Оригинал взят у
vchcommission в
О восстановлении справедливого правосудия в Российской Федерации Судебная система была создана народом в качестве главного правового регулятора для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей государства и гражданского общества
Поэтому справедливые и законные судебные решения всегда должны быть в интересах гражданского общества, а не только в интересах государства, как ошибочно считает, председатель Высшего арбитражного суда А.Иванов
К сожалению, судебная система сейчас не является, и никогда в новейшей истории России не являлась независимой ветвью власти, поскольку всегда была полностью подчинена государству. Функцию правосудия эта система никогда не выполняла и до сих пор используется государством как карательный инструмент против народа.
К текущему моменту отечественная судебная система полностью утратила доверие граждан России, став абсолютно неправосудной, насквозь коррумпированной, не имеющей никаких перспектив для дальнейшего легитимного функционирования. Сегодня на её содержание государство тратит необоснованно рекордное количество народных денежных средств, что способствует ещё большему коррумпированию и делегитимизации этой неэффективной судебной системы.
Тем не менее, эти обстоятельства являются положительным моментом, поскольку государственная власть Российской Федерации полностью деградировала, и к настоящему времени также утратила все легитимные полномочия, поэтому сейчас в России появилась возможность для возрождения истинного правосудия, основанного на принципах справедливости.
Только Народ России, как единственный источник власти, сегодня вправе воссоздать законную, справедливую и легитимную судебную систему, поскольку любые попытки нелегитимной государственной власти сделать это будут отторгаться гражданским обществом.
Чтобы начать восстанавливать судебную систему необходимо внедрить комплекс мер, который способен обеспечить стабильные условия, для независимого функционирования судов. Главным базовым принципом обновлённой судебной системы должен стать принцип Справедливости.
ВЧКК предлагает несколько мер, которые по нашему мнению, могут дать наиболее эффективный результат для восстановления справедливого правосудия в нашей стране.
Кадровый состав судебной системы.
Кадровый состав судов, включая высшие судебные инстанции, в настоящее время, одна из самых проблемных и болезненных тем для обсуждения. Для реформирования судов предлагаются и крайне радикальные меры с полной сменой всех судей во всех судах, и менее радикальные, например, проведение общенародных выборов судей. Но, надеяться, что только общенародные выборы судей сделают судебную систему России независимой, а судебный процесс справедливым, по меньшей мере, наивно.
В принципе, не важно, как судья будет вступать в должность через назначение или по результатам голосования на выборах. Главное чтобы претендент обладал необходимыми знаниями, подтверждёнными квалификационным экзаменом и соответствовал критериям отбора по моральным качествам. Мы считаем, что в обновлённой судебной системе претендовать на должность судьи вправе любой гражданин не моложе 35 лет, в том числе, не имеющий диплома о юридическом образовании.
Подготовленность будущих судей должна подтверждаться не столько дипломом о юридическом образовании, сколько результатами соответствующих квалификационных экзаменов, определяющих уровень их профессиональных знаний и на основании тестов, определяющих степень их моральных качеств. Проведение таких тестов, наравне с квалификационным экзаменом, должно стать обязательным для всех претендентов на должность судьи.
Итоги квалификационных экзаменов и тестов на всех претендентов, утверждённых в должности судей, должны размещаться в открытом доступе, в том числе в сети интернет.
Право утверждения претендентов на должности федеральных судей можно оставить за Президентом РФ. Право утверждения претендентов на должности мировых судей необходимо изъять у депутатов и передать в Местные народные советы, о которых мы расскажем позже.
Для формирования условий, обеспечивающих настоящую независимость судов, гораздо большее значение имеет система отстранения судей от должности и их дисквалификация. Эта система также должна быть независимой за счёт своей саморегулируемой деятельности.
Помимо квалификационных судебных комиссий, которые буду заниматься профессиональным отбором претендентов в судьи, необходимо создать систему дисквалификационных судебных комиссий, которые будут независимо ни от кого рассматривать вопросы отстранения и дисквалификации судей.
Таким образом, будет полностью исключён элемент давления на судей со стороны государственной власти, а также любое воздействие со стороны судейского сообщества. Главной гарантией независимой деятельности всех судей станет только качество их работы.
Принцип работы дисквалификационных комиссий.
