кивки в мою сторону, и фотографирую - получаю неодобрительные взгляды хранителей залов. В первом случае потому, что слишком долго стою перед произведениями, занимаю ценное место, если напротив есть лавочка или приношу с собой опасно острые карандаши и еще более опасные мокрые краски. А во втором случае потому, что якобы кому-то мешаю. В блоге немецкого журнала Монополь в статье под названием Krieg dem Selfie-Stick (Война селфи-штативам) автор озвучивает как раз мои мысли, почему именно музеи против фотографов: (цитата - мой перевод с немецкого)

"Музеи всегда недолюбливали фотографирующих посетителей. Потому что фотографии приносят проблемы. Музею из-за авторских прав. Другим посетителям, потому что люди с фотокамерой часто спешат от одной картины к другой и задерживаются лишь на секунду, чтобы нажать на кнопку фотоаппарата. Магазину музея, потому что посетители сами делают репродукции оригиналов и НЕ покупают всевозможные открытки и каталоги. К этому прибавилась беда, что почти каждый посетитель музея приносит с собой штативы для смартфона, которые так же практичны, как зонты с тростью в закрытом помещении. Многочисленные культурные заведения даже выпустили в последние месяцы запрет на такие гаджеты, потому что переживают за безопасность экспонатов и других посетителей"

Если отбросить все переживания о чьем-то состоянии, то основная мысль такова, что музеи хотят сами продавать репродукции оригиналов и зарабатывать на этом деньги. Но, во-первых, искусство принадлежит народу, мало ли чего они там хотят. Это только в Лондоне бесплатный вход в музеи. У нас в кино и то дешевле сходить.

Во-вторых, чего запрещальщики не понимают, так это того, что в современном мире репродукции, напечатанные на открытках нафиг никому не нужны! Их не покажешь в блоге под заголовком "Был на выставке". Место на стенах, чтобы вешать их в рамочки, тоже ограничено. Мода посылать такие открытки друзьям так же давно прошла (я сама отправила последнюю такую открытку с выставки 10 лет назад подруге-художнице). А люди, которые любят такие открытки - купят их даже тогда, если сделали тонны фотографий в выставочных залах.

В-третьих, лично мне очень важно иметь возможность сделать фотографию на выставке. Я могу дома спокойно все рассмотреть, увеличить, приблизить детали. На выставке, забитой посетителями, этого сделать просто невозможно! Потому что элементарно близко подходить к картине запрещено или физически невозможно. Попробуйте скопировать Мону Лизу в Лувре. Три раза ха-ха-ха.

Или здесь, в том же Рейксмюзеум возле знаменитой и таинственной картины Рембрандта "Ночной дозор" сесть порисовать? (Фотография отсюда: www.monopol-magazin.de) Спасибо, если можно улучшить минутку, чтобы кривую и косую фотографию для себя сделать.




Или вот я честно хотела в Дрездене в музее оружия купить каталог, потому что там нельзя было фотографировать, а доспехи, костюмы, оружие были такие - что обнять и плакать. Хотелось бесконечно пересматривать. И что вы думаете? Такого каталога не существует пока в природе! А в национальной галерее того же Дрездена они даже не утруждают себя тем, чтобы осветить все представленные работы - и в прямом, и в переносном смысле. В большинстве залов фотографировать (без вспышки) просто было невозможно - темно, как в пещере. А в каталоге многих интересующих меня картин просто не было.

В любом случае инициатива Рейксмюзеум направить лучи прожекторов на рисующих людей и приглашать их активно делать наброски, а не фотографировать, очень похвальна! Тем более, что можно на ИГ опубликовать под специальными тегами свои зарисовки из музея и получить возможность быть замеченным. Если вам интересно, речь о тегах #hierteekenen, что должно означать "бросай фотографировать и начинай рисовать" или #startdrawing. Конкурренции там пока еще нет, так что все в Амстердам в Рейксмюзеум :-)

В плане отношения к тому, можно или нет фотографировать, меня порадовали немецкие музеи. Потому что многие уже поняли, насколько велико влияние блогов и социальных сетей. Каждая фотография, сделанная в музее или на выставке - самая настоящая реклама и призыв для других, провести свое время культурно в картинной галерее, а не за бутылкой пива в подворотне. Нужно просто вести больше разъяснительных кампаний, как правильно копирайты расставлять и когда можно, а когда нет использовать в коммерческих целях сделанные на выставке фотографии. И главное, нужно подавать искусство интересно, а не уныло-усыпляюще.

С другой стороны, лично я довольно часто рисую в музеях. И что я вам скажу. Условий там для этого никаких нет! Приходится садиться на пол где-нибудь в уголке. И все равно о тебя спотыкаются, заглядывают через плечо, сбегается толпы озабоченных охранников. Либо я вынуждена рисовать стоя, на весу. А что, если я захочу (имею право) стать с маслом и мольбертом, чтобы покопировать старых мастеров и поучиться их технике таким образом? Да выведут вас оттуда за один запах краски под белы рученьки - можете даже не сомневаться! И, повторюсь, мне все равно нужна возможность сделать фотографию в галерее. На случай, если каталогов вообще нет. Или хотя бы потому, что если каталоги или открытки с репродукциями есть - они элементарно искажают цвета при печати. А по фото я могу сама понять, попала или нет в цветовую гамму оригинала. И детали могу рассмотреть в любое удобное для меня время. Не говоря уже о том, что могу вам, моим читателям, показать то, что видела своими глазами.

Например, художественный музей Штедель во Франкфурте-на-Майне специально пригласил к 200летию порядка 120 блогеров, твиттеров и инстаграммеров. В ночном Штеделе можно было целых 200 минут заглядывать за кулисы, в хранилище, в реставрационную мастерскую, даже в кабинет директора! Успех подобных мероприятий любят измерять цифрами. После этой акции было зарегистированно 1.500 твитов с 6 миллионами различных вдохновительных вещей! И это без того, что на ИГ было более полутысячи фотографий и почти столько же людей наблюдали за живой траснляцией через Periscopе. (Информация и статистика отсюда: Krieg dem Selfie-Stick)

В общем я против запретов на фотографию. Но теперь у меня хотя бы есть надежда, что мода на рисующих людей главного музея Амстердама как-то поможет создать условия для нас, художников. Может разрешат наконец-то проносить стулья и небольшие мольберты или будут сдавать оборудование прямо там. А может элементарно больше диванчков и лавочек сделают, чтобы люди могли задерживаться перед картинами, даже если рисовать не умеют. Но если товарищи хранители музеев так невинными штативами для смартфонов озабочены, что тут говорить о тяжеловесных рюкзаках и оборудовании, которое за собой тягают художники?

exhibition, art & artists, #startdrawing, #hierteekenen

Previous post Next post
Up