Если бы Супермен родился в 16 веке и О том, кто такой Ян ван Эйк, Изабелла Французская и прочие

Aug 08, 2017 12:00

Именно с вопроса о том, что бы было, если бы Супермен родился в эпоху Возрождения, начинается описание серии работ "Super Flemish" (можно перевести как "Cупер Фламандцы") французского фотографа Саши Голдбергер (Sacha Goldberger). А что, если бы Халк был герцогом? Или, как бы Ян ван Эйк мог изобразить Белоснежку? Название серии, как вы уже наверняка поняли, - игра слов. Ведь всех современных героев комиксов вроде Спайдермена, Бетмена и прочих принято называть супер-героями. А Саша создал серию работ с супер-героями на манер фламандской живописи. Получились супер-фламандцы.



Автор работ Sasha Goldberger, из серии "Super Flemish"

Это то, о чём я говорю в моей книге "Профессия - иллюстратор" и советую всем начинающим иллюстраторам: взгляните на привычную ситуацию под другим углом зрения. Перенесите привычных персонажей в другую эпоху, в совершенно отличные от привычных антураж или ситуацию, и вы получите весьма оригинальные, интересные работы.



Автор работ Sasha Goldberger, из серии "Super Flemish"

Серия работ Саши, которые я разглядываю уже которую неделю с большим любопытством, сподвигла меня рассказать вот о чём. Подростком я зачитывалась несколько брутальными книгами Мориса Дрюона из серии "Прóклятые короли". К тому же буквально пару дней назад вернулась из двухнедельного автомобильного путешествия по Франции и Испании. За плечами почти 6000 километров дорог, городов и деревень, а так же связанных с ними историй. Последней остановкой на пути домой был французский город Блуа (Blois), который на протяжении нескольких веков служил резиденцией нескольким поколениям французских герцогов и королей. Так что сами понимаете, что когда я увидела работы Саши Голдбергера, то поняла, что просто обязана рассказать вам, какую глыбу всколыхнули художественные фотографии этого весьма талантливого человека. У Саши, правда, как-то очень плавает понимание того, что такое 15, а что 16 или 17 век, но это пусть будет на его совести. Я вам хотела рассказать о несколько другой интересной вещи, которая касается упомянутого им ван Эйка и фламандской школы живописи. Для того, чтобы вы поняли, при чём тут фламандцы, Франция и прочие - небольшой экскурс в историю.

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 - 1441) был фламандским живописцем на границе таких эпох как позднее Средневековье и раннее Возрождение. Фламандцами сейчас считают коренное население Бельгии, которое вообще-то говорит на нидерландском (60 %). Кстати, другая половина (волонцы) говорит на французском. Исторически и упрощённо можно сказать, что в 15-16 веках к Фландрии относились все народы, проживающие на территории современного Benelux (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Чтобы ещё лучше понять, кто такие фламандцы, представьте, что такие знаменитые города как Антверпен, Гент и Брюгге именно что фламандские. В общем остановимся неполиткорректно на том, что фламанадцы - это нидерландцы, которые пару веков назад получили независимость и стали бельгийцами, и вернёмся к нашему Яну ван Эйку.



Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434, дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см, Лондонская национальная галерея. Первый известный в европейской живописи портрет пары.



Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434, деталь.



Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434, деталь.



Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434, деталь.

Яна ван Эйка принято считать основателем школы "Ранней нидерландской живописи" (или как в некоторых источниках "Старой нидерландской живописи") и одним из её самых ярких представителей. Но чтобы понять, почему так, и почему фламандская живопись стала столь значимой для Европы, нужно вспомнить, что послужило кулисой - то есть что, собственно, творилось в Европе в те времена.

Итак, перенесёмся в конец 14 начало 15 века. Франция растеряла по крупинкам своё былое величие и перестала быть центром вселенной. У неё умирает один король за другим, не оставляя при этом наследников. Кстати, эта история очень хорошо и красочно описана у Мориса Дрюона в "Прóклятые короли", что не своей смертью они все померли. Свои права на французский трон заявляет племянник усопших (молодой английский король Эдуард III) - сын родной сестры покойных французских королей - Изабеллы ("Французская волчица").

