Живёте работой, ведёте сразу несколько проектов, а ваша жизнь уходит только на то, чтобы на неё зарабатывать? Разрываетесь между работой и учёбой, а хочется успевать заниматься спортом или проводить время с близкими и друзьями? В статье учимся держать work-life баланс за 4 реальных шага.
С коучами Сашей Чеховой и Яной Мытник выяснили, как эффективно управлять временем, чтобы успевать жить и работать, а психолог Алла Корсак рассказала, какие «баги» мешают нам свободно передвигаться по оси времени.
Шаг 1: устраняем хронофаги
Хронофаги? Что это? Это пожиратели времени - занятия, которые забирают у вас время, но не приносят отдыха или результата.
Прилегли с телефоном расслабиться в соцсетях, но встали с дивана через час ещё более уставшими, чем ложились? Это хронофаг похитил ваше драгоценное время.
Не путайте пожирателей времени с отдыхом
Главное их отличие: после настоящего отдыха вы чувствуете себя отдохнувшим. Хронофаг же оставляет ощущение бесполезно проведённого времени.
Ниже перечислим основные хронофаги и расскажем, как не позволить этим существам откусывать лакомые кусочки вашей жизни.
Пожиратель №1. Соцсети, YouTube и Telegram-каналы
Почему же они настолько притягательны? Создатели соцсетей не скрывают, что используют специальные механизмы и алгоритмы, заставляющие нас обновлять ленту. Но этому есть и биологическое объяснение.
Есть два эксперимента, объясняющие нашу зависимость от соцсетей:
Эксперимент №1
Крыс запустили в лабиринт, где на одном участке электричеством стимулировали дофаминовую систему, ответственную за удовольствие. Крысы не знали, в каком месте лабиринта они смогут получить свою электрическую дозу радости, поэтому тратили всё своё время на бег по лабиринту в поисках электрического разряда. Они перестали даже есть и размножаться.
Эксперимент №2
Обезьяну посадили в клетку с кнопкой, нажимая на которую, она получала сок. А иногда не получала. То есть, каждый раз, касаясь кнопки, животное не знало, будет ли дана ей награда. Учёные замерили активность её мозга и выяснили, что дофаминовая система обезьяны срабатывала одинаково, независимо от того, получала она сок или нет.
Как победить босса хронофагов, расскажем ниже.
Как бороться:
1) Не заходите в соцсети с утра, поскольку это активирует ваши дофаминовые петли и лишит вас креативности. Также не заглядывайте туда вечером перед сном. Если вы хотите выспаться, за час до сна лучше убрать подальше все гаджеты.
2) Определите количество времени, которое вам не жалко потратить на соцсети, и выберите время, когда вы уйдёте в омут соцсетей с головой, будете с удовольствием свайпать рилзы, лайкать комментарии друзей к вашему последнему посту и смеяться над новым безумным тик-током.
3) Вовремя остановитесь. В этом вам поможет специальное приложение, которое подскажет, что пора закругляться, либо таймер.
Пожиратель №2. Сериалы
Ну признайтесь себе честно, неужели вы жалеете о времени, проведённом за просмотром сериала «Друзья»? А «Твин Пикс» и «Игру престолов» вообще стоит отправить инопланетянам как образцы нашей культуры.
Тем не менее, наши эксперты сошлись на том, что сериалы - это те ещё пожиратели времени, и предложили способы с ними бороться.
Способ №1. Так же, как с соцсетями, выберите время для просмотра сериала и ограничьте себя. Например, смотрите только одну серию в день.
Вот прямо сейчас возьмите и оставьте героя на самом интересном месте, а дальше пусть ждёт-дожидается завтрашнего дня. Зато у вас будет время пофантазировать, как же будут развиваться события.
Способ №2. Совместите два пожирателя времени и наслаждайтесь.
Часто сериалы приятно совмещать с ручным трудом: вязанием, вышиванием, лепкой или штопкой.
