Я и Конкуренция: любит - не любит.

Jun 19, 2014 09:26

Неотъемлемая  часть любого без исключения бизнеса, для некоторых двигатель вперед, для некоторых - заноза в одном, пардон, месте - Конкуренция.

Этот пост состоит из двух частей, первую написала я, вторую - Сонька Cut_the_Fish. Они написаны по-разному, мы исходим из противоположных предпосылок. Но итоговые выводы оказались на удивление похожими. И получилось это не столько из-за того, что мы - единомышленники. Нет, мы просто реалисты. Мы любим свое дело и хотим стать в нем лучшими. Мы не боимся работы, мы не ленимся учиться, анализировать свои ошибки и совершенствовать свои навыки. Почитайте и попробуйте понять свое собственное отношение к конкуренции.


фотография Luis Diaz Devesa

Часть первая: "Я люблю конкуренцию!"

Я люблю конкуренцию! Считайте это признанием в любви и можете так ей и передать.
Для меня это самый настоящий волшебный пендель. А таких пенделей мне зачастую требуется много и почаще. А в резных свечах, кстати, конкуренция невысока. А жаль, чесслово. Я бы так звездила! Я бы была еще лучше, чем сейчас. Потому как я свято верю в то, что конкуренция (кстати, речь идет только о честной конкуренции в области ручной работы) - двигатель прогресса.

Не знаю, как вы, а мое жизненное кредо еще с детского сада было следующим: я должна быть лучше всех. Нет, я не завистливая, отнюдь, я всегда искренне радуюсь достижениям других, я буду подниматься наверх и тянуть за себя всех и вся. А принцип "быть лучше всех" - это возможность продвигаться по жизни, стимул к развитию.

Так вот, к чему это я? Я так часто слышу отмазки, типа "ты много продаешь, потому что в твоей области низкая конкуренция" и, соответственно, "я мало продаю, потому что в моей области высокая конкуренция".

Господи, какие глупости. Не ищите повод оправдать свою лень, трусость и далее по списку. Посмотрите правде в глаза. Вам действительно лень? Ну так признайте это и не ищите оправдания! Вы боитесь большого объема работы, связанного с построением бренда? Сделайте с этим что-нибудь. Ну, или не делайте, но снова, не ищите оправданий.

К примеру, вы делаете украшения. Конкуренция бешеная! На том же сайте ETSY ваши украшения плохо продаются, в то время как аналогичные изделия у других продавцов расхватываются как горячие пирожки?

Не списывайте ваши неудачи на сами-знаете-кого. Стремитесь быть лучше всех. Переделывайте фотографии ваших изделий по сотне раз. Работайте над оптимизацией вашего магазина каждую неделю, экспериментируйте. Научитесь привлекать людей в социальных сетях, сделайте лучшую упаковку. Улучшайте все, что только можно. Продвигайтесь вперед, и вас заметят.

И да, я понимаю, что это требует затрат. Но знаете что? Не таких и огромных, как может показаться. Весь мой бизнес был разработан с минимальным  вложением денежных средств (понимаю, что у каждого понятие о минимальном свое, но у меня это и правда копейки). И когда мой бизнес начал приносить прибыль, то от этой прибыли каждый месяц мы откладывали понемногу на развитие. Так постепенно изменилось все.


фотография Bellejune

И если вы производите вещи из области свысокой конкуренцией, подумайте о том, что высокая конкуренция - косвенный признак того, что вы можете продавать в разы больше. Тут принцип следующий:

- большая конкуренция - признак большого количества производителей
- большое количество производителей - признак спроса на данный товар
- спрос на данный товар - признак огромного количества людей, ищущих этот товар

Иными словами, вас, производящих распространенный товар, ищут намного большее количество людей. Вам просто необходимо помочь им всем вас найти. А для этого необходимо учиться. Много учиться. Либо нанимать профессионалов на вашу раскрутку, но это вложение денег, притом немалых, да и данная опция не обсуждается в рамках этого поста.

У отсутствия конкуренции, на мой взгляд, множество недостатков. Малое количество производителей свидетельствует о малом спросе. Малый спрос, соответственно, свидетельствует о малом количестве покупателей, ищущих данный товар. Хотя, спрос, конечно же, мог бы быть и большим, просто потенциальные покупатели все еще не знают, что им это необходимо.

Как следствие, производителям товара с малым спросом приходится воспитывать покупателя, самостоятельно строить рыночный спрос на свой товар. К примеру, я делаю резные свечи. Знаете, сколько людей ищут именно резные свечи? Единицы. Большинство, притом подавляющее, даже не слышали о таких свечах. А как много людей ищут просто свечи? Множество! Но, видя фотографии резных свечей в интернете или даже рассматривая их на прилавке реального магазина, они даже не понимают, что это свечи. Большинство считает, что это керамические подсвечники. Именно по этой причине моему мужу, который помогает мне продавать на ярмарке, приходится буквально каждому покупателю  объяснять, что это свечи. И снаружи тоже! И не надо тыкать в них пальцем, чтобы в этом убедиться! Да не керамика это, не керамика, парафин. Ну я же сказал, это свечи, и снаружи тоже!