Помните фильм с Мелом Гибсоном «Храброе сердце» (англ. Braveheart)? Ну тот самый, где шотландцы обиделись на англичан за то, что те спали без спроса с их женщинами? Право первой ночи и всё такое. Официально это называлось в фильме "Борьба Шотландии за независимость против английского господства". А неофициально - месть рогоносцев. Простите за злой сарказм.

Прекрасная Софи Марсо (актриса из фильмов моей юности "Бум 1" и "Бум 2" :-)) как раз играет в "Храбром сердце" Изабеллу Французскую. Я на неё прямо налюбоваться в этой роли не могу (простите уж мне такое количество её фото).



Кадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год. В роли Изабеллы Французской Софи Марсо.



Кадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год. В роли Изабеллы Французской Софи Марсо.



Кадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год. В роли Изабеллы Французской Софи Марсо.

И намёк помните, что на самом деле первый ребёнок у Изабеллы - от Гибсона, пардон, Уоллеса ;-)



Кадр из фильма «Храброе сердце», 1995 год.

Изабеллу в своё время выдали замуж за гомосексуального английского короля Эдуарда II. Выдали, как это водилось, в несовершеннолетнем возрасте по политическим причинам. Но Изабелла смогла зрелой женщиной утвердить свои позиции в Англии, отделаться от нелюбимого мужа и править страной с любовником. Ну до тех пор, пока сынок не подрос и не показал свой характер.

Когда же без наследников мужского полу померли все братья Изабеллы - бывшие французские короли, она осталась единственной прямой наследницей французкого трона. Но так как она женщина, а французы уже тогда были ещё теми шовинистами по отношению к лицам женского пола, то свои права на опустевший французский престол имел право заявить только мужчина. Речь о так называемом Салическом законе (лат. Lex Salica) - свод прав и законов германского племени салических франков, одна из наиболее ранних и обширных варварских правд. Один из пунктов подробно описывает правило наследования, по которому женщины королевской крови, а так же их потомки исключаются из очереди наследования. Но сын Изабеллы (на тот момент молодой король англии Эдуард III) всё равно заявил свои права как единственный и прямой наследник - как внук короля франции Филипа Красивого.

Но тут очнулся вечно голодный, многодетный дядя Изабеллы - Карл Валуа (родной брат её папы, бывшего короля Филиппа IV Красивого). У него тоже было кого поставить на опустевший трон, раз уж сам брат и его дети отошли в мир иной. Официально французы стали отпираться от посягательств Эдуарда III на французский престол, ссылаясь на Салический закон. По нему, как я уже говорила выше, потомки всех женщин королевской крови (как в случае с Изабеллой) вообще не считаются наследниками. Так началась 100-летняя война между Англией и Францией. Во всяком случае притязания на трон были одной из официальных причин начала войны. А так они в общем-то только повод искали, оттяпывая друг у друга территории.

Кстати, бедному Эдуарду III вообще по началу были то бугорки, то камушки. Трудное детство, деревянные игрушки, отец-гей, казнённый тайно в тюрьме, разборки с мамашей и её любовником Мортимером, постоянное противостояние сил, необходимость держать лицо и отстаивать свои позиции.

Кстати, я буквально 2 года назад была в Ноттингеме (в том самом знаменитом с Робин Гудом) в темнице главной крепости города, где по преданию Эдуардик скинул по ступенькам любовника своей маман. Надо бы раскопать фотографии из путешествия по Англии. Там так жутко было в этой темнице. А что же было почти 600 лет назад - страшно подумать! Бедная Изабелла. И всё равно жестокому красавцу и умнице Эдуарду III было суждено стать одним из самых сильных и значимых правителей Великобритании.



