Как сколотить капитал из трагедии или Страсти вокруг предпринимателя Джеффа Кунса

Jan 24, 2018 12:39

Джефф Кунс (англ. Jeff Koons, род. 1955 г.) - американский художник, скульптор, предприниматель и знатный провокатор. В начале 1980 считался одним из самых изобретательных и искромётных творческих людей. Однако примерно с 2013 года о нём говорят исключительно как о предпринимателе в мире искусства. А всё потому, что именно в том году на всемирно известном аукционе искусства Christie’s (NYC) за 58,4 млн. долларов была продана его работа "Шариковая собака" (оранжевая) (анг. "Balloon Dog", (Orange)). Именно с этой продажи Кунс считается самым высокооплачиваемым ныне живущим художником в мире.[1]



Джефф Кунс на фоне своей работы "Шариковая собака" (жёлтая), одна из 5 уникальных версий (синяя, розовая, оранжевая, красная, жёлтая). Фото 2014г. Источник.

С тех пор, как и полагается китчевому художнику, склоняющему идею Вальтера Беньямина о "Произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости", Кунс процитировал, даже скорее проклонировал себя многократно и знатно заработал, объявляя каждую последующую копию оригиналом. Здесь можно посмотреть ряд примеров. Причём он совершенно не стесняется того, что являтся в первую очередь предпринимателем, который разбогател благодаря своему творчеству и деловой смекалке. Последняя, как известно, обычно напрочь отсутствует у художников. Имидж у него на публике всегда соответствующий: костюмчик на белую сорочку, свита адвокатов и ассистентов, а в мастерской, больше походящей на фабрику по производсту товаров для среднего и малого бизнеса, "рабы" в респираторах, отливающие и полирующие скульптуры по эскизам художника.




Джефф Кунс, "Шариковая собака" (оранжевая), производство 1994-2000, зеркальная политура нержавеющей стали с прозрачным цветовым покрытием, 307 x 363 x 114cm, одна из 5 уникальных версий (синяя, розовая, оранжевая, красная, жёлтая), находится в The Brant Foundation Art Study Center, Greenwich, Connecticut, USA. Была продана в 2013 году за 58,4 млн. долларов.Ичточник.

Если вы не знакомы с сочинением немецкого литератора и философа Вальтера Беньямина (нем. Walter Benjamin; 1892-1940) "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости", которое он написал около 1931 года, коротко его можно пересказать так. Новые технические возможности воспроизведения художественных произведений (литография, фотография, ксилография, фильм и пр.) дают художнику и новую свободу, при этом изменяют лицо искусства и его восприятие в обществе. Искусство перестало быть эксклюзивным и культовым, потому что больше не является частью ритуалов (например, религиозных) и имеет выставочный, развлекательный и всеобщедоступный характер. Беньямин задаётся вопросом, что теперь считать оригиналом и какую ему придавать ценность? Что можно называть искусством, а что нет? Ведь оригинал может быть только один. А любое его копирование снижает ценность и значимость объекта искусства. Однако с развитием новых технологий меняется и лицо искусства, и его ценность для масс. Куда большую роль для настоящего играет аура объекта - его восприятие в данном месте в данное время. [2]



Джефф Кунс, "Шариковая собака" (розовая), производство 1994-2000, зеркальная политура нержавеющей стали с прозрачным цветовым покрытием, 307 x 363 x 114cm, одна из 5 уникальных версий (синяя, розовая, оранжевая, красная, жёлтая), находится в Château de Versailles во Франции, фото 2008 г. Ичточник.

Судя по тому, какую ауру своим объектам может создавать Джефф Кунс, у него всё в порядке и с пониманием рынка, и с пониманием нужд потребителя, и с пониманием создания культа вокруг себя и своих работ. Только вот очередному его шагу на пути художника-предпринимателя сильно воспротивились другие деятели искусства. Речь о протесте против 30-тонной скульптуры Кунса в Париже "Букет тюльпанов", посвящённой жертвам терактов ноября 2015 года. Это гигантская рука с букетом тюльпанов, которая должна напоминать руку статуи Свободы с факелом в Нью-Йорке, которую французский народ когда-то подарил американскому. По фотошопному эскизу сложно судить, как именно в итоге будет выглядеть скульптура, но пока она смотрится как насмешка. Но это моё мнение, которое вам не обязательно разделять. Хотя ниже я цитирую критика Изабель Паскье (Isabel Pasquier), которая тоже считает, что Кунс "дарит" себе этой скульптурой Париж, а не Парижу скульптуру.

