"Сёстры Магдалины", режиссёр Питер Муллан, 2002 год, Ирландия, Великобритания

Apr 10, 2014 21:58


          Нечасто приходится через кино открывать неизвестные стороны жизни стран, относящих себя к категории цивилизованных. Казалось бы, информационное общество позаботилось о том, чтобы прорисовать нам полную, объёмную и убедительную картину их жизнеустройства, но, оказывается, есть ещё пробелы в познаниях. Подозреваю, что не только в моих.

Ирландия представлялась мне тихой, благопристойной буржуазной страной, прошедшей пик своей пассионарности и теперь успокоившейся в рамках отведённой историей места. Небольшое европейское государство, типа Швейцарии, со всеми прелестями комфорта и сопровождающей его скуки. И вдруг оказывается, что и у них не обошлось без скелетов в шкафу. Да ещё каких скелетов!

      
          Сеть воспитательно-исправительных учреждений при монастырях, получивших имя святой Магдалины, возникла ещё в конце XVIII века в протестантской среде (Англия, Канада, Франция и другие), но наибольшее распространение получила в католической Ирландии. Созданные первоначально с целью возвращения падших женщин на путь истинный, по мере своего развития приюты расширяли сферу своего действия и превратились в учреждения принудительного труда и содержания. Переведённые на самофинансирование, приюты вынуждены были зарабатывать себе на жизнь трудом своих воспитанниц. Чаще всего, изнурительным трудом в качестве швей или прачек, из-за чего в Ирландии этим заведениям дали второе название - «прачечные». Со временем в приюты стали помещать не только проституток, но и матерей-одиночек, жертв сексуального насилия в детстве, женщин с задержками в умственном развитии и, даже, просто красивых девушек, чьё поведение казалось недостаточно скромным. В последнем случае, правда, требовалось заявление родителей, священников или врачей. Помимо приютов Магдалины в Великобритании и Ирландии была развёрнута сеть государственных приютов с аналогичными функциями. Многие из попавших в эти заведения женщин проводили в них всю жизнь, а вырвавшиеся из этого ада с трудом адаптировались к нормальной жизни из-за произошедших с их психикой необратимых изменений. Возможно, приюты так и действовали бы в Ирландии до сих пор, если бы не случай - в 1993 году монашеский орден в Дублине продал часть своего прихода одной компании по недвижимости. На территории попавшего под продажу приюта обнаружили останки 155 воспитанниц. Кремация этих тел и привела к скандалу, поскольку в католической Ирландии кремация считается языческим обрядом. Расследование и показания бывших воспитанниц выявило множество случаев сексуального, физического и психологического насилия, а также изоляции от мира на неопределённый срок. А на территории ещё одного приюта были обнаружены безымянные могилы умерших там детей. Закрыты приюты были только в 1996 году, а скандалы вокруг них не утихают до сих пор.

Действие фильма «Сёстры Магдалины» происходит в Дублине 1964-го года. Показана судьба четырёх девушек. Первая попала в приют за то, что была изнасилована своим кузеном, вторая за внебрачного ребёнка, третья за слабоумие, а четвёртая за то, что привлекала внимание парней и строила им глазки. Фактически, за мыслепреступление, поскольку на её слова о том, что она никогда не была с мужчинами, надсмотрщица-монашка резонно заметила: «Но ведь хотела!». Теперь им всем предстоит отмывать свои грехи в душной прачечной. Сказать, что дисциплина в приюте армейская - значит ничего не сказать. Думаю, даже в тюрьме нет таких порядков. Выматывающая все силы работа безо всяких КЗОТов и Деклараций прав человека на фоне моральных унижений со стороны присматривающих за воспитанницами монахинь, которые, возможно, искренне считают себя исполнителями Божьей воли. Но излишнее рвение добра в борьбе со злом превращает это добро в зло, калеча попутно и души борцов. Есть тут и ещё один интересный момент: нельзя сказать, что этот приют представляет собой надёжно запертую систему, из которой нет выхода. Напротив, и обстоятельства часто благоприятствуют побегу из этого ада, да и стены там не так высоки. Но высоки внутренние стены, через которые не перешагнуть, и томятся там женщины с юных лет до самой смерти, даже в мыслях не помышляя о бегстве. За редким исключением, но отклонения бывают везде, а общая тенденция такова: посадили, значит есть за что и с этим надо смириться., отмаливая и отмывая свои грехи.

Не могу удержаться от некоторых сравнений. Напомню, что фильм показывает нам 1964-й год в европейской стране. Идёт холодная война и на СССР обрушиваются обвинения в нарушениях прав человека (возможно, с использованием других терминов), об использовании психиатрии в борьбе с инакомыслием и прочее, прочее, прочее. А тут под боком тысячи людей безо всякого суда и следствия, на основании чьих-то мнений на неопределённый (иногда на пожизненный) срок заточают в условия, которые составили бы «честь» Средневековью. И просто поражает, что обвинённые воспринимали происходящее с ними как должное! Двусторонняя грыжа какая-то! Обязательно посмотрите «Сестёр Магдалины», хотя бы в познавательных целях. Но и с художественной стороны фильм стоит того, не зря он получал призы в Венеции и Торонто.
---

Кино, цЫвилизация

Previous post Next post
Up