Непросто, в общем. Воспитывать покупателя, самостоятельно привлекать его к вашему творчеству, это непростая задача.

Хотя, я тут раскричалась, а сама однажды нешуточно испугалась этой самой конкуренции. Два года назад я, проверяя местонахождение моих свечей по определенным ключевым словам на сайте ETSY и, наткнулась на резную свечу с моим названием, описанием товара и тегами. Только вот фотография была не моя. Оказалось, один умник начал продавать резные свечи на ETSY. Ну и хорошо, продавай на здоровье. Да только, наверное с целью повторить мой успех, он решил полностью скопировать мой магазин. Он скопировал названия товаров, теги, описание товара. И не струсила бы я, будь у него плохие свечи или неважные фотографии. Но и свечи и фотографии были выполнены довольно-таки неплохо. Во всяком случае, для среднестатистического покупателя, который вряд ли заметит мои изощрения с сочетаемостью цветов, форм и т.д. А уж тот факт, что проживал он в США, подкосил меня окончательно. Подавляющее большинство моих покупателей - жители США, и данный аргумент явно не в мою пользу. Они однозначно предпочтут более дешевую и быструю пересылку внутри своей страны проживания.

Честно говоря, меня абсолютно не задел тот факт, что он все скопировал. Наплевать. Как мне потом говорили многие: ого, да это успех, копируют лучших. Проблема была именно в появлении серьезного конкурента. Кстати, боялась я его конкуренции именно в предрождественский период. Прошлогодний опыт подсказывал, что к Рождеству надо быть во всеоружии. Именно в этот праздник у меня продается свечей больше, чем я могу произвести (поэтому и не спим по ночам, работаем). А тут такой конкурент. С началом рождественского ажиотажа я сказала мужу: вот сейчас и наступит момент истины, посмотрим, что будет.

Подробный рассказ о том, как я следила за количеством продаж в его магазине, я опущу, лучше сразу подведу итог для любопытных: я продала в шесть раз больше его. Речь, кстати, идет о нескольких сотнях единиц. Я проверяла - он звездил так же, как и я, на первых страницах, думаю, что в плане оптимизации на ETSY шансы у нас были более-менее равны. Но я победила с огромным отрывом.

С тех пор и коробит меня, когда рукоделы, желающие продать свои изделия, ищут причины своих неудач. И на первом месте в списке причин всегда красуется вездесущая, Великая и Ужасная Конкуренция.

Доведите ваши изделия, ваши фотографии, ваш магазин до совершенства и увидите, вас заметят. Я понимаю, что есть разные периоды в жизни, когда буквально приходится перешагивать через себя, но что поделать, кому сейчас легко?

А каково ваше мнение относительно этого вопроса? Есть ли у вас такой страх?
Придерживаетесь ли вы мнения, что причины неудач - в высокой конкуренции?

А теперь мнение Сонки по тому же вопросу.

Часть вторая: "Я не люблю конкуренцию!"

Я не люблю конкуренцию. Если бы конкуренция была человеком, я бы сказала ей столь привычную по американским фильмам формулировку: "Дело не в тебе, дело во мне..."

Конкуренция - она довольно грубая штука, она не гнушается воровством, склонна к хвастовству, практически бесчувственная скотина. Будь моя воля, я бы конкурентов всех ногами в тазик с цементом - и в речку... Но я же - девочка, это некрасиво. Поэтому приходится с конкуренцией жить, да еще и играть по ее правилам.


фото Alvaro Bueno

Когда я прыгнула с головой в омут своего хендмейд-бизнеса, я не подозревала, какое количество крокодайлов в нем водятся. И я далеко не сразу пришла к тому товару, который произвожу сейчас. До этого была куча экспериментов, которые завершились тем, что я заплыла в самый крокодайловый уголок: я делаю украшения, как и тыщи других рукоделов. В нашем омуте вода всегда кипит, новые крокодайлы вылупляются с бешеной скоростью, старые - матереют. Многие дохнут, не выдержав этой самой вашей конкуренции. Почему же их так много? Почему бы им не заняться... ну я не знаю, к примеру - резными свечами? Вот и Наташа была бы счастлива...

Причина первая, последняя и главная - украшения покупают всегда. Допустим, идет по ярмарке парочка - праздно шатается, так сказать. У них в карманцах есть некоторое количество денег, которые они готовы потратить. А по сторонам - диво дивное, сплошные искусы и соблазны: и тебе деревянные скворечники, и тебе керамические блюдечки, и вышивка крестиком, и резные свечи откуда не возьмись... И что же купит эта наша гипотетическая парочка?