Все жалобы на действия(бездействие) судов или отдельных судей должны подаваться непосредственно в дисквалификационные комиссии, регистрироваться и включатся в электронные реестры, которые в совокупности будут составлять общероссийский реестр жалоб, открытый и доступный для всех граждан страны. (Не путать с процессуальными жалобами в рамках судебных процессов)
Обоснованность каждой жалобы должна проверяться дисквалификационной комиссией и по результатам проверки, на основе открытого голосования, члены комиссии должны принимать решение в отношении соответствующего судьи. В случае обоснованности жалобы, в зависимости от тяжести и других критериев оценки проступка, судье начисляются дисквалификационные балы. В случае если жалоба не подтвердилась, дисквалификационные балы не начисляются. Благодарности и просьбы о поощрениях судей, также проверяются членами комиссии, при наличии оснований, по результатам открытого голосования комиссия может принять решение о снятии с судьи дисквалификационных балов. Судья, набравший балов более определённого предела, подлежит безусловной дисквалификации, без права в дальнейшем занимать должность судьи. Результаты такого решения навсегда сохраняются в базе дисквалификационных комиссий.
Все разборы жалоб, результаты голосований членов комиссий и количество дисквалификационных балов на каждого судью, а также другие документы о деятельности дисквалификационных комиссий должны находиться в постоянном, открытом доступе, в том числе в сети интернет.
Любой гражданин РФ, обладающий правом голоса и принимающий активное участие в выборах, а также зарегистрированный в системе дисквалификационных комиссий, вправе после изучения жалоб и материалов на любого судью, открыто и обоснованно, высказать своё мнение, которое подлежит обязательной регистрации и учёту при принятии решений дисквалификационными комиссиями. Граждане, которые добровольно не участвуют в избирательных кампаниях любого уровня, не будут иметь права высказывать своё мнение относительно деятельности судей и направлять это мнение в дисквалификационные судебные комиссии.
Таким образом, деятельность всех судов и судей будет оцениваться абсолютно справедливо, поскольку в этом будет принимать участие всё гражданское общество страны, за исключением граждан, которые добровольно отказываются от реализации своих избирательных прав.
Решения и жалобы в отношении судей высших судебных инстанций, будет рассматривать общероссийский совет дисквалификационных комиссий, который должен формироваться из членов окружных комиссий путём открытого голосования с учётом мнения всех граждан зарегистрированных в системе дисквалификационных комиссий.
По результатам работы за каждый год должны публиковаться отчёты о всех, поступивших и рассмотренных жалобах, информация о дисквалификационных балах на каждого судью, включая судей высших судебных инстанций, решения комиссий о дисквалифицированных судьях, а также о деятельности самих дисквалификационных комиссий.
Состав и порядок формирования дисквалификационных комиссий.
Если квалификационные комиссии, проверяющие знания у претендентов в судьи должны состоять исключительно из лиц, обладающих глубокими и разносторонними юридическими знаниями, из профессиональной юридической среды, включая судейское сообщество, то дисквалификационные комиссии должны состоять как из профессиональных юристов, так и рядовых граждан из различных социальных слоёв. Причём количественное соотношение членов дисквалификационных комиссий должно быть в пользу обычных граждан.
Административный статус дисквалификационных комиссий должен быть не ниже федерального округа, составы этих комиссий, должны формироваться по результатам открытого общенародного голосования, срок полномочий любого члена комиссии не должен превышать три года, с правом избираться неограниченное количество раз. Выдвижение и участие в выборах на должность членов дисквалификационных судебных комиссий для граждан РФ должно быть абсолютно свободным, ничем не ограниченным. Кроме тех граждан, которые добровольно не участвуют в муниципальных и федеральных выборах, а также граждан, имеющих любое иностранное гражданство помимо российского (двойное гражданство).
Ежегодный отчёт о результатах работы каждого члена дисквалификационной комиссии также подлежит публикации в открытом доступе. Любой гражданин РФ, обладающий правом голоса и принимающий активное участие в выборах, а также зарегистрированный в системе дисквалификационных комиссий, вправе по специальной шкале оценить работу любого члена дисквалификационной комиссии. А также выставить оценку деятельности комиссии в целом.
Работа членов всех дисквалификационных комиссий должна осуществляться на возмездной основе за счёт соответствующего бюджета.
Злоупотребления в работе таких дисквалификационных комиссий будут полностью исключены за счёт открытости их деятельности, выборности и регулярной сменяемости их членов, постоянной доступности информации и всех документов о результатах работы этих комиссий. А также, за счёт открытого и активного участия граждан всей страны в деятельности этих комиссий.
Любое давление на суды со стороны дисквалификационных комиссий также исключено по вышеуказанным причинам.
Создание подобных дисквалификационных комиссий для всех других государственных структур возможно, но нецелесообразно, если судебная система страны начнёт эффективно функционировать.
Прецедентное судопроизводство.
Следующим очень важным преобразованием судебной системы должен стать переход из кодифицированного в прецедентное судопроизводство.
Поскольку справедливое судебное разбирательство всегда тяготеет к прецеденту, судьи уже не смогут, как сейчас, принимать диаметрально противоположные судебные решения по схожим делам, это станет абсолютно невозможным. Судопроизводство на основе прецедентов сделает судебные процессы более естественными и менее подверженными фарисейству и софистике со стороны судей и других участников процесса. Все судебные процессы постепенно нормализуются, а суды естественным образом придут к единообразному применению нормативно-правовой базы.
Сотрудники судов, которые по причине своих ущербных моральных качеств будут неспособны работать в прецедентном судопроизводстве, постепенно отсеются. Кадровый состав всех судом естественным образом качественно обновится.
В прецедентном судопроизводстве стороны судебных процессов будут более тщательно формировать свои доказательные базы, а судьи станут гораздо правильнее оценивать представленные доказательства. Особенно актуально это станет для уголовного и административного судопроизводства, поскольку судьи не смогут просто так игнорировать представленные сторонами доказательства и/или предвзято оценивать их. Следователи и прокуроры будут вынуждены также более тщательно собирать улики и формировать доказательную базу.
Принимая решения, судьи будут вынуждены более грамотно и детально мотивировать их. Таким образом, принцип состязательности сторон судебного процесса наполнится истинным содержанием.
Авторитет юристов и адвокатов, знающих закон, а не судью возрастёт многократно, а их услуги станут гораздо более востребованы как населением, так и в сфере бизнеса.
Для новой системы судопроизводства необходимо будет сформировать открытую базу прецедентов, причём в её основу нужно положить современные международные стандарты прав человека, а также будет полезно позаимствовать кое-что из продвинутых систем прецедентного судопроизводства других стран. Разумеется, эта база должна создаваться с применением современных электронных и программных технологий, которые значительно облегчат работу судей, юристов, адвокатов, следователей, правозащитников и правоведов.
Материалы всех открытых судебных процессов, включая дела, сданные в архив, должны быть доступны для ознакомления любому желающему. Сроки хранения всех судебных дел и документов следует увеличить. Проведения видеозаписи, а также фотографирование в открытых судебных заседаниях должно быть свободным, без предварительного разрешения судьи, за исключением случаев, когда против этого возражают стороны судебного процесса.
Для перехода на прецедентное судопроизводство, конечно же потребуется основательно переработать всё процессуальное законодательство, а также пересмотреть некоторые законы, содержащие неконституционные нормы, особенно те которые были приняты за последние несколько лет.
Согласно статье 118 Конституции РФ необходимо будет сформировать самостоятельную систему административных судов по своей структуре аналогичную системе арбитражных судов РФ. Все дела, вытекающие из административных и публично-правовых отношений, должны рассматриваться только в этих судах.
Необходимо будет ввести институт присяжных заседателей, аналогичный тому, который сейчас применяется в уголовном судопроизводстве, для рассмотрения некоторых гражданских, административных и арбитражных дел.
Функционирование обновленной судебной системы.
Введение в действие указанных мер обеспечит полную гарантию независимой деятельности всех судей и даст им возможность рассматривать дела и принимать справедливые судебные решения, в том числе в отношении представителей любых государственных органов.
Председатели судов должны быть лишены какого-либо влияния и/или давления на профессиональную деятельность судей. Должность председателя суда должна быть хозяйственно-административной, предназначенной только для обеспечения условий деятельности конкретного суда.
Информация об имущественном положении судей и их ближайших родственников, а также декларации их доходов и расходов должны быть в постоянном открытом доступе.
Зарплаты секретарей, помощников судей и другого вспомогательного персонала необходимо увеличить.
Все суды необходимо обеспечить помещениями для ознакомления с делами и оргтехникой, позволяющей гражданам копировать материалы дел непосредственно в здании суда.
Это краткий перечень первоочередных мер, необходимых для реформирования системы судов общей юрисдикции и восстановления справедливого судопроизводства в Российской Федерации. За рамками данной статьи осталось ещё много вопросов для детального обсуждения, а также очень важная тема конституционного законодательства и тема реформирования конституционного суда, поскольку данные темы подлежат ещё более тщательному анализу и обсуждению.