Итоги иллюстраторского пленэра в немецком Хертене

Aug 16, 2016 07:52

Недавно я уже коротко рассказывала, насколько душевным и продуктивным был мой последний в этом году мастер-класс по городскому пленэру для иллюстраторов. Даже показывала, какие работы удалось сделать параллельно с обучением. Группа у нас подобралась такая ладная, что можно было подумать, я составляла профили совместимости для мастер-класса :-)

Начну, пожалуй, с того, что прогноз погоды на оба дня мастер-класса обещал проливной дождь с грозой! Перед мастер-классом я каждый день заглядывала в сводки и мысленно падала в обморок. Потом вставала из обморока и уговаривала подруг, чтобы они мне наколдовали хорошую погоду. Они ещё и не такое умеют! :-) И как они постарались, умнички! Никакого дождя - сплошное лето! У меня, как обычно, был план Б на случай непогоды, но это была бы уже если не совсем другая, то сильно видоизменённая программа мастер-класса. А это было бы нечестно. Я так не играю. Ко всему прочему прямо накануне мероприятия случилось несчастье в торговом центре в Мюнхене. Полиция полностью закрыла многомиллионный город, все были в шоке и трауре. А у меня к тому же одна художница из Мюнхена на мастер-класс летела и слала мне взолнованные письма, что не знает как быть, и хоть бы не опоздать. Я её успокаивала, что Хертен-Вестерхольт - очень маленькое и укромное местечко, и нас там будет сложно потерять. Как сказала в своём отзыве одна из участниц мастер-класса Алёна Григоренко:"Место, не затоптанное туристами".








Собрались, все такие взволнованные. Я ведь как обычно всех домашним заданием предварительно помучила. Кто-то переживал, потому что двоечник и не сделал, как следует, а кто-то переживал, потому что сделал так много, что запыхался :-)

Заставила, как обычно, всех представиться. Причём ни как-нибудь. Многие художники делают ошибку, когда представляются и начинают речь с:"Вообще-то я... мама троих детей, верстальщик, продавец мороженого, сапожник (подставьте нужное)". А я говорю, что вообще-то нет! Если человек начал рисовать, причём настолько серьёзно, что решил тратить деньги на повышение собственного мастерства, прошёл отбор на сложный курс, сделал не менее сложную домашку из трёх заданий и приехал на иллюстраторский пленэр за тридевять земель - он как минимум начинающий художник, а никакой ни "вообще-то сапожник". Вот так и надо говорить о себе, если искусство вам дорого и наполняет жизнь смыслом, когда у вас спрашивают, кто вы, даже если своё основное время вы "менеджер" большой семьи или подмётки латаете:"Я - художник!"

Раздала папки участников с инструкциями и разными штучками, как в Драхенбурге (не удивляйтесь те, кто был у меня в Амстердаме и папку не получил - у нас там был совсем другой формат мероприятия) и тут же отправила участников в бой!

Ниже в рассказе присмотритесь внимательно к фотографиям первого и второго дня - какая там разница в лицах и позах! Первый день у всех был стресс и стандартное "как страшно и ничего не получается". А на второй день все так разрисовались, что прямо светились изнутри! Как же было жаль расставаться!

Для начала у нас были 2 ракурса - один попроще, другой посложнее. Кто-то сразу посложнее задачу выбрал. Кто-то в процессе передумал и пошёл рисовать более простые формы. Главное тут было начать и не отступать!



Пока разбирала фотографии, снова поймала себя на том, что сижу и улыбаюсь, как Чеширский кот - настолько приятно было снова окунуться в атмосферу тех дней.

Оля с Фабрисио вон как воодушевлённо взялись за дело



Лена ещё немного не влилась в струю - это именно она летела с 4х утра из Мюнхена в Дюссельдорф и добиралась на перекладных в Хертен. Зато как она потом разрисуется!



Оля выполняет первое задание - поиск формата для своего рисунка. Чтобы найти мотив и выбрать формат, есть очень простая техника. Когда владеешь ею, становится море по колено!



Олины первые и очень уверенные наброски скетчером - это голубой карандаш, который якобы не виден при сканировании. На деле он виден, но убрать его легче, а делать эскизы приятно - он не даёт такой грязи при поиске мотива, как обычный простой карандаш, хотя по паутине голубых линий всё равно нужно уточнять рисунок тонко отточенным простым карандашом.




Слева Фабрисио, справа Лена. Здесь я им показывала, за что проще и быстрее зацепиться, когда ищешь мотив для рисунка. Я и места для рисования выбирала так, чтобы можно было легко разобраться с геометрией форм.




