Сколько стоит труд творческого человека?

Dec 06, 2011 21:31

"Сколько денег взять за заказ и не продешевить?" - вопрос, который мне здесь уже многократно задавали, и, если мне не изменяет память, я каждому отвечала в частном порядке, даже рассматривала проекты и техзадания. А здесь буквально на днях прилетел всё тот же волнующий вопрос, и я решила написать уж об этом, чтобы просто ссылаться.

Я знаю, что эту тему уже всячески жевали. В феврале я даже показывала отсканированную страницу из журнала Page, какие зарплаты у дизайнеров в Германии - от практиканта до менеджера. Но, как оказалось, все эти таблицы и цифры сильно путают, потому что становится ещё непонятнее, как же рассчитать свой гонорар, если ты живёшь в другой стране и с другими представлениями о ценах и зарплатах. А при этом всё достаточно просто.

Исходить нужно не от какой-то абстрактной зарплаты, которую кто-то там получает, а только исходя из того, что вы, конкретно вы хотите зарабатывать в месяц и сколько часов готовы посвящать работе.

Пример. Итак, вам пришёл интересный заказ, вам хочется его выполнить, но и хочется не продешевить: в первую очередь потому, что кушать надо.

Представьте, что вы хотите зарабатывать 2,5тыс. долларов в месяц - именно такой суммы вам якобы хватает прямо сейчас, чтобы прокормить себя и кошку, ездить в отпуск и красиво одеваться. При этом вам бы хотелось работать не больше 120 часов в месяц, т.е. не больше 30 часов в неделю (при 5-ти дневной рабочей неделе получается не больше 6 часов в день). Получается, что час Вашей работы стоит порядка 21 доллара (2500:120=20,83). Теперь прибавьте сюда затраты по налогу, медстраховку, затраты на ресурсы (краски-бумага, компьютер и пр.), т.е. можете эту сумму смело умножать как минимум на 2. Получаем стоимость в час 42 доллара.

Теперь взвесьте, сколько чистого времени уйдёт на то, чтобы вы выполнили заказ. Не забывайте, что заказ - это не просто сесть и отрисовать что на ум придёт. Считайте всё: поиски идеи, рутинную переписку с клиентом, эскизы, обсуждения, правки, отрисовку. Если вы проработаете над своим заказом как минимум 30 часов чистого времени - можно смело просить за него порядка 1260 долларов.

Но тут начинаются первые препятствия. Клиент либо совсем замолкает и исчезает (туда ему и дорога, сам виноват, что не поработал с вами), либо начинает говорить, что это очень дорого и за картинку может дать только 100 долларов.


1. Вы можете тут же сказать, что не рисуете за такие деньги - ваша цена 1260 долларов. Для того, чтобы вам было выгодно сделать заказ за 100 долларов, вы должны "отстреляться" от него полностью примерно за 2,5 часа (потому что вы помните, что час вашего времени стоит порядка 42 долларов).

2. Уверены, что успеете за 2,5 часов (с перепиской, утверждением эскизов и отрисовкой)? Если так - беритесь на здоровье, но не злитесь, если вдруг из 2,5 часов получатся 10 и 20, и вы проработаете себе в минус. Всегда нужно планировать немного времени на непредвиденное, а оно, уж поверьте, будет.

3. Ваша цена - 1260, но вы можете уступить. Уступки эти, однако, не должны быть вам в ущерб. Если клиент хочет получить работу подешевле, потому что у него ограниченный бюджет и его львиную долю уже потратили не на вас, нужно уметь объяснить, что у вас тоже плановая экономика. Хочет за меньшую сумму - будет меньшая детализация и меньшие трудозатраты вообще. В таком случае рассчитайте, не поленитесь, сколько будет стоить ваша работа в более простом исполнении и объясните клиенту, простите, без распальцовки, почему это так, а не иначе.

Хочу сказать, что такой метод рассчёта гонорара самый надёжный. Я предпочитаю выставлять гонорары одинаково для всех клиентов, и не называю нарочно завышенную сумму только потому, что ко мне обратился кто-то знаменитый.

Понятно, что когда-то творческому человеку нужно зарабатывать больше, чем в начале своей карьеры, но диктоваться более высокие цены за работу должны лишь эффективностью и красотой работы, а так же если у вас ожидания от жизни увеличились - вы уже опытный, надёжный работник, и вы хотите зарабатывать 5-10 тыс. долларов в месяц вместо 2,5 и вынуждены платить более высокие нологи.

Гаданиями на кофейной гуще - готов заплатить клиент или нет, жирненький он или нет - лучше не заниматься. Делаете сами себе медвежью услугу, получая уже в начале работы негативный настрой:"Они жирненькие, могут и пролить кровушку - заплатить мне как следует!" Я сама часто выступаю в роли заказчика и меня сильно воротит от людей, которые называют цену крови, а не свою цену.

Если вы не знаете, как подсчитать часы, затраченные на проект - читайте мою книгу "Профессия иллюстратор". Я там рассказывала, что студенткой я прямо на эскизах и наработках записывала, сколько времени на что ушло. Такие пометки помогают потом сориентироваться, когда работаешь над похожими вещами. Ну и со временем уже знаешь себя - сколько времени понадобится на поиск идеи, на эскиз и конечную отрисовку.

Единственная неизвестная, которая всегда будет присутствовать - время, которое тратит заказчик на то, чтобы отреагировать: посоветоваться со своим артдиром, мамой, папой и прочими ответственными, написать письмо, объясниться. Конечно же можно в процессе рисования браться за параллельные проекты, но такое может выйти боком: совпадут дедлайны, нужно будет одновременно делать правки или отвечать тем, другим и третьим. Т.е. если браться, то, понятное дело, за что-то быстрое и безболезненное.

Не беритесь за работу себе в убыток. Лучше поработайте на себя - нарисуйте сильные, интересные работы в своё портфолио, чтобы привлечь платёжеспособных покупателей. И, конечно же, делайте всё, что делаете, с душой и сердцем!



вы нам писали, мои статьи, о моих книгах, вдохновение

Previous post Next post
Up