Продолжение «мыльной» оперы
crazy-reader.livejournal.com/2009/08/12/ , то есть описание фрагментов путешествия по Калужской области, проиллюстрированных фотографиями, сделанными с помощью мыльницы.
Покинув село Ульяново и переместившись километров на 45 севернее, оказался в Козельске. Осмотр самого города в планы не входил, поскольку оставшееся время было предназначено двум разнополым монастырям - мужскому в Оптиной Пустыни и женскому в Шамордино. Так сложилась русская история, что церкви и монастыри стали у нас, пожалуй, самыми распространёнными памятниками архитектуры и строительства, связывающие времена воедино. Это не Европа, где замки или их развалины в количественном отношении конкурируют с культовыми сооружениями - наши светские постройки не столь многочисленны и, хотя и в малых городах можно найти свидетельства старины, церкви всё же доминируют в общей картине. И выскажу совсем уж спорное утверждение - на генетическом уровне в русского человека заложена геометрия церкви (здания, конечно, имею в виду, не организацию), она для него близка и притягательна.
Но это всё слова, а жизнь требовала удовлетворения насущного - надо было найти пристанище для ночлега. Небогатый выбор пал на гостиницу Паломник, пристроившуюся километрах в пяти от Козельска и чуть более двух от Оптиной Пустыни:
Она и стала началом дороги в монастырь (конечно, с целью осмотра). Но на повороте привлек внимание грузовик, взгромоздившийся на пьедестал. Оказалось, что это каким-то образом символизирует Козельский механический завод и, заодно, метит дорогу к нему и одноимённому микрорайону:
Оптина пустынь достаточно известна, поэтому не буду много комментировать:
Ну вот и всё про Оптину пустынь, теперь двинем основные силы в Шамордино, до которого по новой дороге минут 15-20 езды. Дело было следующим утром, около половины восьмого и погода не очень располагала к фотосессии и даже к прогулкам - трава была сырая от росы, но пока одна половина группы находилась на утренней службе, вторая, в моём лице, спустилась к реке. Надо сказать, что в отличие от самого монастыря и близлежащих полей, низовье около реки зарастает травой и кустарником, да и сама река затягивается водорослями и мелеет.
Освещённость была неважная, но вот так выглядит Казанский храм снизу:
Тут же, под горой, находится и святой источник. Точнее, их тут два, но ко второму я не полез. Это домик, построенный над источником:
Странная надпись на двери купальни, выстроенной чуть ниже источника:
Спуститься к источнику можно по ступенькам, значительно облегчающим спуск, не говоря уже о подъёме - ведь люди прибывают сюда разного возраста и здоровья и если детям такие испытания переносятся как развлечение, то пожилые кряхтят и скрипят.
Для особо утомившихся или просто решивших подышать природой и, заодно, окинуть окрестности умиротворённым взглядом выстроена смотровая площадка. Жаль, что по обе стороны растущий лес всё больше сужает открывающийся вид, но и так всё достаточно живописно:
Шамординский монастырь был одним из самых молодых монастырёй Российской империи. Основан в 1884 году оптинским старцем Амвросием на средства его духовной дочери Амвросии (Ключаревой). Изначально эти средства были предназначены её внучкам - двум близняшкам Любе и Вере и только в случае их смерти могли быть переданы церкви на создание в Шамордино женской общины. Так получилось, что во время нахождения в Оптиной пустыне сёстры заболели дифтеритом и умерли практически одновременно в возрасте 12 лет. Их могилы и сейчас находятся в Оптиной пустыне рядом с могилой бабушки (фотография была выше).
А это дом купца С.В. Перлова, известного чаеторговца начала 20-го века и основного спонсора строительства монастыря, говоря современным языком. Его чайный домик на Мясницкой (до недавнего времени Кировской) улице хорошо знаком москвичам:
Перлов был похоронен в Шамординском монастыре, но усыпальница была разрушена во время советской власти и, по слухам, участь его останков была печальной.
А это монастырское кладбище, на котором похоронена и сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна, после трагических житейских передряг принявшая постриг и долгое время проживавшая здесь. Однажды она преподнесла любимому брату, весьма скептически относившемуся к церкви и её институтам, подушку, на которой сёстры (то есть монашки) вышили надпись «Дорогому графу Льву Николаевичу от шамординских дур». Кстати Л.Н. Толстой не раз бывал в Шамордино. По преданию, именно здесь при виде огромного, крепкого куста татарника ему пришёл в голову замысел «Хаджи Мурата». И в своё последнее путешествие писатель направился сюда. Дыхание погони, высланной за ним из Ясной Поляны вынудило его спешно покинуть монастырь и выехать в Астапово, где всё и завершилось самым печальным образом.
Сейчас большинство могил заняли жители самого посёлка Шамордино, созданного вместо монастыря в 20-е годы прошлого века, а также окрестных деревень. И до сих пор хоронят здесь не только монашек. Очень удивила меня обнаруженная здесь могила Шипунова Фотия Яковлевича - даже не могу сказать, что связывало его с этими местами.
Это Казанский храм, работы по постройке которого начались в 1887 году ещё при жизни первой настоятельницы монастыря Софии, чья могила находится перед восточной стороной храма:
Всё заканчивается, закончилось и это путешествие, пора покидать монастырские стены:
И напоследок ещё несколько кадров: