Этот пост не про громкозвучную "Россию-Италию". И не про постепенно покрывающуюся пылью актуальность Билла Виолы. Он о событии может быть и прозаичном, но, на мой взгляд, не менее важном, чем эти акции
Вчера после долгой и кропотливой реставрации в зал № 17а (тот, куда временно "вселили" всю "новую живопись"), на свои прежние места вернулись два декоративных панно Пьера Боннара, исполненные в 1912 году по заказу И.А. Морозова. Вы может быть помните эти безнадежно запыленные огромные холсты, вяло болтающиеся на перекошенных подрамниках, с потускневшими красками и ясно заметными дырками на мятых краях, одетые в убогие кривые рамки-обкладки. Казалось, они никогда не обретут подобающего достойного положения, долгие годы их воспринимали как неремонтопригодную обузу.
Но, как говорится, не было бы счастья... В обмен на предоставление нам в прошлом году панно Матисса "Танец" Музей современного искусства города Парижа попросил для своей выставки... наших "больших Боннаров"! Хочешь - не хочешь, но думать о реставрации пришлось. Были заказаны новые, надежные специальные подрамники, по дореволюционному образцу изготовили роскошные рамы. А в один из осенних дней прошлого года панно из зала "пропали".
В закрытом зале Микеланджело они легли на огромный реставрационный стол. Началась долгая работа по возрождению хрупких и капризных шедевров. Буквально по квадратным сантиметрам бригада реставраторов - честь им и хвала - нежными женскими руками очищала и укрепляла поверхность холста. Потом настала очередь ветхих кромок холста, затем закрыли и затонировали разрушения краски. Отдельная песня - натяжка холстов размером 3.75 на 3.50 на тяжеленные подрамники. И наконец - первая встреча возрожденных панно с новыми рамами по морозовскому образцу! Разум не верил тому, что видели глаза. Картины стали совершенно другими - яркими, изысканно-сверкающими, лучистыми; как будто заколыхалась листва деревьев, заискрилась вода, зазвучали голоса боннаровской сельской идиллии (панно посвящены временам года - ранней весне и осеннему сбору фруктов).
Все вчерашнее утро длилась повеска - ведь картины стали намного тяжелее и перемещать их теперь трудно. Но уже к обеду первая публика увидела установленные на специальных компенсирующих тяжесть подставках панно. Последний штрих - наклеивание рядом с картинами новых этикеток, где перечислены имена всех тех замечательных мастеров, превративших вашего покорного слугу из человека, обремененного пыльной обузой, в гордого хранителя возрожденных шедевров.
Отправка панно на выставку в Париж ожидается в конце текущего года. Трудно предугадать, как перенесут они путешествие на фургоне. Поэтому приглашаю посмотреть на них - сверкающих, свежеотреставрированных - сейчас, в зале № 17а ГМИИ им. Пушкина!