Пожиратель №3. Бытовые дела
Как бороться: Так или иначе, нам приходится делать бытовые дела, поэтому можно совместить их с другими, более приятными хронофагами, вроде сериалов, а можно - с чем-то полезным, например, прослушиванием интересных подкастов.
Пожиратель №4. Неорганизованность и поиск нужного для работы
Как бороться: Начните с организации пространства. Превратите свой дом в систему, где у каждой вещи будет свое место. Так вы не будете тратить время на поиски, а порядок в комнате приведет к такому же порядку в голове.
То же самое происходит, если у вас беспорядок в компьютере.
Как бороться:
- Создайте систему и на своём рабочем месте, и в компьютере. Это легко делается при помощи папок.
- Обязательно регулярно проводите ревизию, удаляйте лишнее.
- Оптимизируйте стартовые сообщения для общения с клиентами, создавайте шаблоны.
- Используйте сервисы в соцсетях: есть сервисы, которые отвечают клиентам на запрос о покупке продукта.
Пожиратель №5. Телефонные разговоры или общение в переписке
Наверняка у вас тоже есть знакомый или родственник, которому вечно скучно, и он хочет поболтать с кем-нибудь забавы ради. Этот человек не учитывает, что развлекать его не входит в ваши обязанности и вы можете быть заняты.
Наши эксперты поделились советами, как никого не обидеть и не потратить при этом много времени.
Попробуйте договариваться о созвоне.
Если у вас уходит много времени на переписки с друзьями, то попробуйте перейти на звонки. Они занимают меньше времени.
А что скажет о пожирателях времени психология?
Алла назвала 5 главных психологических пожирателей нашего времени:
- Страхи, тревоги и самосаботаж. Вы будто делаете шаг вперёд и два шага назад из-за ощущения, что впереди опасно и непредсказуемо. В основе таких ощущений лежит базовое недоверие к миру. За ними могут скрываться переживания опасности в детском возрасте или уже во взрослой жизни.
- Сверхконтроль, избегание критики, ошибок и промахов из-за неуверенности в себе и собственных силах. Человек может поддаваться этому, если сталкивался с унижением и подавлением.
- Ощущение недостаточности, синдром самозванца, самокритика, когда ты постоянно ощущаешь себя «НЕДО…». Возникает, когда в детстве было много требований и критики и мало похвалы и поощрения.
- Помогаторство, спасательство. Когда тебе некогда заняться своей жизнью, потому что вы всем всегда должны. Возникает, если в детстве не была удовлетворена потребность в близости, любви, если одобрение принятие и любовь нужно было «заслуживать».
- Перфекционизм, идеализация по отношению к себе и миру. Возникает, когда ребенку запрещали желать и быть ответственным, а подростку - быть самостоятельным.
Если вы в чём-то узнаёте себя и понимаете, что вам не хватает времени не потому, что вы не умеете расставлять приоритеты, а потому, что вы тратите его на ненужные переживания, то есть смысл сначала сходить на терапию к психологу и навести порядок в душе, а потом уже во всем остальном.
Шаг 2: планируем
Почему важно планировать?
А может быть не планировать?
Да, вы не сможете сказать, что ничего не успели, если ничего не запланировали. Если у вас нет плана, успевать всё определённо не получится. Вы успеете лишь то, что важно для вас сейчас. Так забудется поход к стоматологу, пока сам зуб не разболится. А в горящих рабочих задачах потеряются важные стратегические, от которых зависит развитие вас и компании.
Даже при планировании не всё успевается.
Без плана много времени и энергии уходят вникуда. На вспоминание дел и дедлайнов, расставление приоритетов
Мария учится на филологическом факультете университета, живёт отдельно от родителей и работает в свободное от учёбы время. Как успевать жить и работать? Маше и вам помогут техники тайм-менеджмента, которыми поделились наши эксперты.