Кадр из телесериала "Бесконечный мир" (или "Мир без конца" - англ. World Without End по одноимённой книге Кена Фоллета), в роли Эдуарда III - Блейк Ритсон.

image Click to view


Ролик с нарезкой из телесериала "Бесконечный мир"

Итак, кулисой для развития фламандской живописи стала знаменитая 100-летняя война между Англией и Францией, в которой французы сначала терпят одно поражение за другим. Саму Францию дополнительно раздирает гражданская война так, что уже вообще не поймёшь, кто там против кого - дай просто подраться. Множество герцогов французско-фламандского происхождения возвращаются на историческую родину, и весь придворный штат фламандских (нидерладских) художников, которые пользовались большим уважением как портретисты при французском дворе, возвращается за главными заказчиками домой! И тут "Остапа понесло". Никакой французской диктатуры и конкурнеции - пиши себе в удовольствие по своим правилам. Вот они и расцвели - куда ж им было деваться?!

Так вокруг бургундских герцогов в Дижоне, а так же севернее в Брюгге развилась самобытная школа портретной живописи, которая в своих изобразительных приёмах была чем-то средним между стилистикой Готики и Ренессанса (Возрождения). Как сообщают некоторые источники, есть подозрение, что корни подобной портретной живописи нужно искать во французско-фламандской традиции книжной иллюстрации. Где же ещё? Многие прекрасные художники были в том числе и талантливыми иллюстраторами и наоборот.

Конкретно вдохновителем фламандских художников принято считать Жана Пуселя (Jean Pucelle, 1290-1334), который был придворным художником при французском дворе и создал миниатюрную и весьма красочную книгу "Часослов Жанны д’Эврё" (фран. Livre d'heures de Jeanne d'Évreux) специально для неё же по заказу мужа.

Жанна была третьей женой короля Франции Карла IV - это тот самый младший брат королевы Изабеллы, о которой я говорю выше. Именно после его смерти Изабелла осталась последней наследницей французского трона. "Часослов Жанны д’Эврё" представляет из себя небольшую книгу религиозных историй и молитв. После смерти супруга Карла королева, которая нарожала ему "бесполезных" дочерей и как следствие не могла стать даже управляющей при несовершеннолетнем короле (как у них это было принято), была вынуждена отойти от дел. В своём завещании она передала потрясающее произведение "Часослов Жанны д’Эврё" новому королю Франции из ветки Валуа. Там же бывшая королева упоминает даже имя художника-иллюстратора, что говорит об особенном положении Пуселя в королевской семье.



Иллюстрация из книги "Часослов Жанны д’Эврё"

Книга содержит 24 полноформатные миниатюры и около 700 различных фигур на полях. Но не только подобное мастерство делает её особенной. Пусель перенёс свои знания художника в область иллюстраторации и использовал для создания миниатюрных изображений на бумаге технику гризали (фр. Grisaille от gris - серый).

Речь о виде живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого. Когда художник точно передавал тон предмета одним цветом, он мог переходить к колорированию тонкими лессировками. Сейчас на эту книгу можно полюбоваться только в Нью-Йорке в музее Metropolitan Museum of Art.

Наши с вами современники сходятся во мнении, что школа "Ранней нидерландской живописи" отличалась от живописи Готики особенным фотореализмом изображений. Существует даже мнение (которое, к слову, так и не получило достаточного научного обоснования), что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры - это не результат возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.

Например, некоторые эксперты цеплялись к люстре на картине четы Арнольфини. Мол, она же явно обведена по контуру с помощью какой-нибудь линзы. Я сразу же воскликнула, что те, кто так говорят, просто не умеют рисовать и тем более никогда не писали с натуры! И я оказалась права. Плюс при ближайшем рассмотрении видны и искажения в перспективе, и прочие как будто промахи.

Вообще очень злят все эти разговоры "они использовали примочки, поэтому у них так круто". Ну возьмите эти же примочки и попробуйте хотя бы близко похожее создать. А?



Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434, деталь.

А посмотрите на эту влюблённость в детали



Ян ван Эйк, деталь работы "Мадонна в церкви", ок. 1438-1440, дерево, масло. 31 × 14 см, Государственная картинная галерея Берлина.



Ян ван Эйк, "Мадонна в церкви", ок. 1438-1440, дерево, масло. 31 × 14 см, Государственная картинная галерея Берлина.

