Это состояние открытости сознания трансцендентному. Творчество происходит, когда сознание взаимодействует с трансцендентным. А таким трансцендентным может быть любая "вещь-в-себе".
Наверное, можно сказать, что вдохновение само по себе трансцендентно. "...Легкий огнь, над кудрями пляшущий, дуновение - вдохновения". Да, оно явно не вещь, хотя может материализоваться.
Я тут под трансцендентным подразумеваю все, что выходит за рамки, так сказать, привычных схем сознания. То есть практически все, кроме самих этих схем с их внутренней стороны. Вещи в этом смысле тоже трансцендентны. Хотя я не сторонник радикального кантианства, но в каком-то плане это так. Соответственно, вдохновение - это то, что чувствуешь, выходя за рамки этих привычных схем, это вдох свежайшего воздуха в них! Поэтому настоящий реализм - это одновременно и настоящая фантастика, творчество, а не просто копирование. Это как заросший сад, упоминаемый Гоголем в "Мертвых душах", где истинно прекрасное рождается именно от взаимодействия схематически-сознательного с природным. А вот попытки голого сознательного конструирования в творчестве по этой же причине, скорее всего, являются малоперспективными. Поэтому, как правило, и бедно чисто аллегорическое искусство.
Comments 2
Reply
Соответственно, вдохновение - это то, что чувствуешь, выходя за рамки этих привычных схем, это вдох свежайшего воздуха в них!
Поэтому настоящий реализм - это одновременно и настоящая фантастика, творчество, а не просто копирование. Это как заросший сад, упоминаемый Гоголем в "Мертвых душах", где истинно прекрасное рождается именно от взаимодействия схематически-сознательного с природным.
А вот попытки голого сознательного конструирования в творчестве по этой же причине, скорее всего, являются малоперспективными. Поэтому, как правило, и бедно чисто аллегорическое искусство.
Reply
Leave a comment