Как ни странно, из всей этой пестрой банды наибольшие шансы на успех имеет производитель украшений. Украшение - это один из немногих бесполезных, в общем-то, товаров, который почему-то таковым не воспринимается. У любой девушки возникает вопрос: а зачем таки нужен деревянный скворечник? Нет, это, конечно, мило, но бесполезно, его еще нужно вешать куда-то, он место занимает, да и вообще - сколько уж их надо, скворечников этих, для счастья? То ли дело - украшения. Их можно в коробочке на серванте тонну хранить. И все - нужные. Это я надеваю на работу (чтоб все видели, какая я особенная, и вкус у меня - ого-го), это я ношу на светские рауты (там посередине бриллиант, статусный такой), а это - мое любимое, на нем бумажный журавлик нарисован...

Суть в том, что украшения - товар с неизменно высоким спросом, и продавать его несравненно легче, чем скворечники и резные свечи: для любого товара, пользующегося устойчивым спросом, система купли-продажи уже выстроена. ETSY построен для продажи украшений в первую очередь - а иначе почему там нет на главной странице раздела "резные свечи", а раздел "Jewelry" - есть?

Да и в реале то же самое. Когда меня приглашают на какую-нибудь ярмарку, где я никогда не была доселе, у меня не возникает вопроса, будет ли мой товар пользоваться спросом, меня интересует только, будут ли там люди. Если будут, то я практически уверена в успехе, несмотря на количество конкурентов. Я их не люблю, но и не боюсь, и могу объяснить, почему.

Дело в том, что два года шатания по рукодельным ярмаркам, набитым украшениями под завязку, заставили меня совершенствовать свой товар, его презентацию, мое общение с клиентами до такого уровня, на котором я в 90% случаев покидаю ярмарку с мешком денег и чувством гордости за свой товар, который привлек столько людей и надавал другим товарам по заднице (так им и надо, ненавистным конкурентам!). Я зарабатываю мало только там, где нет людей. Это был долгий процесс, в котором были периоды отчаяния и неуверенности. Каждый такой кризис давался мне с трудом, но каждый из них заканчивался неким серьезным достижением, улучшением качества моего товара. Мне пришлось сделать уникальные украшения, которых ни у кого нет и не будет, потому что я использую для них свои рисунки. А как иначе-то? Иначе конкурирующие крокодайлы обглодают вас до косточки.

Создание уникального, конкурентоспособного товара, который позволит вам зарабатывать на фоне кишащего конкурентами водоема, - дело долгое, трудное, требующее креативности, внимания к мелочам и моральной устойчивости. Но дело того стоит: этот товар будут покупать. Иначе откуда все эти конкуренты вынырнули? Почему они не делают скворечники?

Все просто. Есть товар, пользующийся спросом. И в нашу эпоху глобализации и свободного рынка предложение всегда превысит спрос. Но если посмотреть в этот омут внимательнее, что мы увидим?

Во-первых, огромный процент этих самых крокодайлов только что вылупился на свет. Они еще сами не знают, чем они будут заниматься. Я знаю, о чем я говорю, сама была такой. Большинство будет сожрано на первичной стадии развития. У них не хватит сил, терпения, времени, креативности, чтобы создать конкурентоспособный товар. У меня - хватило. Я вкалывала над этим проектом два года фулл-тайм, и теперь мне смешно смотреть на то, что я делала в начале. И - подумать только - у меня хватало наглости удивляться тому, что я проигрываю конкуренцию!

Те же, что выжили, борются между собой. Худшие - копируют успешных конкурентов. Лучшие - думают о том, как сделать свой товар самым притягательным, фотки - самыми красивыми, упаковку - самой мимимишечной, цены - самыми разумными. Вам всего-то и остается, что стать самыми лучшими и заткнуть конкурентов за пояс. И заработать на этом куда проще, чем если вас всего два человека, производящих те же резные свечи: в этом случае второй будет довольствоваться жалкими объедками целевой аудитории. А на вас с вашим популярным товаром покупатель найдется, вам не обязательно попасть в тройку призеров, в десятке тоже можно хорошо заработать, и даже в сотне.

Я пришла в этот бизнес не в поисках легких денег. Я считаю, что это - суперклевая работа моей мечты, мое призвание, если хотите. И если вдруг выясняется, что я недостаточно хороша, чтобы выиграть конкуренцию в той области, которая мне настолько интересна, и которую я считаю своим призванием, то мне не на кого жаловаться, кроме самой себя. В общем, суть моей проповеди сводится к одному: если вы не любите конкуренцию, как не люблю ее я, то дело не в ней, дело в вас.

Смысл Наташиного послания я понимаю так: "Хватит ныть, иди работать!" Я немного смягчу его тон: "Можешь немножечко поныть. Поныла? А теперь - иди работать!"

планирование бизнеса, Страхи

Previous post Next post
Up