Древние города Чуйской долины: Баласагун и Суяб

Jul 19, 2012 16:58

Киргизия - страна кочевников, и, в отличие от соседнего Узбекистана, сохранившиеся древние архитектурные памятники здесь можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, Чуйская долина на севере страны - это настоящий археологический заповедник.

Здесь находятся остатки некогда богатейших городов, стоявших на Шелковом пути, здесь причудливо смешались тюркская, согдийско-иранская и китайская культуры, тенгрианство, зороастризм, буддизм, ислам и даже христианство несторианского толка, в раннесредневековый период принесенное сюда миссионерами из Сирии. Кстати, возможно, корни известного средневекового европейского сюжета о царстве пресвитера Иоанна, затерянном в Азии могучей христианской державе, стоит искать именно здесь. Но это так, лирическое отступление.


Альбом: 19 июля 2012 г.

Нам удалось побывать на двух таких городищах, начав, конечно, с самого известного. Это Бурана, исторической достопримечательность Киргизии "номер один" - во-многом, из-за своей легкодоступности: час езды на маршрутке от Бишкека до райцентра Токмак, и оттуда еще 12 км.

Здесь, по не очень, впрочем, уверенному утверждению исследователей, находятся остатки одного из центров домонгольской Средней Азии, Баласагуна, бывшего в X-XII веках столицей мощного тюркского государства Караханидов.

От некогда большого и цивилизованного города с развитой инфраструктурой и водопроводом сейчас осталось немногое - минарет XI века опоясанный характерным караханидским кирпичным узорочьем, остатки пары мавзолеев и небольшая "археологическая зона".

Альбом: 19 июля 2012 г.Буранинский минарет - орнаментальная опояска


Альбом: 19 июля 2012 г.Археологическая зона городища

Где-то неподалеку археологами был вскрыт также весьма любопытный объект - несторианское кладбище; несторианские артефакты, главным образом высеченные на камни кресты с надписями сирийским письмом - эстрангело можно, кстати, увидеть в местном музейчике - примерно такого вот вида.


Альбом: 19 июля 2012 г.Чуть поодаль создатели музея устроили археологический "сад камней" - разновременные тюркские поминальные изваяния - балбалы, камни с петроглифами, циклопические жернова. И пускай все эти памятники  вырваны со своих прежних мест, где простояли столетиями, место все равно производит очень большое впечатление, которое прекрасно дополняется одуряющим запахом полыни и панорамой гор на горизонте. Вот она, Центральная Азия, куда я давно мечтал попасть и все не мог. Склалось-таки. Счастье.

Альбом: 19 июля 2012 г.

Альбом: 19 июля 2012 г.Но пора нам выбираться в сторону второго городища, Ак-Бешим, благо оно недалеко - километрах в десяти отсюда. Кстати, местные жители словом "Баласагын" уверенно называют именно его, а не Бурану. Действительно, эти руины счел в XIX веке караханидской столицей исследователь Василий Бартольд. Но сейчас на этом месте больше склонны помещать совсем другой город, Суяб, в раннем средневековье - центр огромного государственного образования, Западно-Тюркского каганата.

Чтобы понять масштаб территории - простирался он где-то (поправьте меня, историки) от Кашгарии в современном Китае до Придонья на Западе. А огромное хазарское государство было лишь его осколком на "дальнем западе" тюркского мира.

Добирались до Ак-Бешима частично пешком, частично стопом, который в этих местах оказался исключительно хорош, любуясь окрестностями.

Альбом: 19 июля 2012 г.Меж тем Чуйская долина действительно оказалась Чуйской...

Альбом: 19 июля 2012 г....даже очень Чуйской.


Альбом: 19 июля 2012 г....Но сверху бдят, ибо нефиг.


Альбом: 19 июля 2012 г.Впрочем, это все ерунда. Просто очень красиво вокруг.


Альбом: 19 июля 2012 г.Умаялись и сменили пару попуток, пока, доехав до одноименного аила Ак-Бешим, не сели на хвост этому парню на ослятях, который любезно помог найти, наконец, городище. Здесь уже ни музея, ни интуристов - только едва читающиеся валы и возвышенность центральной части города - шахристан. И тишина.


Альбом: 19 июля 2012 г.В свое время Суяб - если это, конечно, Суяб, был настоящим перекрестком культур. Основой городского населения в VI-VII веках здесь были согдийцы-зороастрийцы. Большую роль играли также и несториане, об этом, по крайней мере, говорят остатки большой христианской церкви, вскрытой археологами на шахристане.

Впрочем, с VIII века, когда Западно-тюркский каганат распался, а Суяб попал под власть династии Тан, преимущество в городе оказалось на стороне буддистов. Раннесредневековый буддийский монастырь здесь, кстати, тоже есть. Впрочем, большинство построек Суяба-Баласагуна до сих пор не раскрыты; последняя экспедиция была здесь несколько лет назад, после чего раскопки здесь были заморожены.

Альбом: 19 июля 2012 г.Другое дело, что атрибуировать, где что находится, без специальной подготовки оказалось непросто - поэтому осталось просто наслаждаться ощущением остановившегося времени на остатках столицы полумира, потерявшейся возле маленького села...

Альбом: 19 июля 2012 г.

Альбом: 19 июля 2012 г.

Альбом: 19 июля 2012 г.

Альбом: 19 июля 2012 г....ну и смотреть под ноги, конечно.

Уезжать не хотелось ужасно. Но, к сожалению, погуляв по городищу часа полтора, пришлось поворачивать: к ночи надо было быть в Бишкеке, чтобы оттуда стартовать на юг, в Ош. О чем - в следующих сериях.

Мусульманские края, путешествия, В степь!

Previous post Next post
Up