и снова за образование

Apr 30, 2013 01:26

Местное IT-сообщество бурно обсуждает вопросы образования. И обсуждения эти не утихают со Стачки.

Давайте, все-таки, подумаем о будущем. Не о ближайшей перспективе, не о насущных проблемах, а о том, что нас ждет впереди.

О проблемах высшего образования уже говорилось. Теперь попробую с твердой почвы фактов и не очень твердой почвы умозаключений переместиться на зыбкое болотце предположений и гипотез.

И мои предположения таковы.

Чтобы радикально переломить ситуацию с вымиранием системы образования, есть только один путь. Необходимо создать реальные мотивации для преподавателей. В первую очередь, конечно, увеличить зарплату. Причем этим людям, которые работают в образовании, на самом деле много-то и не надо. Надо, чтоб зарплата преподавателя выдерживала сравнение с зарплатой уборщицы в торговом центре. И одновременно ужесточить требования к качеству знаний выпускников ВУЗов. Как проверять эти знания и как их оценивать, предмет отдельного обсуждения.

Что сейчас делает наше министерство? ВУЗы задыхаются от бумаг и отчетов. Нервотрепка с повальной аккредитацией, причем нам обещают, что это "счастье", которое мы имели раньше раз в пять лет, теперь мы сможем иметь в любой момент по прихоти министерства. То есть вся вот эта туева куча бумаг должна поддерживаться в актуальном состоянии 365 дней в году. В стандартах выдвигаются сумбурные, часто нелепые требования к компетенциям выпускников, и сами чиновники от образования не знают, как эти компетенции проверять и оценивать. Постоянно изобретаются новые рейтинги, как нашумевший не так давно анализ эффективности, когда чуть не закрыли все педагогические ВУЗы в стране. Плюс совершенно абсурдные требования по экономической эффективности (как, например, те же педуниверситеты могут заработать на хоз. договорах по 50 тыс на препода в год? какие такие у них х.д., если их основная задача - готовить педагогические кадры для школ?). И не забыть бы про подушевое финансирование. Это "изобретение" окончательно лишило преподавательский состав последних рычагов воздействия на студентов. Учиться они не хотят, а отчислить мы их не можем. Ну да речь не о студентах сейчас. Кстати, резкое, на технических специальностях почти втрое, повышение цен на обучение на платной основе, к которому ВУЗы вынудило министерство, тоже сыграло свою негативную роль. Количество студентов, обучающихся платно, упало практически до нуля, а это, опять же, подрыв "экономической эффективности" и дыра в бюджете ВУЗа.
Фактически, мы имеем именно ужесточение требований, причем не к качеству образования (потому что к качеству образования все перечисленное никакого отношения не имеет), а исключительно формальных требований по всем фронтам.

А мотивационная составляющая как воз - и ныне там. Объем работы растет как снежный ком, а зарплата как была, так и осталась.

Что же из этого последует? Очевидно - постепенно разбегутся остатки преподавателей, кто на пенсию, кто куда, и ВУЗы сами закроются, не выдержав давления.

Бесплатного образования в стране не останется.

Поскольку спрос на качественное образование есть и сейчас, и в дальнейшем недостаток квалифицированных специалистов будет ощущаться еще сильнее, начнут появляться частные коммерческие учебные заведения.

Думаю, именно такова цель нашего правительства - спихнуть с бюджета этот груз. В одночасье объявить об отмене бесплатного высшего образования невозможно - может привести к общественному взрыву. Поэтому проводится целенаправленная политика удушения существующих государственных ВУЗов под прикрытием лозунгов о необходимости технологического прорыва и потребности в инженерных кадрах.

В таких условиях обсуждать пути решения существующих ныне проблем мне представляется занятием бесперспективным. Заниматься этим и стараться что-то изменить и улучшить можно разве что в надежде, что изложенная выше гипотеза неверна, и правительство все-таки предпримет определенные действия к сохранению ВУЗов.

образование

Previous post Next post
Up