Идея подарить скульптуру Кунса Парижа пришла со стороны, как будто не от самого художника (всё очень грамотно). Подала её бывшая американская посол в Париже и Монако в период правления Обамы - Джейн Д. Хартли (Jane D. Hartley). Рука с тюльпанами в исполнении Кунса должна была стать знаком солидарности американского народа с французским в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке [7].



Слева уже существующая похожая скульптура "Тюльпаны" перед галереей Гуггенхайм в Бильбао, справа эскиз Кунса для скульптуры в Париже. Источник.


Любопытно, что подобные "тюльпаны" стоят перед зданиями-символами финансового процветания отдельно взятых персонажей, а не народов: перед банком Nord-LB в Ганновере, перед входом в аукционный дом Christie's в центре Рокефеллера в Нью-Йорке и перед зданием галереи Гуггенхайм в Бильбао.



Джефф Кунс, Букет тюльпанов перед входом в аукционный дом Christie's в центре Рокефеллера в Нью-Йорке. Источник.

Целый ряд парижских художников и других деятелей искусства направили открытое письмо во французскую газету "Libération" с протестом против монумента, который собираются уже весной этого года водрузить на площади перед Дворцом Токио (Palais de Tokyo) и музеем современного искусства Musée d'Art Moderne. (Если вы не знаете, где это - речь о том самом здании с колоннами за Эйфеловой башней.) Среди протестующих такие люди, как художник Кристиан Болтански (Christian Boltanski), куратор Nicolas Bourriaud, кинематограф Olivier Assayas и бывший министр культуры франции Фредерик Миттеран (Frédéric Mitterand).



Palais de Tokyo. Фото отсюда.

Для того, чтобы отлить из бронзы и бетона "подарок" Кунса, французский фонд искусства "Fonds pour Paris" отдал на производства руки с помятыми цветными фиговинами на цветных проволочках около 3,9 млн. евро [7]. И это ещё не посчитали расходы на транспортировку и установку монумента, которые пойдут из государственной казны французских налогоплательщиков и частных пожертвований.[1] Что именно дарит Кунс, если расходы на производство берут другие? Эскиз в фотошопе, конечно! Кстати, отливают скульптуру в Германии. Молчу. Не буду язвительно комментировать.

Как говорит немецкий журнал "Monopol":"Вместо знака солидарности, скульптура Кунса стала отравленным подарком"[1]. Критика в адрес мэра города Ан Идальго (Anne Hidalgo), которая приветствует "необратимую связь межу американским и французским народом" становится всё яростнее.

В открытом письме в газету "Libération" французские деятели искусства называют скульптуру Кунса "скрытой рекламой" (в оригинале "product placement") со словами:"Джефф Кунс был блестящим и изобретательным художником в начале 80х. С тех пор он превратился из символа творческой мысли в символ индустриального искусства - впечатляющего и спекулятивного"[1]. Так же в письме звучит мысль, что Мастерская Кунса и его галеристы - это "мега-прибыльные мультинациональные предприятия". Они должны платить за использование одного из самых значимых мест для французского искусства в Париже, а не люди им за "подарок". "И если речь идёт действительно о том, чтобы почтить память жертв на французской земле, где открытое приглашение для французских художников создать свою версию скульптуры на конкурсной основе?" Критики так же возмущены тем, что скульптуру решили водрузить не там, где действительно погибло 130 человек и было 350 тяжело ранено от руки террористов, а на самом видном месте в Париже - перед одним из самых значимых музеев с видом на Эйфелеву башню.



Palais de Tokyo. Фото отсюда.

Признаться, со стороны немного кажется, что французские художники злятся, что деньги ушли мимо них, Кунс как будто беднюсик - ведь он не напрашивался, его порекомендовали, а он готов пожертвовать эскизом и поделиться славой, а политики дуют в свои привычные трубы о братстве народов. Противно. Совершенно не представляю, как себя в этой ситуации должны чувствовать люди, у которых в страшных событиях тех дней погибли родные и близкие, или которые сами пострадали! 130 погибших, более 350 раненых - маленькая деревня где-нибудь на Юге России. Люди вышли из тёплых уютных домов на работу, на прогулку, встретиться с друзьями, по делам, и больше никогда не вернулись к своим близким. Глупо, непоправимо, страшно.



