Как известно, финно-угорские народы не блещут быстротой. Вместо этого берут основательностью и Vanna Tallinn'ом, когда запас основательности иссякает.
С другой стороны, французы широко известны эгоизмом и самовлюбленностью. И лягушачьими копытами.
Это не к тому, что ниже будет рассказ про потребление деликатесов под денатураты...
Просто случилось так, что...
...самолет с регистрацией ES-ECR (страна Эстония, также известна как Чухня), тип F172N (Цессна, зробленная во французском городе Реймс), оказался в аэропорту Малми, возле города Хельсинки (а это тоже вотчина тех, кого давно-давно звали Чудь).
Весь этот ряд - сплошные гости из прошлого:
- Reims сейчас делает всего один тип Cessna, да и тот далеко не F172N,
- Малми уже давно не главный аэропорт Хельсинки (с 1952-го года им стал а/п Vantaa, откуда машут крылом всему миру MD11 Finnair),
- Эстония, в соответствии с новыми данными, уже не госуда... впрочем, хватит.
В таком виде чухонец был обнаружен на стоянке в Малми:
Было холодно и чухонец покрылся изморозью:
Прилетел самолет на этот аэродром в дождь, соответственно полный капот воды. Стоял после этого на морозе.
При попытке завестись, РУД ответил нежеланием двигаться, а двигатель ответил чихами-пыхами, сопровождаемыми стонами из цилиндров.
Сняв верхний капот и пошевелив коромысло на карбюраторе, к которому идет трос от РУДа - неисправность устранили (sic!). Оказалось, в трубке (в которой трос от РУДа ходит до карбюратора) замерзла вода, которая попала при крайнем полете. В копилку вредных советов: если ваш сосед по аэродрому вас достал - льем ему под давлением 30 литров воды на радиатор накануне заморозков :). Это если закончились последние доводы в виде подпиленных плоскостей и бетонных блоков на полосе.
Пока копались в самолете - послышались до боли знакомые звуки - прямо как в "Убить дракона".
Кто-то явно дышал с неба. Это были похмельные финские парни, летевшие за пивом:
Мы их за террористов приняли по началу, правда мимо башни они явно промахивались, видать кораном зачитались:
Кончилось все хорошо, воздухоплаватели оказались приличными людьми, корзинку приложили об бетон, сами выпали, шарик сдули. Никто не пострадал. Но в целом было странно наблюдать, как на 150 метрах висит этот пузырь, на 50 метров ниже его взлетает Mooney местной летной школы, а над всем этим взлетает из Vaanta рейсовый ATR-72, метров так на 300 выше этого цирка.
Нерадько получил бы инфаркт. Хорошо, что он в цирк не ходит.
Мимо по полосе протарахтел Икарус. Не автобус, а вот такая шайтан-арба:
С детства не люблю воздухоплавание. Видимо, все дело в братьях Монгольфье и страшных рожах на их балуне... "Порубил бы вас винтом...", вот такая вот страшная штука, детские комплексы:
Пока подогревали французскую цесны, пофотографировал самолеты неподалеку (литовский Ан-2 был вне радиуса 50 метров, т.е.далеко, в кадр не попал). PA-28 Cherokee Archer II:
Видавший виды Grumman American AA-5 Traveler, смешной аппарат:
Каждый коррумпированный CIO должен мечтать иметь такой самолет, чтобы вовремя свалить от аудита и совета директоров. И жить потом как жаба на болоте после удачного приводнения в этой C206 Turbo stationair:
Тем временем француз прогрелся до состояния "кушать подано" и мы порулили. Как настоящие разгильдяи - получив departure instructions, вежливо объяснили, что мы тут первый раз, знаем где РУД, РУС и Русь, а где ваша taxiway Bravo - не в курсе, отсюда видим только Golf и Kilo (и то благодаря тому, что еще водки не выпили), поэтому расскажите через какую из них нам на Bravo. Девушка диспетчер проявила чудеса выдержки и мы выехали по Bravo на полосу 18 без проблем.
Далее все было просто - взлет, набор, выход из TMA Malmi через точку Deger, далее прямым ходом на Лаппеенранту .
Что непривычно для задр*ченного пилота-частника в РФ - на аэродроме Лапенратна (EFLP, 2500x60m между прочим) в воскресенье никто не вышел на работу. Мы даже подумали, что у них забастовка. Ни диспетчер, ни вохрушник, ни даже внештатный сотрудник. Ни-ко-го. Тихо бормочет ATIS, честно предупреждая, что Tower is closed, FIR Tampere Radar 5 не препятствует посадке на закрытом аэродроме, воздушное пространстов вокруг которого превратилось в заветный Golf Airspace (если закрыта башня, о чем написано в AIP Финляндии). Второй повод для того, чтобы серьезно пошатнуть психическое здоровье авиационных властей РФ. Но на этом угроза их здоровью не заканчивается, если штука посильнее A/H1N1...
В течение часа ожидали приезда таможни и пограничников Республики Финляндия. Парни они разговорчивые, но почему-то только на финском. Английскому обучены, но просто так его не растрачивают, короче, характер нордический. В итоге таможня и поргранцы позади - прыгаем в самолет и взлетаем. До нас с полосы взлетает местный АОНовский самолет, без радиосвязи. В РФ - считай преступление, в Финляндии (и во всей Европе) - нормальная практика визуальных полетов с аэродрома в пр-ве G.