Удивительными были и точно переданные ландшафты, которые художники использовали фоном к портретам. Представьте только, какой это был прыжок вперёд, когда вместо прежних позолоченных или звёздных "задников" у картин появились прекрасные ландшафты с воздушной перспективой. Кстати, только несколько десятков лет спустя ландшафтная живопись стала самостоятельной художественной единицей, а не частью портрета.



Ян ван Эйк, "Мадонна с младенцем и Святой Варварой, Святой Изабелью Венгерской и Ян Восом", 1441-1443.

Итак, особое внимание фламандские мастера уделяли правдивости изображений, тканям и деталям интерьера. Нужно отметить, что именно ван Эйка считают человеком, который популяризировал масляную живопись. До него художники в основной своей массе работали темперой. Поэтому многие источники даже утверждают, что Ян ван Эйк усовершенствовал технологию масляной живописи и сделала её модной и доступной. Так что отличительной чертой полотен школы "Ранней нидерландской живописи" было как раз масло.

Маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать красивых переходов цвета и добиваться смягчённых, изящных контуров.

В описании портрета семьи Арнольфини в источнике упоминается, что фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. "Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света, источником которого является окно. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей."

Однако фламандская живопись ориентировалась достаточно долго на образы Готики. Отсюда, при всей натуральности и, как бы сейчас сказали, фотореалистичности, в работах фламандских мастеров всё же встречались вытянутые фигуры или длинные одежды, падающие сложными складками - дань более старым традициям изображения.

Кстати, сейчас работы мастеров "Ранней нидерландской живописи" принято считать скорее провинциальными и второстепенными. И это вопреки тому, что живопись этой школы была параллельным и весьма качественным развитием работ эпохи Возрождения в Италии. Плюс фламандские живописцы первыми стали создавать портреты рядовых граждан, а не духовенства и знати. Такая своебразная связь с нашей эпохой. И то, что портреты стали писать без преукрас: морщины, опухшие глаза и пр. Никакого фотошопа.



Ян ван Эйк, фрагмент алтаря в Генте



Ян ван Эйк. Cлева портрет жены 1439г, справа автопортрет (по ряду предположений), 1433г

А теперь после всего того, что вы прочли, полюбуйтесь ещё раз на работы Саши Голдбергера, который создал свою серию фотографий о супер-фламандцах. Он посвящает свои работы не только ван Эйку, но и мастерам 16-17 веков, которые работали в жанре портрета. С юмором и большим уважением к мастерству. Больше можно увидеть здесь: Super Flemish. Кстати там же в качестве супер-героинь представлены мама и бабушка фотографа, за что ему отдельный поклон.





К сожалению на сайте нет детальных объяснений, кто же именно пошил все эти прекрасные костюмы, которые можно увидеть на героях его фотографий. Но если вдруг вам интересно, какие люди скрываются за масками, то вам сюда: making of.

Вот на этом сайте я только нашла невероятное описание, что в проекте участвовали более 100 людей, среди них 5 дизайнеров по костюмам, 7 гримёров и 5 парикмахеров. Кстати, по ссылке выше можно увидеть и героев из "Звёздных войн" в фламандской манере. Конечно минус фотографу, что он не даёт полного описания проекта и не говорит о людях, которые его поддерживали, но... круглых людей не бывает.

Источники:
How Van Eyck’s Ghent Altarpiece transformed art forever
Jan van Eyck on wikipedia.de
World without end, the film
Jean Pucelle
Obra Convidada | Jan van Eyck e oficina
Мори́с Самюэ́ль Роже́ Шарль Дрюо́н
OFFICIAL WORLD WITHOUT END TRAILER - Ken Follett
Eduard III. (England)
Портрет четы Арнольфини
Мадонна в церкви
Isabelle de France
England und Frankreich im 14. und 15. Jahrhundert: Der Hundertjährige Krieg
Super Flemish

знаменитые люди, photographers, art & artists, art & artists, мои статьи, art projects, film, художественные техники, insta

Previous post Next post
Up