Расскажем о сути каждой техники в картинках и покажем, как это работает на примере Маши.
5 рабочих техник тайм-менеджмента
Техника №1. 10-90
В чём суть: 10% дня вы тратите на его планирование, а 90% времени вы реализуете свои планы.
Пример: Маша просыпается в 6 утра и до 8:30, пока она едет на первую пару, у неё есть время вспомнить все семинары и лекции, домашки, выписать горящие дедлайны по работе и записаться на йогу, чтобы расплыться после всех дел в блаженной шавасане. А в оставшееся время она просто будет следовать плану.
Кстати, заметьте, Маша заранее запланировала отдых. Почему это важно, расскажем ниже.
Техника №2. Квадрат Декарта
В чём суть: распределите все дела на 4 квадрата
- важно, срочно
- важно, не срочно
- неважно, срочно
- неважно, несрочно
Расставьте все свои задачи по этим 4-м квадратам. Эта техника подходит и для долгосрочного планирования.
Техника №3. 1-3-5
В чем суть: Вы планируете на день одно крупное дело, три поменьше и пять совсем мелких. Это количество может меняться в зависимости от ваших задач.
Техника №4. Метод помидора
В чём суть: вы засекаете на таймере определенное время и целиком погружаетесь в одну задачу. Затем делаете короткий промежуток на отдых и переходите с таймером уже к другой задаче.
В классической технике отрезки времени - «помидоры» - длятся полчаса: 25 минут работы и 5 минут отдыха.
Пример: Марии ужасно не хочется приступать к выполнению бытовых дел, но если она их не сделает, её комната покроется пылью, как Помпеи пеплом Везувия. Тогда Мария решает завести таймер на 20 минут, ведь 20 минут она совершенно точно сможет заниматься бытом, не отвлекаясь на что-то другое.
Техника №5. Гибкая техника
В чём суть: нужно выписать абсолютно все дела, которые нужно сделать, а рядом прописать время, которое требуется для каждого из дел. Прописать срок, к которому нужно закончить эти дела, и распределить их по своему свободному времени.
Сложность использования этой техники в том, что вы можете либо не знать, сколько времени вам потребуется для выполнения какого-то дела, либо вы можете ошибиться с определением количества этого времени.
Вооружившись этими техниками, вы сможете эффективно организовать своё время. Чтобы вы могли сберечь ещё больше времени для отдыха, саморазвития и общения с близкими, мы подготовили для вас список лайфхаков и полезных привычек, которые позволят вам оптимизировать трудозатраты.
Шаг 3: оптимизируем
Главное, когда начнёте вводить полезные привычки в свою жизнь, делайте это постепенно. Не будьте слишком строги к себе и не отказывайтесь от задуманного, если пропустили пару дней.
Лучше пропустить один-два дня и вернуться к системе, чем расстроиться и погрузиться в хаос со словами «Сгорел сарай - гори и хата».
Привычка №1. Сразу убираем всё на свое место
Мы уже писали, что неорганизованность и беспорядок - это пожиратели времени. Самая главная привычка, которая сэкономит время - организация пространства и быта.
Приведите в порядок каждый уголок в доме и свой компьютер. Пусть у каждой вещи будет свое место. Так вы не будете тратить время на поиски нужного. Поддерживайте порядок, каждый раз убирая то, чем воспользовались, на своё место.
Привычка №2. Составляем план на день
Планируйте свои продуктивные дни. Планируя, вы прокладываете дорогу для вашего дня. Нет плана - нет дороги, вы идёте наугад.
Привычка №3. Планируем отдых
Позаботьтесь об отдыхе заранее. Гораздо приятнее работать, зная, что в запланированный выходной вас ждёт поход в кино, встреча с друзьями или экскурсия в другом городе.
