Европа vs. Америка: бытовые мелочи

Dec 05, 2015 21:50

Переехав между указанными континентами вот уже в третий раз (и всякий раз в составе разного количества членов семьи и мест багажа), думаю, могу обобщить кое-какой свой опыт в части всяких бытовых мелочей, которые не всегда видны туристу, но очень заметны, если и там и там какое-то время пожить.

Итак.


Домашнее
  • Американская бытовая техника, по сравнению с европейской, характеризуется словом БОЛЬШОЕ. Если стандартный вариант холодильника на европейской кухне - заподлицо с кухонными шкафами, а то и внутри шкафа (чтобы из дизайна кухни не выделяться), то в Америке - и шире, и глубже сантиметров на 10-15, в результате чего холодильник именно что выделяется - харакретно торчит из предназначенной для него ниши.
  • Стиральные и посудомоечные машины в Америке подключаются и к горячему, и к холодному крану, то есть берут горячую воду из водопровода; в Европе они подключаются только к холодному крану и греют воду сами, своей спиралью. С одной стороны, так экономится электроэнергия и повышается надежность (спирали нет - перегорать нечему). С другой стороны - температура всех процессов начинает зависеть от водопровода, а в инструкции к такой технике написано "для лучшего результата откройте горячий кран на кухне / в ванной, дождитесь горячей воды, и тогда запускайте машину".
  • Выключатели света в Америке устроены более логично: "вверх" значит "включить" (в Европе - наоборот, включить - это "вниз", что эстетичнее, но несколько противоестественно).
  • Отопление. В Европе популярно водяное отопление (котел греет воду, которая течет по батареям и греет комнаты); в Америке - воздушное, нередко совмещенное с кондиционером (агрегат греет или охлаждает воздух, который вентиляторы разносят по комнате). Водяное намного тише (если оно исправно), но охлаждать не умеет.
  • У типичного американского душа можно регулировать либо напор (но тогда вода холодная), либо температуру (но тогда напор максимальный); плюс к тому сам душ торчит из стенки и направить поток можно только очень приблизительно. Про то тоже только ленивые не писали; про что писали меньше, так это про то, что единого "европейского душа", как такового, нету. То, что мы привыкли называть европейским душем - это чаще всего "немецкий", такой двумерный джойстик, где горизонтальное перемещение регулирует температуру, а вертикальное - напор. (Это теоретически. Практически, с популярными в Германии проточными нагревателями воды, любое изменение напора меняет и температуру тоже, а если напор слабый, то нагреватель и вовсе выключается, с понятными матерными последствиями.) Или - иногда - южноевропейский, с двумя кранами, но не такими ржавыми и протекающими, как оно характерно для душа "советского". Есть и другие, например "скандинавский", в котором тоже два крана - один для напора, второй для температуры.
  • То же самое можно было бы написать и про унитазы: их гидравлика в Европе и Америке имеет несколько разную конструкцию. Вдаваться в подробности я по эстетическим соображениям не буду, скажу только, что в Европе унитаз "смывает", а в Америке... "вымывает", что ли. Однако, опять же, единого механизма, одинакового по всей Европе, нет: в Италии кнопка смыва часто расположена в стене и напоминает дверной звонок, а в Испании оно иногда управляется педалью, почти как в поездах "старой закалки".