Мы, как гораздо более дисциплинированные, сообщаем в эфир наши намерения, отрываемся от земли и повисаем на винте нашего замечательного американского истребителя французской сборки. Один момент - пересечение госграницы РФ авиатранспорту разрешено в общем порядке только по МВЛ (международные воздушные линии). Минимальная высота таких на западных рубежах нашей Родины в районе Ленобласти - от 1500м до 3900м. В этот раз нам досталась трасса на 3900м. Справедливости ради стоит отметить, что такой порядок пересечения границы установлен законом о госгранице РФ, т.е.никакого произвола Росавиации тут не наблюдается. Также - пересечение вне МВЛ возможно (например на высоте 600м), но с разрешения Генштаба РФ. Вот так вот все серьезно.
Тем временем, высота уже 5000 футов, солнце еше высоко. Неграм еще карабкаться до эшелона FL135 (13500 футов)... Аэродром Лапенранта с высоты 5000 футов (1500 метров):
Высота растет, наш space shuttle ревет что есть мочи в свои 160 л.с., высота 8000 футов (2400 метров), другой ракурс по освещению:
Высотомер подползает к 9.700 футов (3000 метров):
Т.к.мы уже почти серьезный лайнер (пусть и с несерьезными намерениями, но зато как гудим на 3 км), стоит провети аналогию с гальюном Ту134, если кто понимает, это у французской сборки тюнинх такой в потолке:
Да, хитрые французы проделали дыры в крыше, при 45-градусном крене видно куда летишь.
Высота набирается по 150-200 футов в минуту. Становится понятно, что 3900 или даже около того - набрать-то можно, но либо потом на дозаправку обратно в Лаппеенранту, либо уже сразу до Пулково планировать без двигателя. Связь с Петербург-Контроль установлена, диспетчера запрашиваем добро на точку пересечения границы RATLA занять все-таки 3300, а не 3900м. Мужик видимо не разобрал наше бормотание и радостно сообщил, что занятие RATLA на 4500м нам разрешил. Честно признавшись, что наш конкорд не пробьет барьер и в 3900, поросили пожалеть и пустить нас на родину на 3300м, на что получили одобрение, за что диспу большое спасибо.
Крайний пейзаж Лаппеенранты с высоты 3300м:
Показания приборов - пациент не хочет дальше в горы:
Все, курс на родину, RATLA впереди:
Подходим к точке RATLA, что над границей. Просека на снимке - полоса госграницы (товарищ майор, на гугль мэпс можно и не то поглядеть, не надо нас в турму, пожалуйста):
Тарахтим дальше, все так же на 3300м, проходим Выборг:
Далее было 30 минут прямолинейного полета, смена УВД, снижение до 2500м, под управлением Петербург-Подход наблюдаем красивый закат на с Кронштадтом:
Диск солнца прячется за горизонт, Кронштадт - напротив - остается выше уровня моря:
Кубизм-оккультизм конечно, но дамба - удобная штука:
И вот мы уже вблизи - а родной город не подозревает какой песец к нему крадется...:
У песца нутро светится аж от зловредности:
Как обычно в Пулково - низкоскоростные борты (у нас заявленная скорость 100 миль в час) векторят (т.к.разница в скорости с другими бортами под управлением Пулково велика), поэтому следуем командам диспетчера (heading 080, altitude 1500), не забывая поглядывать на землю:
Векторение продолжается, нас заворачивают на обещанную полосу 28R, по радиообмену понимаем, что таким маневром диспетчер нам дал возможность зайти до рейса Узбекистанских Авиалиний, которого отвекторили кривым путем, чтобы нас не догнал случайно. Нам становится стыдно, что мы "тут разлетались", но деваться некуда, мы уже на глиссаде. Камера, снимающая видео и стоящая на приборной панели, усиленно засвечивает середину кадра, полоса прямо левее засветки:
Наш лайнер имеет оборудование для захода по КГС (правда, 1 комплект), поэтому нам и ночь не страшна - мы уже почти у троца, камера делает вид, что снимает:
Короткое выдерживание, касание, башня просит свалить вправо, т.к.сзади наседает могучий Узбек, что мы и делаем. После освобождения полосы нас встречает Форд Фокус, весь в маячках, провожает аж на 200 метров вперед, указывая нам наше место. Нет, не у параши, а рядом с PC-12 авиатакси Декстер.
Выключаемся, ждем власти (погранцы+таможня), потом нас на красивом автобусе отвозят до границы, где мы легализуемся в РФ и на этом можем считать данный перегон оконченным.
Выводы:
- летать - хорошо.
- хорошо летать - еще лучше.
- хорошо летать на родине - года 1.5 еще не получится.
- хорошо летать вне родины - можно, но либо на своем аппарате, либо получив лицензию JAA. И после этого - все равно - очень желательно на своем аппарате. И все это займет не особо меньше 1.5. года...
- соответственно, если все пойдет по оптимистичному плану, перманентное щастье наступит тут примерно в одно время с временно-ветренным щастьем там.