После обеда пришли ко второй точке. Тут уже вообще солнышко! Все прочли мой рассказ о пленэре в Провансе и быстренько прихватили с собой шляпы и рубашки, закрывающие руки от нежелательного загара. Кстати, справа на фото Оля рисует домики. Когда она закончила рисунок - хотела сделать пару фотографий, но работу унесло ветром прямо в воду! Спасти её, к сожалению, не удалось. "Это пленэр, детка!" И как же меня порадовало то, что она только чуть-чуть погрустила и стала рисовать новый - ещё более клёвый набросок!



Алёна в тени спряталась и рисует те же домики.



Лена уже вон как разогналась, рисует второй набросок!



Не удержусь, покажу эту милую жадную связку карандашей в руках! Процесс пошёл! Кстати, я на мастер-классах никому не навязываю свою изобразительную технику - поэтому советую всем везти свои материалы и работать в привычной технике. Однако рассказываю, что и как делаю сама. В основном для того, чтобы люди могли пропустить новые знания через себя и украсить свою собственную технику свежими находками.




Оля как раз ещё работает над упавшим позже в воду рисунком. До чего же приятно работать с такими счастливыми людьми! :-)



Впереди нас ждал ужин и разбор полётов первого дня. Приятно было услышать, кому и какой совет помог. Это, как я понимаю, ещё один из плюсов небольшой, но продуктивной группы. Я уже говорила, что даже загорелась идеей собирать теперь только маленькие группы по 4-6 человека - настолько мне понравилось работать в уютной компании. Пришла к выводу, что нужно просто проводить мастер-классы чаще и предлагать их разного уровня сложности, раз есть желающие. Чтобы люди могли попробовать свои силы в разных условиях и вынести для себя максимум полезного.

Повторюсь, что в этот раз у меня была небольшая группа по сравнению с предыдущими мастер-классами. Я первый раз попросила при подаче заявки прислать несколько своих работ, чтобы убедиться, что уровень мастерства человека соотвествует сложности предстоящих задач. К моему большому сожалению пришлось отклонить двоих совсем начинающих художников - им было бы очень трудно на мастер-классе в Хертене. Девушки, я надеюсь, что вы попробуете свои силы в более облегчённом варианте моих мероприятий. Я считаю, что это было как минимум честно, потому что человек, который пока слабо рисует и совсем не имеет опыта пленэрного рисования, очень комплексует в группе более опытных художников. Я с радостью поделюсь с вами знаниями в более спокойных, менее напряжённых условиях, до которых вы тоже ещё созреете - быстрее, чем кажется!

Мне хочется поддержать начинающих художников более интенсивно, но в итоге нельзя забывать о равновесии. У моих занятий схема такая схема обучения, что я разбираюсь с затруднениями или достижениями с каждым отдельно взятым участником, делаю "обходы" каждые 10-15 минут и строго заглядываю через плечо. К мслове о "строго" :-) Было любопытно узнать, что меня, оказываются, считали очень строгой. Вот что пишет Алёна Григоренко:"Учитывая некую строгость постов conjure, я была внутренне готова, к определённой критике. Но Наташа оказалась исключительно деликатным преподавателем. Все ее замечания делались в такой приятной форме, что хотелось не бросаться защищать свою нетленку, а пойти и побыстому всё аккуратно исправить."

Я ниже даю ссылки на отзывы участников, можете сами посмотреть, что о мероприятии пишут участники. Скажу только в своё оправдание, что часто пытаюсь как можно точнее выразить мысль - я люблю растекаться мыслью по древу, обрезаю и переписываю, а в итоге, оказывается, "звучу" строго. Хотя справедливости ради нужно признаться, что я достаточно требовательный человек и преподаватель. Так что не расслабляться! (Кто ещё домашку не прислал, а?)

Второй день порадовал потрясающей летней погодой! Я приехала к месту за час до начала мероприятия. Достала свой завтрак и стала умиротворённо рисовать вприкуску с булочкой, как вдруг возле меня остановился мужчина на велосипеде и с густым сочувтсвие в голосе сказал:"Ох, милая, не успели вчера дорисовать, да?" Местечко там уютное, поэтому нас там быстро заметили и опознавали по мольбертам и стульчикам :-)

Утро было вот таким - насыщенным фиолетово-синими тенями!



Я стояла и тихо радовалась, что работа складывалась так хорошо - без надрывов! Это сразу отражается во всём. Хочется всех и всё обнять.