Привычка №4. Отказываемся от ненужного
Подумайте, какие дела вы можете не делать вообще. Действительно ли нужно мыть пол каждый день, или вы это делаете, потому что так делает ваша мама? Вы краситесь, потому что это вас заряжает энергией или для того, чтобы понравиться другим?
Если вы понимаете, что делаете что-то, руководствуясь стереотипами, предрассудками или чужими навязанными моделями поведения, смело откажитесь от этих дел.
Понять, на каких делах можно сэкономить время и силы, поможет метод зелёных и красных дел.
Посмотрим как выглядит метод красных и зеленых дел на примере Маши.
Привычка №5. Готовим на неделю
Вы можете заранее купить продукты и приготовить еду на неделю вперёд. Что-то можно заморозить, а что-то оставить в холодильнике.
Котлеты, голубцы, фаршированные перцы, блинчики с начинками и даже супы прекрасно существуют в морозильной камере и быстро разогреваются.
Привычка №6. Делегируем
Всё, от чего отказаться не получилось, можно делегировать. На работе можно собрать команду и распределить обязанности. Если вы работаете на себя - нанять ассистента.
В быту к вашим услугам всевозможные службы клининга и доставки. Если вы не можете ими воспользоваться, разделите обязанности с сожителями.
Если вдруг и эта опция недоступна, вы можете в своём сообществе договориться о бартере. Например, вы молниеносно моете полы и к тому же обожаете это делать, а ваш сосед очень быстро и вкусно готовит. Если вы обменяетесь работой, каждый из вас останется в выигрыше.
Каждая установка имеет корни и требует проработки с психологом, но ещё вы можете помочь себе самостоятельно, выполнив специальные упражнения от наших экспертов.
Вернёмся к Марии. Маша приобрела УФ-лампу, гель-лаки и всё, что требуется для ухода за руками, и тратит целых 3 часа в неделю, чтобы сделать себе маникюр.
Маша и не прочь пойти в салон, но ей мешает установка «Хочешь сделать хорошо - сделай это сам». Перепишем её в положительном ключе: «Есть много специалистов, которые сделают маникюр быстрее и красивее меня, а я в это время получу удовольствие, отдыхая в салоне».
Снова вернёмся к Марии и её установке «Хочешь сделать хорошо - сделай сам» - и попросим Марию выписать все плюсы и минусы этой установки.
Теперь Мария наглядно видит, что она теряет и получает, выполняя всё сама. Так она сможет принять взвешенное решение, заботиться ли ей о красе своих ногтей самой или довериться специалистам и пойти в салон.
Шаг 4: организуем свободное время
Наверняка вы не раз слышали: «Жизнь даётся всего один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» В это части статьи разберёмся, как провести сэкономленное время с пользой и не потонуть в тихом омуте соцсетей.
Помните, что время - это, к сожалению, ограниченный ресурс, и поймите, что принесёт вам удовольствие или отдых.
Вот идеи, как полезно организовать свободное время:
- Проведите время с близкими. Не забывайте о понятии качественного времени: это когда вас ничего не отвлекает от ваших близких. Это время, проведённое без телефона, без включенного телевизора и гаджетов, время, проведённое в мире другого человека.
- Найдите хобби. В этой статье найдёте 23 идеи интересных хобби и инструкцию, как выбрать себе занятие по душе.
- Обучайтесь новому. Когда мы учимся чему-то новому, мозг выстраивает новые нейронные связи, что приводит к положительным изменениям в жизни. Мы составили для вас топ-15 самых востребованных курсов для женщин, мужчин и студентов.
- Гуляйте на свежем воздухе, выполняйте физические упражнения. Задействуйте те зоны чувств, которые вы не задействуете во время работы.
«Время не любит, когда его тратят впустую», - сказал Генри Форд. Проводите своё рабочее время эффективно, а свободное - с удовольствием. Устраняйте хронофаги, планируйте свой день, оптимизируйте быт и наслаждайтесь своим свободным временем.
Читайте больше наших статей на
Courseburg!