Недавно в комментариях к постингу
о моей ученице у нас зашёл разговор о том, нужно ли как-то следить за современными тенденциями в дизайне, чтобы создавать хорошие, профессиональные вещи. Вот здесь ветвь разговора:
о дизайне.
Я придерживаюсь мнения, что современные тенденции - это не всегда хороший ориентир для дизайнера. Часто повальная мода на какой-то один стиль оформления, шрифт, цвет или даже мода на какого-то популярного дизайнера оставляет за кадром не только сам продукт, но и цели заказчика, впрочем как и потребности конечного потребителя. Дизайнеру желательно не прислушиваться к моде, но к природе отдельно взятых вещей, которые он оформляет.
Так же на формспринг мне как-то приходил вопрос от некоего отчаявшегося заказчика, который хотел наконец-то понять, как ему оценивать, хорошую ли ему работу сдал дизайнер, которому он заплатил денег. Я об этом ещё раз напишу более подробно (там я уже ответила), но какие-то общие вещи можно уже узнать из списка тезисов о хорошем дизайне, которому посвящён этот постинг.
По этим двум поводам - о тенденциях и об оценке работы дизайнера - я не поленилась и перевела 10 тезисов Дитера Рамса о хорошем дизайне. Надеюсь, что этот список поможет как дизайнерам, так и заказчикам.
Если вам ничего не говорит имя Дитер Рамс (Diter Rams), и вы не совсем понимаете, зачем должны прислушиваться к его советам о том, что такое хороший дизайн, я просто скажу, что если бы не было этого человека, с большой вероятностью на свет не появилась бы такая линейка продуктов компании Apple как iPod, iPhon и iPad. Продукты, которые цитируют в той или иной форме ранний дизайн Рамса из 80ых.
Дитер Рамс, рождённый в Германии незадолго до начала Второй Мировой Войны, стал после неё одним из самых влиятельных индустриальных дизайнеров в мире (его даже художники оценили и пригласили на dOKUMENTA 3 в Касселе, та самая, но уже под номером 13, о которой я рассказываю все последние недели:
dOKUMENTA 13). Целью его разработок стало создание ясных, простых форм в индустриальном дизайне в соответствии с материалом и простотой обращения. Практически вся продукция знаменитой фирмы Braun, для которой Рамс работал достаточно продолжительное время, придерживалась описанной выше концепции.
10 тезисов Рамса, которые я перевожу ниже с немецкого, применимы, по моему мнению, не только к области индустриального дизайна. Графическим дизайнерам, иллюстраторам и фотографам тоже есть над чем задуматься.
Оригинал на немецком можно найти здесь:
10 Thesen von Dieter Rams Дитер Рамс: «Критерии моей работы дизайнером и основные черты своей философии я сформулировал в 10 тезисах о хорошем дизайне. Однако, они не могут и не должны быть чем-то неоспоримым, потому что представления о том, что является хорошим дизайном, меняются и развиваются со временем так же, как техника и культура.»
Хороший дизайн - инновативный
Всегда можно усовершенствовать уже существующую вещь. Постоянное развитие технологий приносит с собой и новые возможности для инновативных концепций в дизайне, которые позволяют оптимировать степень полезности и практичности продукта. Однако инновационный дизайн должен создаваться только в совокупности с новыми технологиями, а не быть самоцелью.
Хороший дизайн делает продукт пригодным к употреблению
Покупатель преобретает какой-либо продукт для того, чтобы пользоваться им. Он, продукт, должен выполнять определённые функции - как основные, так и дополнительные, отвечающие психологическим и эстетическим потребностям потребителя. Хороший дизайн делает всё возможное для практичности и оставляет за кадром всё, что не соотсвествует этой цели.
Хороший дизайн - эстетичный
Эстетичность продукта является важной составляющей для его практического использования. Потому что приборы, которые мы используем ежедневно, создают наше окружение, влияют на наше ощущение и самочувствие. Красивым может быть только то, что хорошо сделано.
Хороший дизайн делает продукт понятным
Он, дизайн, вносит уточнения в структуру продукта. Даже больше: хороший дизайн помогает понятным и доступным языком объяснить продукт. В идеальном случае продукт начинает говорить сам за себя.
Хороший дизайн - честный
Он не представляет продукт инновативнее, мощнее, ценнее, чем он есть на самом деле. Хороший дизайн не пытается манипулировать потребителем, раздавая обещания, которые не может сдержать.
Хороший дизайн - ненавязчивый
Продукты, которые служат определённой цели, имеют характер инструментов для работы. Им не нужно быть декоративными или служить искусству. Поэтому их дизайн должен быть нейтральным. В центре внимания должен стоять человек, который нуждается в этих инструментах для самовыражения, а сам продукт отойти на задний план.
Хороший дизайн - долгожитель
Он не стремится быть модным, поэтому не выглядит со временем антикварным. В сравнении с быстротечным дизайном в мире моды хороший дизайн должен прожить достаточно долго даже а нашем обществе одноразового потребления.
Хороший дизайн последователен до мелочей
Ни одна деталь в устройстве продукта не должна возникать из-за временного каприза или случайно. Тщательность и точность в оформлении - выражение уважения к потребителю.
Хороший дизайн - экологически чистый
Он вносит свою лепту в сохранение природных богатств. Хороший дизайн означает экономию ресурсов и сокращение физического и визуального загрязнения в рамках оформления продукта.
Хороший дизайн - так мало дизайна, как только возможно
Зачастую меньше дизайна - означает больше. Концентрируйтесь на главном вместо того, чтобы заполонять продукт лишними деталями. Вернитесь назад к простому и чистому!
Тезисы были составлены в октябре 1995 года и минимально изменены в 2002 году.