Репортаж с места событий 13 ноября 2015 года. Фото отсюда.

Но я совершенно согласна с тем, что для Кунса это скорее бизнес. Уточню. Ему предложили в свете последних протестов поставить скульптуру в другое место - менее знаковое. Может быть действительно именно туда, где погибли люди. Но он упёрся, что согласен на "подарок" (проплаченный самими же французами) только в том случае, если он будет установлен перед Дворцом Токио, потому что он там лучше всего будет просматриваться со всех сторон.[1] Без комментариев, как говорится.

Жители 16 округа Парижа, куда предполагается установка скульптуры, тоже не в восторге. Никто не поймёт, что это вообще за хрень такая. Вещи в руке называют всем, чем угодно, только не тюльпанами: огромные леденцы, странные шары и пр. Красивой или элементарно интересной скульптуру никто не находит. (Впрочем, кто их поймёт этих французов. Эйфелеву башню, которая там будет красоваться по соседству, в своё время тоже считали уродством в кубе.[6])

Вывод, который звучит в открытом письме: самый богатый художник мира и его галеристы видят в трагедии шанс на удачную рекламу. Французский галерист Stéphane Corréard даже стартовал антикампанию с заголовком "Нет букету тюльпанов Кунса в Париже". Французы везде пишут:"Спасибо, нет, мЮсье Кунс". Но увы. Любая драка только утверждает учредителей в правильности выбора (они же не дураки теперь обратно грести) и делает вирусную рекламу скульптуре и художнику. Я тоже, собственно. А что делать?

Критик в области искусства Isabel Pasquier говорит в интервью газете "Artforum", что ни о каком подарке здесь не может идти речи. Кунс - предприниматель, который делает себе подарок в виде Парижа - его жителей и его посетителей. [7]

Мне стало любопытно, что же о запланированном "подарке" говорят директор и президент музеев, перед которыми будет стоять скульптура Кунса. Их реакция, на мой взгляд, тоже весьма предпринимательская, деловая. Вот что говорит газета "Artforum".[7] Фабрис Эргот (Fabrice Hergott), директор Museum of Modern Art of the City of Paris, как будто поддерживает проект:"Эта скульптура говорит многое о нашем времени. Я думаю, что уже через пару лет монумент будет восприниматься менее китчевым, и люди станут находить его очень подходящим для этого места". Жан де Лоизи (Jean de Loisy), президент Дворца Токио, "помолчал и улыбнулся", когда его спросили о работе. Когда его спросили, не означает ли его молчание, что у него просто нет слов, тот сказал, что нет, это просто тишина и снова улыбнулся. Министерство культуры Франции контролирует большую часть планирования работ по установке монумента. Они так же отказались прокомментировать страсти вокруг скульптуры Кунса. Американское посольство в Париже заявило, что оно не участвует в этом деле, но "приветствует решительную поддержку мэра Парижа... Проект демонстрирует сильные культурные связи между США и Францией".



Фабрис Эргот слева на фото в очках. Жан де Лоизи крайний cправа. Снимок отсюда.

Выше упомянутая мною организация "Fonds de Paris", агентство, которое привлекает в том числе и частный капитал на общественные нужды, говорит, что они получили на поддержку монумента уже около 3,3 млн. долларов. Им не хватает самой малости - всего 556 тыс. долларов на строительные работы, которые могут начаться после окончательного утверждения мэрией. Любопытно, что бывшая посол, та самая Джейн Хартли, тоже вкладывает свои теперь уже частные средства в фонд для поддержания проекта. Вот такой странный бизнес - искусство. А скульптуре быть, вы уже поняли, да?



Джефф Кунс на фоне своего нового старого проекта в Париже. Фото отсюда.

Источники
[1] Pariser protestieren gegen Terror-Mahnmal von Jeff Koons
[2] Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
[3] Вальтер Беньямин
[4] Would you pay $58m for this shiny dog?
[5] How Jeff Koons Is Elevating Fashion to Art
[6] Эйфелева башня
[7] Jeff Koons Sculpture for Victims of Paris Terror Attacks Met With Reservations
[8] Официальный сайт Дворца Токио

art & artists, мои статьи, insta

Previous post Next post
Up