Автомобильное
  • В Америке популярны задние поворотники красного цвета (а не оранжевого, как в Европе). Иначе как данью традиции это объяснить сложно: оранжевые сигналы и ярче, и заметнее красных. Особенно в потоке красных задних габаритов и стоп-сигналов. Особенно если у кого-то одна из лампочек не работает - не сразу понимаешь, подтормаживает он или поворачивает. Про это уже писали много раз, есть исследования, что оранжевые таки да, безопаснее, но традиции есть традиции.
  • Еще в Америке на машинах есть передние габаритные фонари светло-желтого цвета, которые иногда совмещают с передними же поворотниками: они всегда горят слабым светом, а когда машина поворачивает, то начинают мигать чуть ярче. Снова скорее всего дань традиции.
  • Только в Америке я видел, чтобы машина сигнализировала о своем запирании тем же гудком, который используется для убирания с пути лосей предупреждения об аварийной ситуации. То есть так же громко, только очень коротко. В Европе для этого почти всегда используется отдельная "квакалка", хотя и она многим не нравится. Мне говорили, что "американский гудок" берет начало из лихих лет, когда гудок был призван сигнализировать потенциальным ворикам и злоумышленникам, что "машина заперта, ловить тут нечего". Может, и байка, но при заезде в  большой американский гараж впечатление такое, что все всем бибикают :)
  • Про знаки я уже писал. Добавим сюда желтую разметку, что как раз очень удобно - на многополосной городской дороге невозможно перепутать направление движения даже теоретически.
  • Про получение прав самое интересное. В Европе до успешной сдачи экзамена человека до управления автомобилем никто не допускает, кроме как в учебной машине, в сопровождении инструктора, который в любой момент может взять управление на себя (у него есть свои педали и зеркала, ну а руль и ручку переключения передач он может и так схватить.) Включая сам экзамен - в Германии в машине сидит и экзаменатор, и инструктор (задача которого в том, чтобы все в ходе экзамена выжили не очень пугались). В Америке на экзамен приезжают мало того что на своей машине (!), так еще и, с шансами, сами (!!!). Дело в том, что первый этап по получению американских прав - сдача теоретического экзамена - дает право на вождение в сопровождении кого-то с "полновесными" правами. Поэтому приехал на экзамен с папой, а если сдал - то уехать можешь уже и сам. Учебные машины и курсы вождения есть, но, как правило, необязательны, и большинство учится этому у родителей, в ясельном старшем школьном возрасте. Тем, у кого родители посостоятельней, дарят машину к выпуску из школы - на обоих континентах.
Уличное

  • В Америке самый популярный материал тротуаров, там где они есть, - это бетон, который заливается прямо по месту. В Европе это либо плитка, либо (реже) асфальт. Асфальт же (он ровнее плитки, удобнее ехать) используется для велодорожек, что в Европе, что в Америке.
  • Европейские автобусы и даже иногда небольшие поезда имеют кнопочки требования остановки (чтобы не тормозить-разгоняться, если никто не входит и не выходит). В Америке нажатие на кнопку заменено дёрганием шнурочков, растянутых по всему автобусу (Кнопочки тоже попадаются, но их меньше.) Такие шнурки - опять дань традиции, когда-то они были полностью механическими - присоединены просто к колокольчику в кабине водителя.
  • Американцы намного больше привыкли ориентироваться по сторонам света, чем европейцы. Как внутри города (идите два квартала на йюг, потом поверните на восток), так и вне ("от выедете на шоссе такое-то в северном направлении и едьте 200 миль"). Европеец в этой ситуации будет ориентироваться либо на ландшафт ("в сторону реки"), либо на узловые точки ("в направлении Кёльна"). Думаю, что в осносном это обусловленно намного более "квадратной" системой пларировки как городов, так и автомагистралей - в европейском городе с его извилистыми улочками где юг, а где восток, без компаса и не поймешь. Компас, кстати, - почти непременный атрибут американской машины, а вот в европейских они реже.
  • А при указании места в городе европейцы чаще пользуются либо адресами, либо опять же ониентирами. Американцы - пересечениями улиц ("перекресток такой-то улицы с такой-то"). Так как номера домов на американской улице почти всегда не по порядку, типа 100, 110, 112, 114, 200, 300, 350, 400 и так далее (хорошо хоть функция остается условно монотонной), ценность адресов не такая большая (100 и 200 могут быть и соседними домами, и через три квартала), а с квадратным расположением улиц ориентироваться по перекресткам, наоборот, удобнее.

Пока всё. Будет вспоминаться что-то еще, буду писать. 

страны, Америка-Европа

Previous post Next post
Up