Это уже чуть позже, когда подтянулись участники мастер-класса. Наше рисовальное добро, как на выставке



Посмотрите на это счастливое лицо :-)



Во второй день мы вернулись к первой точке предыдущего дня и рисовали по вчерашним эскизам. Потому что именно так и можно бороться с быстро убегающим светом - возвращаться каждый день к одному и тому же месту и рисовать его в разное время суток. Поэтому у импрессионистов, которые, как известно, отличались своей любовью к пленэру, так много картин одного и того же места в разное время суток или даже года.

Оля на фото ниже перешла уже от эскиза к акварели



Работает очень сосредоточенно



А посмотрите на Лену! Человек проснулся с головной болью после предыдущего дня разъездов, волнений и работы.



Вот почему к нам, художникам, постоянно пристают на пленэре. Мы светимся изнутри и вибрируем от радости, когда работаем :-)



Кстати об убегающем свете. На фото справа - 9 утра. А слева с Леной в кадре уже ближе к обеду. Обратите внимание, как с белого домика убежали все красивые тени! Вот так и живём. Это пленэр, детка!



Фабрисио и Алёна снова рисуют свой вчерашний мост



Алёна завершила одну акварельку и тут же взялась повторить её, чтобы закрепить навыки. Вот это я понимаю! Это по-нашему!



У Оли тоже прогресс, хотя ей самой в этот момент он ещё не виден



После обеда и долгой интересной беседы мы отправились к новой точке для набросков с натуры, которой не было в 1й день. На мой взгляд очень важно отрываться от монотонного и не рисовать без конца одно и то же (хотя на следующий день лучше вернуться, как я уже говорила). Потому что за время слишком продолжительной работы глаз замыливается. А когда меняешь место - меняются и задачи. Мозг сразу по-другому включается в работу, и руки становятся послушнее.




Процесс пошёл :-) Кстати, всё происходило уже куда быстрее, чем в первый день. Сразу и с пропорциями разобрались, и сетку научились строить, в которую с лёгкостью вписываются любые архитектурные конструкции.



Фабрисио вон уже порисовал с одной точки, сейчас пойдёт к другой. Кстати, Фабрисио русским не владел. Это было новым для меня, что мастер-класс я вела на двух языках. Пришлось, конечно, и все инструкции перевести на немецкий. Думала, что будет очень сложно - постоянно переводить свои же слова на другой язык. Но оказалось очень просто и даже интересно и весело.



Работают, как пчёлки



Это мы тут как раз вот этот вид рисовали


Как же хорошо, когда пленэр удаётся таким вот солнечным и тёплым



Фабрисио выполняет третье задание - работа ограниченной палитрой



А мимо плавают утки! Оля позже выяснила, что это не простые утки, а египетские, и решила их включить в финальный рисунок домашнего после мастер-классного задания. Интересно, откуда они взялись в Хертене?



И вот уже и второй день мастер-класса пролетел и подходит к концу. Вечереет. Впереди у нас ещё ужин с разбором полётов, но рисуют все с таким жаром, что я никого не бью по рукам и не говорю:"Сеанс окончен!"



Спасибо большое, что вы были на этом мастер-классе! Спасибо за атмосферу и ваш талант!



Для себя я поняла, что если группы будут уютными, а нагрузка на таких мастер-классах разбита по разным уровням сложности, у участников будет выбор побывать на мероприятиях разной, в том числе и возрастающей нагрузки.

Могу только сказать, что на конец года всё же планирую ещё мастер-классы для иллюстраторов в закрытых помещениях с возможностью пленэрных вылазок. Что, как и когда - опубликую позже. А пока спасибо большое за внимание!

А здесь вы можете прочесть отзывы участников:

Алёна Григоренко:"Мне очень понравилось, что Наташа четко объясняет, почему так происходит, а не просто "добавь сюда серо-буро-малиновый - будет хорошо", а "будет хорошо, потому что..." Волшебство, проверенное алгеброй, мой любимый вариант." (http://ilnome.livejournal.com/2842.html)

Лена Седельникова:"Места для зарисовок были заранее подобраны, организация просто на высоте, и всё это один человек, и организатор, и преподаватель! Конечно, я была немного в стрессе, взяла не тот блокнот, не тот карандаш… Хорошо, что и тут у Натальи был один приём, позволяющий снизить накал требований к себе и начать делать." (http://curioza.livejournal.com/1946.html) Кстати, у Лены там подробно показаны все эскизы, рисунки и наработки, включая финальное домашнее задание.

work shop, plein-air

Previous post Next post
Up